Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы
презентация к уроку

Громова Ирина Борисовна

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к выступлению492.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы Гражданско-патриотическое воспитание Громова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Березовской СОШ

Слайд 2

Официальные документы, на которые должен ориентироваться учитель ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС ООО (утвержден 31.05.2021 г., начнет действовать с 1.09.2022 г. ). Примерная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5-9 классов, раздел личностные результаты» – выделено 9 основных направлений воспитательной деятельности). Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» (от 31.07.2020 г.). «Примерная программа воспитания» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. (Стандарты второго поколения) (2009).

Слайд 3

С 1.09.2022 г . рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы должны стать обязательными, включены в образовательные программы школ.

Слайд 4

В программе воспитания выделяется 11 модулей Ключевые общешкольные дела. Классное руководство. Кружки, секции, клубы. Школьный урок. Ученическое самоуправление. Детские общественные объединения. Экскурсии, экспедиции, походы. Профориентация. Школьные медиа. Предметно-эстетическая среда школы. Работа с семьями и родителями.

Слайд 5

Где наша, словесников, сфера ответственности? Личностные результаты при изучении русского языка. Основные направления воспитательной работы: Патриотическое воспитание Гражданское воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирования культуры здоровья Трудовое воспитание Экологическое воспитание.

Слайд 6

Какие у нас есть ресурсы для реализации воспитательного потенциала урока? Слово учителя (разные виды монолога и диалога). Учебник и другие компоненты УМК. Дидактический материал учителя. В основе всего - ТЕКСТ и работа с текстом. Текст – явление и проводник культуры. «Культура, собственно, из текстов и состоит» (А.А. Брудный ).

Слайд 7

Разбираемся с понятием Урок о патриотизме – урок патриотизма (8-11 кл.) ПАТРИОТИЗМ. Любовь к отчизне, преданность своему отечеству, своему народу, выражающаяся в готовности отстаивать интересы родины. («Большой толковый словарь», «Грамота.ру») Патриотизм как понятие включает: 1) чувство любви к Родине; 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным; 3) соответствующее поведение ; 4) идентификация со своей страной, её историей и народом; - реальные действия, направленные на достижение благополучия каждого гражданина России и всей страны в целом (А.В. Юревич). Конкретные формы выражения патриотизма : защита Отечества от неприятеля, труд на благо Отчизны , забота об устроении народной жизни, в том числе путём участия в делах государственного управления, сохранение и развитие национальной культуры, языка, народного самосознания («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»). Истинный патриотизм – любовь к Родине в действии . (Вывод, к которому должны прийти).

Слайд 8

Региональный компонент. Воспитание через приобщение к прошлому и настоящему родного края Содержание деятельности: территория края, уникальность, красота родной природы, её дары; культурное наследие, объекты, их ценностное содержание, символическое значение предметов и явлений; история края, диалог поколений (учить «видеть историю» вокруг себя – в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц…); современность: общество, взаимодействие между людьми, общ. события… Пример. Проект «Символы памяти в моём населённом пункте». Вспомнить, увидеть, пройти по местам, запечатлеть, описать … + Привести в порядок памятник, территорию…Итог – создание мультимедийного текста .

Слайд 9

Единство обучения и воспитания Пример. Темы по русскому языку : падежи существительных (Д.п. – 5-6кл.): словосочетание, нормы управления (5,8 кл.); культура речи (5-11кл.). Грамматическая конструкция: памятник кому?/+ кого? (чьей работы?) + где?/ Памятник Александру Сергеевичу Пушкин у / работы скульптора А.М. Опекушин а на Пушкинской площади в Москве (1880)/. Скульптура «Родина-мать зовёт» Евгения Вучетич а в Волгограде – композиционный центр памятника-ансамбля «Геро ям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (1967). Монумент «Покорител ям космоса» в Москве (1964).

Слайд 12

Мини-сочинение. Сочинение-рассуждение. Устное создание сценария фильма. Сопоставительная характеристика. Устный рассказ по одной из иллюстраций. Сообщение по ранее составленному плану Изложение с элементами сочинения. Создание буктрейлеров по произведениям.

Слайд 13

Воспитательный потенциал текстов: о чём нужно помнить? Решаем воспитательные задачи комплексно , разъединяем их (условно) только в планах и отчётах. Требования к отбору текстов: на текстах должны решаться: определённые грамматические/лексические и т.п. задачи и одновременно задачи работы над пониманием ; тексты должны нести воспитательный заряд , но высокие понятия нужно давать не пафосно, не «в лоб», а исподволь; тексты должны быть невелики по размеру (особенно в 5-6 кл.), интересны, соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Слайд 14

«Методическая копилка» «Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования:» методическое пособие / [ Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В. Усковой . – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.