Доклад «Воспитательные возможности современного урока географии»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

В докладе обобщён опыт работы по  использованию различных методов и приёмов для  реализации воспитательных задач на  уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Доклад

«Воспитательные возможности современного урока географии»

(педсовет 26.03.2021)

Подготовила

учитель географии

Кибикина Е.В.

2021 г.

 (Слайд 1) Каждый учебный предмет обладает огромными воспитательными возможностями. География, которая находится на стыке естественных и общественных наук, также обладает огромным воспитательным потенциалом.   Для реализации воспитательных задач на своих уроках использую много наглядного, практического, краеведческого  материала, презентации и видеофрагменты,  материалы, собранные учащимися и учителями нашей школы. Стараюсь преподносить материал эмоционально и искренне.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою страну.  (Слайд2)  «Любить свою Родину – значит знать её», -  говорил  В.Г. Белинский.

Но по сути, в силу разных причин, большинство людей свою страну не знает. А если стоит выбор, куда поехать отдыхать, мы зачастую выбираем другие страны. Так откуда же возьмётся любовь к Родине? Поэтому на уроках географии разной тематики я стараюсь показать детям,  сколько неповторимых уголков есть в нашей стране. (Слайд 3) И вовсе не обязательно ехать в Великобританию, чтобы увидеть мегалит Стоунхендж, можно увидеть не менее уникальные каменные постройки и в нашей стране – дольмены Кавказа, каменный город в Пермском крае. И это только один пример из множества. Часто, когда изучаем рекреационные ресурсы России в 8 классе или говорим о международном туризме в 10 классе, дети спрашивают, почему в нашей стране эта индустрия развита не так хорошо, как, например,  в странах Европы. Отвечаю, что не так просто навести порядок в такой огромной стране, как наша, с суровыми условиями жизни, на долю которой выпало немало политических испытаний. Пытаюсь донести до детей, что ОНИ – будущее нашей страны, ИМ делать её богаче и красивее. Любовь к большой Родине  начинается с любви к малой. (Слайд 4) Цикл уроков, посвящённых родному краю в 8-9 классах, начинаю со стихотворения  учащегося нашей школы Наумова Семёна, которое он посвятил нашему селу (на слайде).

В ходе изучения истории, географии и населения нашего села использую много краеведческого материала, собранного учащимися и учителями нашей школы. (Слайд 5) Рассказываю о том, что в Подхожем долгое время существовали целые династии вальщиков валенок, которые были известны далеко за пределами села. Об односельчанах, биография которых тесно переплетена с историей страны. В этом мне помогает книга, написанная нашим учителем М.И. Чекалиным «Твои рядовые, Россия!». (Слайд 6) И конечно же рассказываю историю нашей родной школы: о директорах школы, учительских династиях, выпускниках, ставших учителями. Таким образом пытаюсь возродить уважение к учительской профессии и учителям, так не заслуженно утраченное в наше время.

           (Слайд 7)   Патриотизм и толерантность в современной России не отделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Уже сейчас на территории страны около 20% населения не относятся к русским и не исповедуют православие. Население страны  сокращается,  не хватает рабочей силы, что, в свою очередь, порождает иммиграцию из ближнего зарубежья. При изучении темы «Население России» в 8 классе учащиеся знакомятся с этими  сложными демографическими процессами. Те акценты, которые делаются учителем при подаче материала, во многом формируют отношение ребят к жизни, от них во многом зависит оценка происходящих событий  в стране и мире.  На этих уроках стараюсь донести до детей, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к другой вере и национальности. Много полезного можно почерпнуть в культуре разных народов. (Слайд 8) Например у кавказских народов, где особо почитаются старшие, прививается  с детства любовь и уважение к родителям, чего так не хватает в наших русских семьях.

