Советы родителям. Доизобразительный период
статья

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Советы родителям, которые хотели бы развить художественные способности у своих детей, начиная с раннего периода, который называется доизобразительным. 
Здесь вы найдете первые задания для занятий с малышами от 2 до 3 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям. Доизобразительный период.

«Доизобразительный период»


   
Так уж сложилось в языке, что искусство (живопись, графика, скульптура) называется «изобразительным» и область художественного творчества в педагогических программах для детей также называется «изобразительной» деятельностью. А вот период художественных опытов самых маленьких художников специалисты назвали «доизобразительным», поскольку изображать малыши еще ничего не могут. 
  Основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

   Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению. 
   Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 - 2 лет, длится вплоть да 3 – 3, 5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: 
· подражание движениям взрослых; 
· разглядывание каракулей; 
· рисование линий; 
· повторяющиеся каракули; 
· орнамент (овладение первичной формой); 
· появление изображения. 
   Однако двухлетний малыш делает к этому времени ряд открытий: 
1. Он уже замечает, что у бумаги есть края, и кроха, учитывая эти границы, начинает контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. 
2. Каракули, которые получаются у малыша, уже могут носить название. 
3. Некоторые формы на рисунках изображаются уже вполне сознательно. 
Может присутствовать собственный стиль, любимые формы и цветовые предпочтения. 
   Но самое главное – ваш малыш способен воспринимать то, что изображает взрослый. Особенно ценно, если это происходит на глазах у ребенка. Ваши художественные способности на данном этапе развития ребенка не так уж важны. Гораздо важнее ваш эмоциональный настрой. Рисуйте « с выражением». 
   Итак, рисуйте для своих детей и вместе с ними. Рисуйте, конструируйте, лепите, клейте вместе с детьми, но не вместо них! В любой, даже очень сложной работе, всегда должно найтись место для собственного творчества малыша. 
   Так, постепенно, вы вместе с ребенком будете шагать в так называемую изобразительную стадию рисования. Ближе к трем годам жизни ребенок будет подготовлен к моделированию ситуации и абстрактных образов. 

                        
Задание 1. Игры с цветами и их оттенками. 

Соберите коллекцию разных по форме, размеру и цвету пуговиц. Попросите малыша помочь вам разложить их по цветовым оттенкам. Воспользуйтесь для этого разными цветными коробочками. 
Например, в красную коробочку нужно положить розовые, малиновые, вишневые, алые пуговицы. То есть те, в которых присутствует красный цвет. При этом сообщайте ребенку название цвета.
 

                        
Задание 2. Тренируем пальчики - рисуем линии. 

Обозначенные на бумаге линиями извилистые дорожки ведут от одной картинки к другой. Задача малыша - провести линию точно по дорожке от одного конца до другого. Игровые задачи при этом могут быть самыми разными. Например, помоги ежику добраться до грибочка, довести малыша до его мамы и т.д. Такие задания бывают в детских книжках или детских журналах, но интереснее будет, если такие задания вы сделаете сами. 

                       
Задание 3. Живопись и графика. 

Покажите ребенку рыбок, например, на фотографиях. Расскажите о них что-нибудь интересное. Покажите малышу руками, как поднимаются и пускаются морские волны, где плавают рыбки. Пусть он вместе с вами это повторит - это раскрепощает мышцы рук перед работой. 
Теперь создайте свой подводный мир. Смочите лист водой. Вода в море бывает разного цвета: синяя, зеленая, фиолетовая, голубая. В ней могут отражаться желтые и розовые лучи солнца, подниматься белая пена, поэтому выбор краски ребенком может быть произвольным. Покажите вашему ребенку, как рисовать длинную волнистую линию. Помогите ему заполнить краской весь лист бумаги - ведь море очень большое и очень глубокое. Теперь можно запускать рыбок. Их силуэты можно нарисовать на цветной бумаге и вырезать. Помогите малышу! Сам он не справится. Затем дайте ему возможность "выпустить" рыбок в воду. Чтобы рыбкам было весело и уютно, можно вырезать водоросли из зеленой бумаги разных оттенков.



Предварительный просмотр:

Для вас, родители!

Советы родителям

  • Вы хотите видеть вашего ребенка сильным, выносливым и закаленным — тренируйте его в  разнообразном физическом труде.

