Особенности выполнения артикуляционной гимнастики
консультация по теме

Егорова Надежда Михайловна

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ). Губы и язык самые подвижные артикуляционные органы. Правильная их работа способствует чёткому и красивому произношению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

    Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов /языка, губ/. Губы и язык самые подвижные артикуляционные органы. Правильная их работа способствует чёткому и красивому произношению.

  • Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять каждый день по 5-7 минут перед зеркалом, чтобы ребёнок видел своё отражение.

  • Упражнение выполнять под счёт, повторяя его 8-10 раз.

  • Взрослый сидит рядом во время выполнения упражнения упражнений и наблюдает за качеством выполнения гимнастики.

  • Все упражнения для языка необходимо выполнять с широко открытым ртом. Выполнение необходимо контролировать, чтобы не было дополнительной помощи губ и нижней челюсти.

               Движения выполняются только языком!

Артикуляционная гимнастика.

1. ОКОШКО

 На  счет «1»   широко   открыть  рот (окошко   открыто),   на  счет «2» закрыть  рот (окошко закрыто).

2. УЛЫБКА (заборчик)

Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы.

3.  Х О Б О Т О К  

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

4.  Л О П А Т О Ч К А.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состояние.

5.ИГОЛОЧКА.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало.

Упражнения 2 и 3; 4 и 5 лучше выполнять попарно, под счет (1-2-3-4), 3-5 раз.

6.Ч А С И К И.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет 1-2 из одного уголка рта в другой.

7.КАЧЕЛИ.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «1»-«2» поочередно упираться языком то в верхние зубы, то в нижние.

8.ЧИСТИМ  НИЖНИЕ ЗУБКИ.

Улыбнуться, приоткрыть   рот. Кончиком  языка  упираться   по   очереди   в   каждый нижний зуб с внутренней стороны, как бы «чистить» каждый зубик.

9.ЧИСТИМ   ВЕРХНИЕ  ЗУБКИ.

Улыбнуться , приоткрыть  рот . Кончиком  языка    упираться  по  очереди  в  каждый верхний зуб с  внутренней стороны, как бы «чистить» каждый зубик.

10. ПРИЧЕШЕМ   ЯЗЫЧОК (мясорубка).

Продвигать широкий язык между зубами.

11.РАМОЧКА ДЛЯ ФОТОГРАФИИ

Выполнить  упражнение ХОБОТОК. Затем округлить  губы так, чтобы  были  видны зубы, как бы вывернуть их, сделав рамку для зубок.

12.ВКУСНОЕ   ВАРЕНЬЕ.

Улыбнуться, открыть   рот. Широким язычком  облизывать   верхнюю   губу сверху-вниз.

13.ГОРКА (сердитая кошечка).

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «1» - выгнуть  язык  горкой, упираясь  кончиком  в  нижние  зубы. На  счет «2» - расслабить. Кончик языка не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.



Предварительный просмотр:

С,С’,З,З’

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка (см. выше)
  2. Иголочка (см. выше)
  3. Чистим нижние зубки (см. выше)
  4. Горка (сердитая кошечка) – язычок «иголочкой» упирается в нижние зубки, рот открыт. (см. выше)
  5. Катушка - кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта.
  6. Желобок (трубочка) - высунуть широкий язык боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

Чтобы сделать «желобок» выполняем последовательно:

  1. язык «лопаточкой»
  2. на середину языка кладем «шпажку» (тупую зубочистку…)
  3. не убирая языка, поем «у-у-у-у…» - губы обхватывают эту «конструкцию», заворачивая края  языка
  4. в таком положении дуем в «желобок»

Игровые упражнения:

            Собираем «Коробочку ветра»

  1. Сделать «Желобок» и дуть через него в аптечный пузырек (горлышко бутылки, задувать «мячик» из ватки в «воротики», сдувать перышко с ладошки, дуть на вертушку, выдувать мыльные пузыри и др.)
  2. Сделать «Улыбку» и «Горку». При открытом рте дуть с «горки» в аптечный пузырек (или др.), затем призакрыть рот – получается правильная артикуляция звука «С».

