Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Возвращаясь к истокам»
рабочая программа

цынглер наталья николаевна

Данная программа реализуется педагогами МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», православным приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и педагогами и учащимися МСОШ.

Цикл мероприятий, который входит в программу «Возвращаясь к истокам»  рассчитан на воспитанников 4х классов. Каждое мероприятие это —  вхождение в мир Церкви, в культуру Православия  и  в культуру русской истории. Так мы даем нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Оно ознакомительное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2021_duhovno_-_nravstvennyy.docx132.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

«Возвращаясь к истокам»

C:\Users\Админ\Desktop\проект  - храм\проект\4e1e9d9f5174488438e2c8a18e1m--fen-shuj-i-ezoterika-magicheskij-kvadrat-solntsa-bozhestvenny.jpg

Автор – составитель:

педагог дополнительного образования

Цынглер Наталья Николаевна

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»

г.п. Междуреченский

2021 год

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Перед педагогами встают вопросы - чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

Опросы, проведенные среди учащейся молодежи,   показывают, что у них на первом месте стоят ценности достатка, успешной карьеры, а на последнем месте стоят духовные  и религиозные потребности. Дети стремятся иметь деньги, связи, власть, но не выбирают активную жизнь, связанную с полезной созидательной деятельностью для себя, для других и для общества. Проблема равнодушия очень остро стоит в современном мире. Мы часто слышим такие слова как: «мне все равно», «сам виноват», «меня это не интересует» - это все говорит о равнодушии человека. Все чаще задумываемся о том, что люди начали агрессивно реагировать на других людей, на мир и доброта уже начинает отходить на задний план. Равнодушный человек, прежде всего, безразличен к самому себе. Он редко признается в том, что он равнодушен ко всему, но его отношение к окружающим будет проявляться в равнодушии. Когда в сердце человека оседает равнодушие, он со временем превращается черствого и бездушную личность. Подростки всё чаще проявляют агрессию по отношению к своим сверстникам, пытаясь самоутвердиться за счёт слабого.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.  И конечно,  духовно – нравственное воспитание формирует  в каждом ребенке общечеловеческие  ценности,  добродетели:  любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, вера в прекрасное, ответственность, этическая культура, нравственные устои. 

В настоящее время, когда необходимо духовное возрождение России, особенно актуальны вопросы формирования нравственности, духовности, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1]  

Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи является приоритетным направлением работы образовательных организаций. В связи с этими педагогами центра дополнительного образования  была разработана программа «?» комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Цель программы сформулирована в соответствии с целью, обозначенной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1] - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы конкретизируют и раскрывают данную цель:

1.Интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной традиции, через использование эффективных технологий обучения.

2. Укрепление нравственности на основе духовных отечественных традиций.

3. Формирование морали на основе общепринятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

4. Формирование осознания ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью, умение им противостоять.

Данная программа реализуется педагогами МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», православным приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и педагогами и учащимися МСОШ.

Цикл мероприятий, который входит в программу «Возвращаясь к истокам»  рассчитан на воспитанников 4х классов. Каждое мероприятие это —  вхождение в мир Церкви, в культуру Православия  и  в культуру русской истории. Так мы даем нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Оно ознакомительное.

Основными принципами реализации программы являются:

краеведческий принцип;

- антропологический подход как системообразующий в интегрировании знаний о духовной сущности человека и целостности личности, где духовное и телесное неразделимы;

- принцип системности, который предусматривает включение в содержание духовно-нравственного просвещения философских, научных и религиозных взглядов на проблемы миропонимания, места и предназначения человека в существующем мире;

- принцип личностно-ориентированного образования, направленный на обеспечение условий свободы выбора воспитанниками видов, форм и способов осуществления творческой поисковой деятельности, что создает предпосылку духовного самоопределения и духовно-нравственного становления личности.

Особенность данной программы заключается:

- в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям, конкретной теме;

- включение учащихся в активную познавательную деятельность дающих возможность для развития духовно-нравственных качеств личности;

- внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий;

- педагог преимущественно выступает в роли консультанта;

-применение преимущественно коллективной формы работы.

Тема

Форма

Срок

1

«Мама – главное слово».

(Рождество Богородицы)

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

сентябрь

2

«Надежда наша»

(Покров Пресвятой Богородицы)

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

октябрь

3

День народного единства

(Икона Казанской Божьей Матери)

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

ноябрь

4

«В душе сохраняется свет»

(Святые полководцы России. 800-летие со дня рождения князя Александра Невского)

Час православия

Викторина

декабрь

5

«Под чистым небом  Рождества»

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

Кукольный спектакль

январь

6

«С любовью в сердце»

(житие Ксении Петербургской)

Час православия

Викторина

Февраль

7

«Великий пост - время добра и сострадания».

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

март

8

Пасха Красная

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

Кукольный спектакль

апрель

9

«Фронтовыми дорогами»

Беседа – рассказ

Мастер – классы ДПИ

май

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 -  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

   - уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е. Н. Степанова.М.: ТЦ «Сфера», 2001

  1. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
  2. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
  3. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
  4. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007.
  5. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

"Соработничество школы и церкви" Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию (Возраст детей 6-17 лет)

Работа представлена на  ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитанияи работы с детьми и молодёжью до 20 лет  «За нравственный подвиг учителя»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Краеведческий кружок детского фольклорного объединения «Истоки»

Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у  школьников.   Историческое краеведение в школе  является одним из источников обогащения учащимися знаниями  о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...