  • Вы хотите видеть его умным и образованным - приобщайте к чтению, расширяйте кругозор, воспитывайте жажду знаний.

  • Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным - не дайте закиснуть ему в праздности и лени.

  • Вы хотите закалить его волю и характер - не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы, преодолевать трудности.

  • Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, хорошим товарищем - пусть он ежедневно трудится вместе с другими, учится помогать товарищам, отзываться на чужую боль.

  • Вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел свое место в жизни — знакомьте его с различными видами деятельности, вырабатывайте у него трудолюбие и ответственность за свои поступки.

  • Как можно чаще интересуйтесь успехами и поведением своих детей . Педагоги школы - ваши помощники в воспитании. Советуйтесь с ними, помогайте им со своей стороны, лучше узнать ваших детей.

  • Узнавайте, с кем дружат и проводят свободное от занятий время ваши дети, как ведут себя на улице, в общественных местах.

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже нуждаются.

  • Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем .Решайте все дела вместе с ним.

  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

  • Не бойтесь отказать ребенку в чем - либо, если считаете требования чрезмерными.

  • Чаще, разговаривайте с ребенком. Помните, что телевизор не заменит ему вас.

  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Больше читайте не только педагогическую литературу, но и  художественную.

  • Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни.



Предварительный просмотр:

Нормы развития речи ребенка с 6 до 7 лет

К шести-семи годам ребенок становится полноценным собеседником и общается на равных не только со сверстниками, но и со взрослыми. Не смотря на то, что его жизненный опыт еще довольно ограничен, в рамках знакомой темы он общается довольно свободно.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Именно теперь общение со взрослыми так необходимо ребенку. С ними можно обсудить причинно-следственные связи явлений, предметы, взаимоотношения с людьми.

Игра для шестилетки по-прежнему является главным занятием. В ней он поймет и усвоит новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, похожДля игр со сверстниками, а тем более, с детьми постарше, необходима речь. Именно развитая речь дает возможность наладить тесное взаимодействие и делиться эмоциями. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.

Особенности речи седьмого года жизни

Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее.

Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Могут полным и развернутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в четкую форму.

В норме, они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

В их речи почти не встречается грамматических ошибок. Они правильно произносят все звуки. Речь четкая, в словах правильные ударения. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.

Словарный запас

Общий словарный запас семилетки насчитывает от 3000 до 5000 слов. Конечно, не все эти слова дети употребляют в повседневной жизни. Активный словарь несколько скромнее. При этом не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования их значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями.

Помочь ребенку овладеть этим богатством русской речи – важная задача родителей

Грамматический строй

Речь шести-семилетнего ребенка становится все совершеннее. Короткие предложения с простой структурой сливаются в сложные, например: «В выходные мы были в парке и кормили с руки белок и синиц». Не смотря на такой прогресс, в речи по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет друзьеёв», «много руковичков», «около домах».

Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «видели в кине».

Как правило, у ребенка есть природное «чутье родного языка», когда он может спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова.

Связная речь

Эта область детской речи стремительно развивается. Ребенок может самостоятельно пересказать историю, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, выразить словами эмоции и чувства.

Появляется и некое чувство предвидения, связанное с мыслительной деятельностью, когда ребенок может предугадать, что произойдет или могло бы произойти дальше, или продолжить начатую взрослым историю.

Достижение этого возрастного периода – объяснительная речь, когда требуется, например, донести сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий.

Фонетика

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и четко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шепотную речь, широко используют интонацию.

Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:

  • смазанное произношение слов и фраз, нечеткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
  • нечеткая дифференциация звуков на слух, когда ребенок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
  • неправильно поставленное ударение: звОнит – звонИт; взЯла - взяла;

Чему нужно уделить особое внимание

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умению делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Это даст основу грамотному письму.

Недостатки речевого развития у детей седьмого года жизни

Не смотря на то, что речь семилетнего ребенка должна быть отточенным инструментом для коммуникации, в руки логопедов все больше детей этого возраста попадает к логопедам.

Проблемы, как правило выражаются:

1) в искажении звуков речи: сапка вместо шапка, гыба вместо рыба, вапата - вместо лопата и т.п.

2) нарушении слоговой структуры слов в ее разнообразных вариантах: радуга – рагуда, велосипед – висипед, парикмахер – памикрахер, регулировщик — легуровщик и т.п.

