Методические рекомендации на тему: «Организация правильного общения детей и взрослых»
консультация по теме

Сивова Светлана Анатольевна

Общение ребенка в семье. Стили воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_obshcheniya_detey_i_vzroslykh.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на тему:

«Организация правильного общения детей и взрослых»

Выполнил:

Воспитатель МАДОУ детский сад

комбинированного вида «Колосок»

Сивова Светлана Анатольевна

Тамбов, 2014г

План.

Общение ребенка в семье.

2

Стили воспитания.

5

Тест – игра «Как Вы общаетесь с ребёнком».

8

Памятка для родителей: «Правила общения с детьми».

9

Тест «Стратегия семейного воспитания»

10

Список используемой литературы.

14

Общение ребенка в семье.

Общение ребенка в семье является определяющим для формирования личности и начинается задолго до того, как ребенок овладеет речью.

Начальная форма общения – ситуативно-личностная (в период с 1 до 6 месяцев). Средством общения в данный период являются обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковыми разговорами взрослого. Для этой формы общения характерны потребность во внимании ребенка и доброжелательность взрослых.

Следующая форма общения – ситуативно-деловая. Уже не взрослый сам по себе интересен ребенку, а наличие у него определенных предметов и умение или пользоваться. В этот период дети активно осваивают с помощью взрослого предметные действия (играть в игрушки, пользоваться бытовыми предметами), проявляют активность и самостоятельность. Ребенок становиться субъектом своей деятельности и партнером по общению. Появляются первые слова для определения потребностей. Во взаимодействии со взрослыми развиваются общение, речь, мышление. Главная задача взрослого – научить употреблять слова.

Когда ребенок овладеет активной речью, общение переходит на следующий уровень – вне ситуативное общение. В общении со взрослым, в этом периоде, расширяются представления ребенка о мире, о взаимоотношениях людей. Для ребенка характерны познавательные мотивы общения, любознательность. Появляется потребность в уважении себя, одобрении, сопереживании. Общение предполагает взаимность и обоюдность.

В этот период закладываются нравственные качества ребенка. Необходимо быть тактичным и внимательным в отношение ребенка. Грубые слова, насмешки, несправедливые замечания – плохие методы воспитания. В одном случае ребенок привыкает не реагировать на них, и тогда нельзя рассчитывать на сознательное послушание, в другом – окрики вызывают внутреннее сопротивление вашим указаниям. Если ребенок постоянно наталкивается на равнодушие и непонимание взрослых, то потребность поделиться с ними постепенно исчезает, и ребенок становится замкнутым. Как знать, не пожалеют ли родители об этом позднее.

Чтобы выстроить правильные взаимоотношения с ребенком, необходимы уважение, справедливая требовательность и последовательность.

Ребенок нуждается в ежедневном внимании родителей. Время общения лучше тратить не на нотации, а на дружескую беседу. Ведь потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей, а взрослые – являются не только условием для создания нормальной жизни детей, но и главным источником психического развития.

Так как же построить доверительные отношения с ребенком? Прежде всего попробуйте придерживаться следующих принципов:

  • Принятие ребенка - ребенок должен понимать, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что, за сам факт его существования в этом мире. Когда родители принимают ребенка, он ощущает себя значимым.
  • Признание ребенка – безграничная вера родителей в то. Что ребенок оправдает их ожидания. Признание формирует у ребенка чувства собственного достоинства и веру в собственные силы.
  • Родительская любовь – неотъемлемый компонент в общении с ребенком любого возраста. Если ребенок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, то ваше общение будет плодотворней.
  • Быть доступным – в любую минуту найти в себе силы отложить свои дела, чтобы пообщаться с ребенком (ответить на вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя).
  • Необходимо воспитание в ребенке ответственности и самодисциплины – родители ежедневно личным примером должны демонстрировать детям проявление ответственности (выполнение обещаний, данных детям; признание своего неумения сдерживать обещание и старание исправить свои ошибки). Одним из главных условий формирования у ребенка ответственности и навыков самодисциплины является наличие у ребенка определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Родителям необходимо проявлять терпимость и терпение, использовать как метод воспитания ограничение (ребенок должен четко воспринимать значение слова «Нет»).
  • Авторитет родителей -  важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитет не приобретается «автоматически» с рождением ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Мнение родителей об окружающей действительности, их поступки и отношения – это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была для отца и матери. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Ещё одно немало важное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, – отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Стили воспитания.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

1 тип - «Воспитание по типу Золушки». Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения всем семейным традициям. А наказывают своего ребенка за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, за нарушение многих других запретов.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников, готовят с ними уроки, при этом становятся в позицию далеко не лучшего учителя: всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на «нажим» разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию.

Как правило, при таком типе воспитания ребенок - робкий, «забитый». Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

2 тип - «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.

Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто - то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле.

3 тип - «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания - потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.

4 тип «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения.

5 тип - «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам и т. д., лишь бы дети не мешали им работать и делать карьеру. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям.

6 тип - «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам.

Ребенку, особенно, младшего возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что - то делать, то завтра это у него обязательно получится.

При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Тест – игра «Как Вы общаетесь с ребёнком».

Как складываются ваши отношения с детьми? Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос! Известный отечественный психолог Р. Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:

Фразы

Баллы

1.

Сколько раз тебе повторять!

2

2.

Посоветуй мне, пожалуйста...

2

3.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4.

И в кого ты такой уродился?

2

5.

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6.

Ну на кого ты похож!

2

7.

Я в твое время!..

2

8.

Ты моя опора и помощник.

1

9.

Ну что за друзья у тебя!

2

10.

О чем ты только думаешь!

2

11.

Какая ты у меня умница!

1

12.

А как ты считаешь, сынок?

1

13.

У всех дети, как дети, а ты?

2

14.

Какой ты у меня сообразительный!

1

 Теперь подсчитайте общее количество баллов.

 7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 Конечно, эта игра – лишь намек на реальное положение дел, и вместе с тем – информация к размышлению. От того, что ребенок слышит в детстве, на что ориентирован воспитательный процесс: на удобство родителей или развитие ребенка – зависит то, насколько благополучен будет этот малыш в будущем.

Памятка для родителей: «Правила общения с детьми».

Правило 1. 

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “с тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”

Правило 2.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Правило 3. 

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с неприятными отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться “сознательным”.

Правило 5.

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7.

Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8.

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Источник:
Ю.Б. Гиппенрейтер  «Общаться с ребенком. Как?»

Тест «Стратегия семейного воспитания»

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов брать самый предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей свои

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст

Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей

Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.    

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.                                    

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Список используемой литературы.

1, Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - Сфера; Москва; 2003

2. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.-359 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

4. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

5. Овчарова Р. В «Родительство как психологический феномен» - «Московский психолого-социальный институт» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила общения детей и взрослых

раздаточный материал для родителей на родительском собрании...

Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.

Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители,  школа, учителя  - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы  ребенок ст...

Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

Методические рекомендации учителям по организации обучения леворуких детей

Рекомендации учителям и родителям по организации обучения чтению и письму леворуких детей...

Методические рекомендации учителям по организация обучения медлительных детей

Главная задача учителя - организовать обучение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей....

Правила общения детей и взрослых

Памятка для родителей, разработанная психологом....