Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
опыты и эксперименты по теме

Литвишкина Галина Ивановна

Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_metodicheskiy_seminar_g.i.litvishkinoy.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2. Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Б.Пастернак

   Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

  Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. (слайд 3) «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Но урок должен стать новым, современным!

( слайд 4 )Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

( Слайд 5) Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи.

    Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. (Слайд 6)

1 – шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке.

2 – шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

3- шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

4 – шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы.

5 – шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

   (Слайд 7) Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме ««Буквы о-а в корнях –кас-, ,-кос-»» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

  1. Создание проблемной ситуации

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Буквы о-а в корнях –кас-, -кос»

1)  Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило.  Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:

– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)

– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)

– Все слова смогли проверить? (нет)

– Почему? (правило не подошло)

– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)

–Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –кас-, -кос-) Запишите тему урока.

Составление кластера. Составление кластера на уроках русского языка и литературы помогает включить детей в проблемную ситуация.

  • Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  • Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  • По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  • Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

(Слайд 8)Задание: составить кластер со словом героизм

   Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

(Слайды 9-10)Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

  • В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
  • 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
  • 2 строка – два прилагательных.
  • 3 строка – три глагола.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Проанализировав образ маленького принца, учащиеся могут составить такой синквейн:

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Маленький принц,

Искренний, ищущий,

Верит, любит, думает.

Идеал чистой души!

Настоящий друг.

 Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности

( Слайды 11-13) Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед) - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Цели использования технологии:

1. Организация самостоятельной и практической деятельности.

2. Формирование широкого спектра УУД, личностных результатов.

 Учитель: является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося.

Ученик: самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

При выполнении проекта ученик:

  • Структурирует проект в логике научного исследования,
  • Включает в проект аргументацию его актуальности,
  • Определяет объект и предмет исследования,
  • Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,
  • Определяет методы исследования,
  • Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,
  • Определяет пути решения проблем,
  • Осваивает новое опытным путем,
  • Оформляет проект в виде выводов,
  • Подтверждает или опровергает гипотезу,
  • Выходит на новый спектр проблем.

В 2016-2017 учебном году состоялась защита первых индивидуальных ученических проектов по русскому языку и литературе. Я считаю, что она прошла успешно.

Класс

ФИ

Тема

Отметка

1

5

Саломахина Д.

Роль фразеологизмов в русском языке

5

2

Свитюк Е.

Победа добра над злом – традиция русских народных сказок

5

3

Мартыненко Д.

Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века.

5

 Проблемы при реализации ФГОС у меня есть, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. (Слайд 14) Знаний много не бывает,
И об этом каждый знает.
Учимся порой всю жизнь,
К знаниям всегда - всегда стремись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе».

                   План.1.Вступление.2.Шесть основных этапов современного урока.3.Требования к современному уроку языка и литературы.4.Шесть ша...

презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)

Презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...