Методические приемы при реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку
Методические приемы при реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
учителей русского языка и литературы
«Методические приемы при реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы»
Учитель МОАУ «Школа № 40 г. Орска»
Уракова Дамиля Сейтчановна
2023 год
Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования. Реформирование системы образования, введение новых образовательных стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Традиционные формы и методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения.
- Принцип диалога
- Принцип сотрудничества
- Принцип сотворчества
- Принцип личного примера
Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На этом и строятся методические приемы.
При использовании на уроках русского языка и литературы приемов развивающего обучения используются следующие подходы в обучении:
- исследовательский подход;
-коммуникативный или дискуссионный подход.
Процесс развивающего воздействия мною подразделяется на три уровня:
-мотивационный (позиция хочу);
-информационный (позиция знаю);
-операционный (позиция умею).
На мотивационном уровне реализуется этап инициирующий, проектировочный, проблемный. На информационном уровне реализуется преобразующий этап. На операционном уровне – созидающий, диагностический этап. Все это показывает сформированность компетенции и компетентности способностей школьника.
Распределение типов проблемных ситуаций, создаваемых на уроках можно представить в таблице:
Типы проблемных ситуаций | |
по содержанию неизвестного | неизвестна цель, объект, способ деятельности, условия выполнения деятельности |
по уровню проблемности | возникающие независимо от приемов, вызываемые и решаемые преподавателем, вызываемые преподавателем, а решаемые учащимися, самостоятельно формирующиеся и решаемые учащимися |
по виду рассогласованной информации | Неожиданности, конфликты, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности |
По методическим особенностям | Непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, демонстрация и пр. |
Этапы решения проблемы
Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Решить этот вопрос можно используя приёмы создания проблемной ситуации.
#1054;дновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практи-
ческим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или нагляд-
ностью.
4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
#1064;аг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Еще одна постановка проблемы на уроке это сообщение темы с мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Примеры создания проблемных ситуаций:
- Предлагается фраза «Тяжело в учении – легко в бою".
-Слышали ли вы это высказывание раньше?
-Кому оно принадлежит?
-Согласны ли вы с высказанной мыслью?
-О чем мог говорить Суворов?
-Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?
Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.
- Создание проблемной ситуации:
- на доске два словосочетания, сравните их дедушкин шарф, мой шарф
Запишите их в тетрадь,
- из каких частей речи состоят данные словосочетания?
-где главное, где зависимое слово?
-определите разряд прилагательного дедушкин
-знаете ли вы притяжательные прилагательные?
- на какой вопрос отвечает слово мой?
- указывает ли на чью-то принадлежность?
-как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).
-тогда какова тема и цель сегодняшнего урока? (Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)
3. Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»:
Слово учителя:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»
-Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и, судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».
-Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?
Основными методические приемы.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Составление кластера
Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:
Синквейн
Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк». Форма написания по алгоритму:
- Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
- Во второй строке - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.
- Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.
- В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.
Синквейн
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу узнать» - формулирование цели;
«узнал» - соотношение новой и старой информации;
«научился» - осознание результативности деятельности.
Верные – неверные утверждения
Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.
Прогнозирование
На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации.
Работа с текстом
Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).
Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.
Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.
Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.
Чтение с остановками
Открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?
Работа в группах
Работа в парах
Театрализация
Проектная и исследовательская деятельность
Создание учащимися литературных произведений и т.д.
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мастер- класса "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы"
Цель проведения мастер - класса: создать условия для обобщения опыта по проблеме «Способность критически оценивать собственную практику». Задачи:- передача учителем-мастером сво...

Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе"
Проблемы и перспективы реализации ФГОС...

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы
Выступление на семинаре завучей...

Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...

презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
Презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...

Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.
В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое вн...