(Слайд 9)  В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Можно бесконечно внедрять новые технологии, можно закупать новое оборудование и строить новые объекты, но всё это не даст должного эффекта, если каждый человек не будет чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды. И начинать объяснять, что нельзя жить одним днём, что необходимо думать о том, какой будет наша планета завтра, надо уже в школе. Тема экологического воспитания красной нитью проходит через все курсы географии с 5 класса, когда учащиеся знакомятся с наукой «экология»,  по 11 класс, когда  предлагают свои решения экологических проблем. Причем затрагивать экологические вопросы можно практически на каждом уроке, будь то изучение природных комплексов, населения, хозяйства. (Слайд 10) С учащимися 5-6 классов весной совершаем экологические рейды по сбору мусора на пришкольной территории под девизом « Приведём в порядок планету!» В 8 классе при изучении тем «Экологическая ситуация в России» и «Экологическая безопасность России» провожу уроки-конференции. Учащиеся готовят сообщения о зонах экологического бедствия в России «Зоны радиоактивного заражения в результате аварии на Чернобыльской АЭС»;  «Северная Земля - полигон для испытания  ядерного  оружия»; «Красноярск - могильник для захоронения радиоактивных отходов» и др.  В 10-11 классах рассматриваем экологические проблемы мира. Каждый раз объясняю детям, что географическая оболочка едина, и если где-то происходит нарушение экологического равновесия, рано или поздно это отразится на экологическом состоянии всей планеты. И начинать решение этой проблемы нужно с себя, что даже одна пластиковая бутылка, выброшенная в контейнер для мусора, а не куда попало, одно посаженное дерево – это уже ваш личный вклад в решение проблемы.

Уроки географии позволяют решать и задачи трудового, профориентационного воспитания.

В 8 классе при изучении темы « Рынок труда», а в 10 классе при изучении темы «Научно-техническая революция» говорю детям, что сейчас за хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция.

Предприниматели имеют возможность выбирать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных.   Кроме этого  требуется активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Не менее важное свойство - умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях.          И  закладываются эти качества в характере и поведении каждого человека со школьной скамьи.  

 Чтобы немного подготовить учащихся к вступлению во взрослую жизнь, провожу урок-практикум «Собеседование». (Слайд 11) Готовлю памятку «Как вести себя на первом собеседовании», и список вопросов , которые задают на собеседовании молодым специалистам. (Слайд 12) Дети отвечают на эти вопросы, а я корректирую их ответы, объясняю, как правильно отвечать, чтобы предстать перед работодателем в более выгодном свете и получить желаемую работу. Обязательно говорю детям, что не нужно воспринимать отказ, как трагедию. Иногда надо пройти десятки собеседований, чтобы обрести уверенность в себе и найти работу своей мечты. Каждое новое испытание, ваши действия, разумное отношение к происходящему и стремление к лучшему приближают к цели.

       (Слайд 13)  Многим из нас знакомо крылатое выражение : «Ты рожден человеком, но Человеком надо стать» В. А. Сухомлинский.

Каждый педагог, в том числе и учитель географии, должен планировать свою работу с детьми так, чтобы на каждом уроке, решая ту или иную воспитательную задачу, вносить свой вклад в воспитание не просто человека, а  человека с большой буквы.

(Слайд 14) Спасибо за внимание!

        Здесь нет электричек и нет здесь метро,

Моё Подмосковье прудов серебро,

Моё Подмосковье берёз перелески,

Зелёные в клетку тетради полей,

Закатного неба багровые всплески,

Прохладная тень тополиных полей.

И сердцу пригожее – наше Подхожее.

Селенье на тихую гавань похожее.

В низинах по пояс густая трава,

На склонах кудрявых дубрав острова.

И плавный Осётр, через всю красоту,

В которой родился, живу и расту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Беседа для родителей "Структура и воспитательные возможности современной семьи".

Беседа для родителей "Структура и воспитательные возможности современной семьи"....

Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».

«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, соз...

Презентация РМО учителей биологии, географии, химии "Воспитательный аспект современного урока"

Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за наст...

Доклад «Воспитательный потенциал современного школьного урока».

Докладна августовскую конференцию руководящих ипедагогических работниковв направлении «Школьный урок»Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемойчастью. История...

Доклад «Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»

        В условиях перехода школ на обновленные ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться...