Главные вкладки

    Беседа для родителей "Структура и воспитательные возможности современной семьи".
    консультация (5 класс) по теме

    Анастасия Владимировна Рогонова

    Беседа для родителей "Структура и воспитательные возможности современной семьи".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon beseda_dlya_roditeley.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беседа для родителей

    «Структура и воспитательные возможности современной семьи».

    (по материалам И. Клемантович)

    Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

    Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением количества малообеспеченных семей, их миграцией, в том числе и за пределы государства; ухудшением здоровья населения, изменением традиционных ролей в семье (особенно женщин), ростом количества неполных семей. К сожалению, сегодня все чаще в семье мы сталкиваемся с насилием.

    По своей структуре, количеству членов и их возрастному составу современная семья неоднородна. Есть семьи из трех поколений -родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений - родителей и детей; однодетные семьи; многодетные семьи, имеющие трех и более детей; неполные семьи, в которых нет одного из родителей; семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и дальних родственников.

    Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой, чаще всего это семьи с одним ребенком. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи с 1 - 2 детьми, невысокими уровнями материального достатка и общей культуры родителей. Для формирования личности ребенка также неблагоприятными считаются семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство. Для такой семьи потребительство становится жизненным идеалом. А отсюда низкий уровень образования и культуры, неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание совместно проводить досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых.

    Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики. Вот некоторые из них.

    Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности друг другом. За «благополучным» фасадом скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях якобы неожиданно для окружающих вырастают «трудные» дети.

    Вулканическая семья. Здесь отношения между супругами изменчивы и открыты. Они постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви до гроба. Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.

    Семья-санаторий - характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляют близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.

    Семья-театр. В ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются. Трудности воспитания прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.

    Семья- «третий лишний». В этом случае родительство воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием детей родители занимаются от случая к случаю. У них появляется неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

    «Семья с кумиром». Ребенок - единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о нем является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать все для своего чада, перенося на него нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности и эгоизму.

    «Семья-маскарад» отличается несогласованностью целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание постоянно сменяемых жизненных «масок» повышает у ребенка чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Он старается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры.

    Как во всем мире, так и у нас растет число разводов. Их процент в России составляет от 30% до 50 % от числа заключенных браков. В большинстве случаев инициатором развода является женщина, что говорит о возросшем общественном статусе женщины. Из-за разводов около 700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей. А ведь согласно последним данным, доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%. Из них 30 - 40 % подростков успели пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимаются проституцией. Кроме того, в неполных семьях наблюдаются проблемы с психически-половой идентификацией ребенка, упущения в воспитании детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательные возможности массовой культуры на уроках МХК

    Текст доклада в рамках VIIПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МАРАФОНА в Омской области –  День учителя культуры....

    «Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ».

    С 1 сентября ученики четвертых классов начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель этого курса – возвращение духовно - нравственных ценностей в си...

    Статья "Воспитательные возможности фонетической зарядки"

    Данная статья содержит памятку по проведению фонетической зарядки в коррекционной школе для детей с нарушением слуха. В ней отражены задачи фонетических зарядок, содержание, виды работ, методы и ...

    Анкета по выявлению воспитательных возможностей родителей

    Анкета по выявлению воспитательных возможностей  родителей...

    Беседа с родителями "Как воспитать лидера в семье".

    "Лидер по жизни!" - говорим мы об успешных людях. Как же воспитать личность и развить в ней задатки лидера? Данный тренинг поможет родителям поэтапно сформировать лидерские качества у детей разного во...

    Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.

    Данный материал содержит информацию о создании воспитательной ситуации на уроках биологии, физики,химии....

    Доклад «Воспитательные возможности современного урока географии»

    В докладе обобщён опыт работы по  использованию различных методов и приёмов для  реализации воспитательных задач на  уроках географии....