Интернет ресурсы для учащихся и родителей
статья на тему

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Изобразительная деятельность детей.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики». Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:

- как происходит возрастная эволюция детского рисунка;

- анализ связи умственного развития и рисования;

- связь между личностью ребенка и рисунком.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. Изобразительная деятельность требует согласованное участие многих психических функций. В процессе рисования координируется конкретно–образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно–логическое, за которое ответственно левое полушарие. Чем наблюдательней ребенок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок, и почему он так рисует. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди детей можно встретить два типа рисовальщиков:

А) наблюдатель;

Б) мечтатель.

Для наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни.

Для мечтателя – образы сказок, образы воображения.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется, это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Этапы развития детского рисунка подразделяются на стадии:

- каракулей;

- предметного рисования;

- правдоподобных изображений – от человека к его окружению.

Творчество – еще один из важных видов культурно–досуговой деятельности ребенка. Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:

1) не мешать ребенку творить;

2) быть рядом с ним в этом процессе;

3) принять и понять его;

4) довериться ребенку в минуты творческого поиска;

5) самому быть творцом;

6) бережно относиться к результатам детского творческого труда.

По мнению многих авторов, семья самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка, ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир, и конечно, для того чтобы ребенок был творчески развитым и всесторонним, родители должны быть в тесной связи со специалистами, педагогами, воспитателями и включаться в живой процесс взаимодействий «ребенок – родитель – специалист».

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую–либо проблему, наиболее удобную для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит.

Особое внимание можно уделить проблеме разрешения, переживания страхов.

Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изотерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут глубоко лежать в сознании или даже в бессознательном. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее ребенку проявить себя ярче, чем в письме и речи.

Благодаря занятиям по рисованию с использованием различных форм художественной экспрессии, складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в творческой деятельности. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором, но в целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Таким образом, на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно–выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность вполне передавать образы предметов и явлений окружающей деятельности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности. При самостоятельном выборе нахождении и обработке формы ребенок развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение, и позднее вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умении рисовать», но важнее – правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности. Занимаясь развитием творчества, педагог не только развивает воображение, фантазию, избавление от страхов, выплескивание эмоции, но также посредством творчества развивается мелкая моторика и координация движений пальцев рук, что находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_resursy_dlya_uchashchikhsya_i_roditeley.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет ресурсы для учащихся и родителей

В Интернете много интересного!

И что бы дважды не искать одно и то же, предлагаем вам эти ссылки на интересные ресурсы.

Каталог Музеи России http://www.museum.ru/

Эрмитаж http://www.hermitage.ru/

Русский музей http://www.rusmuseum.ru/

Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/

Государственный исторический музей http://www.shm.ru/

Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

Галерея русских художников 20 века http://www.artline.ru/

Музей Архитектуры им. Щусева А.В. http://www.muar.ru/

Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. http://roerich-museum.ru/

Культура и искусство Древнего Египта http://www.kemet.ru/

Русская культура http://www.russianculture.ru/

Художественно-исторический музей:

http://smallbay.ru/monet.html

Сайт эрмитажа

http://bibliotekar.ru/kholland/12.htm

История искусств разных стран

http://la-fa.ru/history/history279.html

Экскурсия по эрмитажу

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm88_0.html

Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/blogs_recent 

«Учительская газета» http://www.ug.ru

«Первое сентября» http://www.1september.ru

Электронный каталог учебных изданий http://www.ndce.ru/

Издательство Просвещение. http://www.prosv.ru/

Я декоратор - декорируем своими руками -http://www.idecorator.ru/page/2

Мифы Древней Греции - http://www.101mif.ru/mastera2.htm

Всё о классической музыке - http://www.muzzal.ru/

Cоздание слайд-шоу - http://www.calameo.com/

Скачать видео - http://ru.savefrom.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями + и - интернет ресурсов

ХХ век… Как только не называли ХХ век: и космическим, и ядерным, а под конец основным достижением века признали не освоение космоса и атома, а Интернет....

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ"

В памятке предложены основные правила взаимодействия родителей со своим ребёнком для обеспечения его безопасности в интернет-пространстве. На странице размещается три текста (готов к тиражированию). П...

Интернет-ресурсы в помощь учителям , родителям и обучающимся

Полезную информацию найдут в нем учителя,  учащиеся и родители....

Информирование и привлечение родителей учителем математики к использованию интернет-ресурсов учащимися во внеурочной деятельности

В методической разработке предоставлен опыт информирования родителей по использованию интерне-ресурсов учащимися во внеурочной деятельности....

Интернет ресурсы для учащихся

Использование данных интернет ресурсов поможет вам в изучении языка...

«Использование Интернет-ресурсов при работе с родителями»

В материале доступным языком рассказывается об опыте работы с родителями с помощью интернет-ресурсов...