"игры и упражнения со звуками для детей 4 - 5 лет"
консультация по теме

Караванова Ирина Анатольевна

фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. без хорошо развитого фонематического слуха речь не будет полноценной. при нормальном речевом развитии фонематический слух развивается к двум годам. но очень часто у детей дошкольного возраста по тем или иным причинам отмечаеся недоразвитие фонематического слуха. у таких детей в первую очередь страдает звукопроизношение, они не могут придумать слово на заданный звук, не различают звуки речи между собой. если не азвивать фонематический слух в дошкольном возрасе, то в школе ребёнок будет писать с ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_igry_i_uprazhn_so_zvukami88888888888.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                                     

Уважаемые родители!

Поиграйте с вашим ребёнком в игры со звуками. Они научат его слышать и различать звуки нашей речи.                 

Игра №1 «Фонетическая гимнастика»

Предложите ребёнку ответить на вопросы:

Как тикают часы? –Тик-так.

Как подзывают цыплят? – Цып-цып.

Как чикают ножницы? – Чик-чик.

Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх и т. п.

А затем задаём вопросы так, чтобы, отвечая, ребёнок использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? – Ж-Ж-Ж

Как воет волк? – У-У-У

Как паровоз выпускает пар? – Щ-Щ-Щ

Как поёт комарик? – З-З-З

Как рычит мотор? – Р-Р-Р

Что нужно говорить, когда врач смотрит горло? – А-А-А

Как фыркает кот – Ф-Ф-Ф

Как выходит воздух из шара? – С-С-С

Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш.

Вариант этой игры. «Звуковые загадки»

Взрослый называет какой-то звук, а ребёнок придумывает кто (что) может его издавать.

Кто (что) издаёт такой звук: З-З, Ш-Ш, Р-Р и т. д.

Игра №2 «Заводные игрушки»

Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж- полетел жучок.

Р- затарахтел мотоцикл.

Ф – зафыркал кот.

С – выходит воздух из шара.

Игра №3 «Волшебный кубик»

На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар, змея и т. д. Ребёнок говорит:

«Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Ребёнок изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, летает и гудит: У-У-У.

Таких кубиков, если этот вариант игры понравился ребёнку, может быть 2 -3.

Игра №4 «Скажи, как я»

(эта игра научит интонированию звуков

Взрослый кидает мяч ребёнку и называет слово, голосом интонационно выделяет звук. Ребёнок перебрасывает мяч взрослому, повторяя слово точно так же. Нельзя подбирать слова с теми звуками, которые ребёнок еще не научился говорить. Например:

ССССССумка

коШШШШка

ММММишка

ЗЗЗЗЗЗамок

ГГГГГГусь .

Игра №5 «Поищем песенку жука в словах»

Как разговаривает жук? – Ж

Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж)аба, моро(Ж)еное, пиро(Ж)ок,.

А в слове суп есть песенка жука?

А в слове торт?

А в слове (Ж)Ир? (что-то я сомневаюсь, скажи получше).

Игра №6 «Найди картинку»

На столе разложены картинки с изображением животных или птиц. Просим ребёнка выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названии которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.

Игра №7 «Весёлая полянка»

 Перед началом игры с ребёнком необходимо договориться о том, что по команде взрослого он будет изображать то комара, то пчёлку, то змею и произносить соответствующие звуки.

Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчёлки. Ребёнок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу и «поёт» Ж-Ж-Ж. Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-З-З,  а чем ближе они подлетали, тем громче их слышно: З-З-З (ребёнок поёт звук «З»). Вдруг под кустиком появился ёжик. Ёжик выпускает колючки и возмущённо фыркает Ф-Ф-Ф. Ёжик  спугнул ползущую змею, которая злобно шипела: Щ-Щ-Щ. На дереве стучит дятел: Д-Д-Д и т. д.

(Количество персонажей зависит от фантазии взрослого).

Игра №7 «Комары и осы»

(различение часто смешиваемых детьми звуков С-З)

Для игры понадобятся картинки в названии которых есть звуки С и З, или игрушки с этими звуками.

Комары звенят З-З-З, осы ползают возле банки с вареньем и поют песенку С-С-С. Ребенку предлагается: «Услышишь звук З-З-З – помашешь крылышками, а когда услышишь песенку осы С-С-С – пальчиками покажешь, как она ползает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

Пример психокоррекционных мероприятий в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении: тревожные дети...

Доклад.Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей с синдромом Дауна».

В докладе показано, какое положительное влияние оказывают пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры и игры-драматизации для развития речи детей с синдромом Дауна....

Игры и упражнения для развития речи детей

Консультация для педагогов и родителей "Игры и упражнения для развития речи детей"....

Игры и упражнения для совершенствования речи детей

Представлены игры и упражнения для развития грамматического строя речи....

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Игры и упражнения со звуками.

В помощь родителям....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...