С,С’,З,З’

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка (см. выше)
  2. Иголочка (см. выше)
  3. Чистим нижние зубки (см. выше)
  4. Горка (сердитая кошечка) – язычок «иголочкой» упирается в нижние зубки, рот открыт. (см. выше)
  5. Катушка - кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта.
  6. Желобок (трубочка) - высунуть широкий язык боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

Чтобы сделать «желобок» выполняем последовательно:

  1. язык «лопаточкой»
  2. на середину языка кладем «шпажку» (тупую зубочистку…)
  3. не убирая языка, поем «у-у-у-у…» - губы обхватывают эту «конструкцию», заворачивая края  языка
  4. в таком положении дуем в «желобок»

Игровые упражнения:

            Собираем «Коробочку ветра»

  1. Сделать «Желобок» и дуть через него в аптечный пузырек (горлышко бутылки, задувать «мячик» из ватки в «воротики», сдувать перышко с ладошки, дуть на вертушку, выдувать мыльные пузыри и др.)
  2. Сделать «Улыбку» и «Горку». При открытом рте дуть с «горки» в аптечный пузырек (или др.), затем призакрыть рот – получается правильная артикуляция звука «С».



Предварительный просмотр:

Ш, Ж

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка (см. выше)
  2. Лопаточка (см. выше)
  3. Чистим верхние зубки (см. выше)
  4. Вкусное варенье (см. выше)
  5. Чашечка (см. выше)
  6. Рамка для фотографии (см. выше)

Игровые упражнения:

  1. Сделать «Чашечку», положить перышко или другой легкий летучий материал на кончик носа и сдувать его (через «чашечку»). Перышко должно лететь высоко и вертикально.
  2. Играем в прятки с губкой. На «1» - широким язычком  прячем верхнюю губку, как бы обнимаем, обхватываем, на «2» - убираем язычок, стараясь сохранить положение «чашечки» в ротик за верхние зубки, показывая губку.
  3. Играем в прятки с верхними зубками. (см. выше)
  4. Сделать «чашечку» с открытым ртом, прикрыть рот, сохраняя «чашечку» за верхними зубками. Губы в положение «Рамка для фотографии» - подуть. Получается правильная артикуляция звука «Ш».

    Для контроля можно дуть на ладошку – воздух должен    

        получаться теплый (холодный воздух выходит из ротика  

        при произнесении звука  «С»)

Ш, Ж

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка (см. выше)
  2. Лопаточка (см. выше)
  3. Чистим верхние зубки (см. выше)
  4. Вкусное варенье (см. выше)
  5. Чашечка (см. выше)
  6. Рамка для фотографии (см. выше)

Игровые упражнения:

  1. Сделать «Чашечку», положить перышко или другой легкий летучий материал на кончик носа и сдувать его (через «чашечку»). Перышко должно лететь высоко и вертикально.
  2. Играем в прятки с губкой. На «1» - широким язычком  прячем верхнюю губку, как бы обнимаем, обхватываем, на «2» - убираем язычок, стараясь сохранить положение «чашечки» в ротик за верхние зубки, показывая губку.
  3. Играем в прятки с верхними зубками. (см. выше)
  4. Сделать «чашечку» с открытым ртом, прикрыть рот, сохраняя «чашечку» за верхними зубками. Губы в положение «Рамка для фотографии» - подуть. Получается правильная артикуляция звука «Ш».

    Для контроля можно дуть на ладошку – воздух должен    

        получаться теплый (холодный воздух выходит из ротика  

        при произнесении звука  «С»)



Предварительный просмотр:

Л, Л’

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка – улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубки («заборчик»
  2. Чистим верхние зубки – улыбнуться, приоткрыв рот.Кончиком языка упираться по-очереди в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы «чистить» каждый зубик.
  3. Качели – улыбнуться, открыть рот. Под счет «1» - «2» упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки.
  4. Парус – острый язычок упирается в верхние бугорки, рот открыт, зубки видны.
  5. Маляр – острым язычком с усилием «моем» небо «потолок» от бугорков вглубь. Рот открыт, зубки видны.
  6. Орешек – острый язычок упирается попеременно то в одну щеку, то в другую. Рот закрыт. Выполнять под счет. Можно прикасаться к щечке пальцем и с усилием «толкать» его.