3) бедность словарного запаса, когда в речи почти отсутствуют сложные существительные, прилагательные, одни слова заменяются другими (примеры, набившие оскомину, когда лося называют ослом, чашку кружкой, цаплю аистом, юбку платьем, гольфы носками, кроссовки ботинками, готовит - варит, высокий - большой и т.д)

3) в предложения малопонятны часто отсутствуют предлоги, мысли никак не облекаются в ровные понятные высказывания.

Причины такого несоответствия речи возрасту ребенка могут быть разнообразными и углубляться в них здесь, пожалуй, нет никакого смысла.

Такие речевые проблемы станут серьезным препятствием к обучению чтению и письму. Поэтому ребенку потребуется квалифицированная помощь специалистов. Начать стоит с консультации логопеда, который, при необходимости, направит к другим специалистам, например, к неврологу, отоларингологу, дефектологу, психологу.

Как развивать речь ребенка седьмого года жизни

1. По прежнему, ребенок нуждается в постоянных разговорах с окружающими его взрослыми. Веселая болтовня, обсуждение событий дня и разговоры по душам способствуют всестороннему развитию.

2. Чтение и беседы о прочитанном, не смотря на умение многих читать, остается актуальным.

3. Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок, стихов оттачивает чистоту речи и пополняет словарь.

4. Речевые игры по пути домой или в магазин приучат прислушиваться к речи, «Скажи наоборот» (белый, а наоборот черный, высокий, а наоборот, низкий) , «Третий лишний» (волк, собака, белка, а почему собака лишняя?), «Живое-неживое», «Скажи по-другому» и другие.



Предварительный просмотр:

Критерии готовности ребёнка  к школе

Физическая готовность

  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста  не менее шести с половиной лет. Нравственная готовность
  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание.
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность

  • это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  •  это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Мыслительная готовность

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

  • Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
  • Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
  • Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
  • Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
  • Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка. 

Подготовка к чтению:

  • 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.
  • Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

  • ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка к грамматике:

  • ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Подготовка к математике:

  • успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Запомните:

  • При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
  • Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
  • Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Документы

  • Свидетельство о рождении + копия
  • Паспорт одного из родителей
  • Справка о регистрации по месту жительства ребёнка
  • Медицинская карта
  • Копия страхового полиса
  • Заявление

(заполняется при приёме документов)

Часто задаваемые вопросы

Что спрашивают у ребенка при записи в 1 класс?

  • На собеседовании, организуемом с целью знакомства с будущим первоклассником,  у ребенка проверяют сформированность тех умений, знаний и навыков, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного обучения.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

  • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно.
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

  • Уметь находить в группе предметов - лишний

(из группы «Одежда» убрать цветок). 

  • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево,
    вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
  • Уметь культурно общаться с другими детьми.
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно.

  • Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
  • Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Да.

  •  Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.

Где и какие учебники нужно купить для первоклассника?

  • Часть учебников выдаётся школьникам бесплатно из библиотечного фонда.
  • Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно купить какие-либо пособия. Этот вопрос обсуждается на родительском собрании.
  • При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс.

Где и какие учебники нужно купить для первоклассника?

  • Часть учебников выдаётся школьникам бесплатно из библиотечного фонда.
  • Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно купить какие-либо пособия. Этот вопрос обсуждается на родительском собрании.
  • При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

  • Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.

Как питаются первоклассники в школе?

  • В нашей школе организовано горячее питание для всех учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям выпускников в предэкзаменационный период

Советы родителям (а также учащимся) по организации режима дня, питания выпускников в период подготовки и проведения экзаменов...

Статья "Советы родителям в зимний период"

Зима является тем временем года, когда  организм ребенка становится более восприимчивым к различным заболеваниям, в частности простудным, да и настроение у школьников, безрадостное. Как остаться ...

Советы для родителей в период для подготовки их детей к ЕГЭ

Готовимся к ЕГЭ Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в...

Советы родителям на адаптационный период

В данном документе Вы можете найти советы родителям...

Несколько полезных советов родителям в период подготовки ребенка к ЕГЭ

Материал для беседы с родителями или для размещения заметки на школьном сайте...

Разработка рекомендаций для родителей по теме: «Доизобразительный период»

Разработка рекомендаций для родителей по теме: «Доизобразительный период»...