Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Из опыта работы
материал (5 класс) на тему

Давыдова Светлана Адильевна

Выступление на ГМО

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_slovesnikov_avgust_2014_g.docx61.81 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Из опыта работы.

Давыдова Светлана Адильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 г.Сасово.  Выступление на ГМО.

Сасово

2014г.


В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной  личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 •  анализировать свои действия;

 • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •  отличаться мобильностью;

 •  быть способными к сотрудничеству;

 •  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

 • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 •    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•   учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•    умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

1. Мотивация учебной деятельности.

Представленный ниже фрагмент урока литературы в пятом классе по теме «А.С.Пушкин. «Друг бесценный» поэта – Арина Родионовна» иллюстрирует организацию мотивацииучебной деятельности.

Ученикам предлагается ответить на вопросы:

  • Кто из членов семьи для вас дороже ?
  • Как вы его радуете?
  • Как вы думаете, чем мог порадовать А.С.Пушкин очень дорогого человека?
  • Кто это мог быть?

После этого можно перейти к постановке цели и задач урока.

        2. Актуализация опорных знаний.

            Дерево ассоциаций

            Комментарий: каждый желающий называет одно слово, с которым ассоциируется у него В.А.Жуковский. Учитель записывает слова. Кто-то из уч-ся потом комментирует их.

3. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Представленный ниже фрагмент урока литературы в пятом классе по теме «А.П.Платонов. Сведения из биографии писателя.» иллюстрирует этот вид работы.

Примерные вопросы:

Как вы думаете, чем отличалась в понимании Платонова Ямская от деревни?

как вы считаете, нравилось ли Платонову учиться?

Как вам кажется, почему не смог забыть Андрей Платонов свою учительницу? Чем она его так удивила?

Как вы считаете, о чем мог написать автор, с отрывком из автобиографии которого мы сейчасм познакомились?

4. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

5. Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

Часто на уроках уч-ся составляют кластер, помогающий увидеть в герое черты характера. Такой вид работы может использоваться для сравнительной характеристики героев произведения.

6. Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

7. Игра «Соедини линиями»

Соединить линиями понятия  из двух столбиков (Паустовский «Теплый хлеб»)

Панкрат

          Филька

Конь

Ну Тебя

Слезы

Мельник

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя  русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.

4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

5. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16.

6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

9. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

11. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.

12. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.

14. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

15. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

16. Якушина,  Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе».

                   План.1.Вступление.2.Шесть основных этапов современного урока.3.Требования к современному уроку языка и литературы.4.Шесть ша...

Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)

Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...

презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)

Презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...