Игровые упражнения:

  1. Ловим мышку за хвостик – ротик открыт, длительно произносим звук А и смыкаем зубки прихватывая кончик языка. Получается, примерно АЛ-АЛ-АЛ…Губы должны быть раскрыты в «улыбку», зубки видны «заборчиком», губы не мешают.
  2. Накажем непослушный язычок – положить широкий язычок «лопаточкой», между зубов и пошлепать его зубами (покусать) произнося «на-на-на…»

Л, Л’

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка – улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубки («заборчик»
  2. Чистим верхние зубки – улыбнуться, приоткрыв рот.Кончиком языка упираться по-очереди в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы «чистить» каждый зубик.
  3. Качели – улыбнуться, открыть рот. Под счет «1» - «2» упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки.
  4. Парус – острый язычок упирается в верхние бугорки, рот открыт, зубки видны.
  5. Маляр – острым язычком с усилием «моем» небо «потолок» от бугорков вглубь. Рот открыт, зубки видны.
  6. Орешек – острый язычок упирается попеременно то в одну щеку, то в другую. Рот закрыт. Выполнять под счет. Можно прикасаться к щечке пальцем и с усилием «толкать» его.

Игровые упражнения:

  1. Ловим мышку за хвостик – ротик открыт, длительно произносим звук А и смыкаем зубки прихватывая кончик языка. Получается, примерно АЛ-АЛ-АЛ…Губы должны быть раскрыты в «улыбку», зубки видны «заборчиком», губы не мешают.
  2. Накажем непослушный язычок – положить широкий язычок «лопаточкой», между зубов и пошлепать его зубами (покусать) произнося «на-на-на…»


Предварительный просмотр:

Р, Р’

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка (см. выше)
  2. Чистим верхние зубки (см. выше)
  3. Парус – острый язычок упирается в верхние бугорки, рот открыт, зубки видны.
  4. Маляр – острым язычком с усилием «моем» небо «потолок» от бугорков вглубь. Рот открыт, зубки видны.
  5. Орешек – острый язычок упирается попеременно то в одну щеку, то в другую. Рот закрыт. Выполнять под счет. Можно прикасаться к щечке пальцем и с усилием «толкать» его.
  6. Пулеметик – быстро произносить «д-д-д-д-д…», острый язычок стучит в верхние бугорки. Рот приоткрыт, зубки видны. Важно контролировать, чтобы язычок стучал именно в бугорки.
  7. Болтушка – быстрые возвратные движения по верхней губе. Рот открыт, нижняя челюсть неподвижна.

Игровые упражнения:

1. Пулеметчики – играть лучше вдвоем, по принципу соревнования:   -  кто быстрее;

                                  -  кто громче;

                                  -  кто дольше.

       2.  Индюшки болтушки – также играть в паре: кто дольше.

       3.  Кучер – язык между губ, с усилием выдуваем воздух –      

            получается звук типа глухого «бр». Нельзя выполнять это  

            упражнение, сидя напротив друг друга, т.к. может  

            брызгать слюна. Если с языком между губок сразу не  

            получается, то делаем тоже, но одними губами.

Р, Р’

Перед специальными упражнениями всегда выполняем основные (см.выше)

Артикуляционные упражнения:

  1. Улыбка (см. выше)
  2. Чистим верхние зубки (см. выше)
  3. Парус – острый язычок упирается в верхние бугорки, рот открыт, зубки видны.
  4. Маляр – острым язычком с усилием «моем» небо «потолок» от бугорков вглубь. Рот открыт, зубки видны.
  5. Орешек – острый язычок упирается попеременно то в одну щеку, то в другую. Рот закрыт. Выполнять под счет. Можно прикасаться к щечке пальцем и с усилием «толкать» его.
  6. Пулеметик – быстро произносить «д-д-д-д-д…», острый язычок стучит в верхние бугорки. Рот приоткрыт, зубки видны. Важно контролировать, чтобы язычок стучал именно в бугорки.
  7. Болтушка – быстрые возвратные движения по верхней губе. Рот открыт, нижняя челюсть неподвижна.

Игровые упражнения:

1. Пулеметчики – играть лучше вдвоем, по принципу соревнования:   -  кто быстрее;

                                  -  кто громче;

                                  -  кто дольше.

       2.  Индюшки болтушки – также играть в паре: кто дольше.

       3.  Кучер – язык между губ, с усилием выдуваем воздух –      

            получается звук типа глухого «бр». Нельзя выполнять это  

            упражнение, сидя напротив друг друга, т.к. может  

            брызгать слюна. Если с языком между губок сразу не  

            получается, то делаем тоже, но одними губами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Материал для родителей детей-логопатов, воспитателей....

Мастер-класс для родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"

Представляю Вашему вниманию мастер-класс, проведенный для родителей детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов»

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....