Совместная работа логопеда и учителя
материал по теме

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи:

• обеспечить успешное овладение учеником программ по письму, чтению и  развитию  речи;

• развивать внимание, память, мышление ребенка;

• развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие;

• воспитывать учащихся в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota_logopeda_i_uchitelya.docx129.84 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа логопеда и учителя

     Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой.

      Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи:

• обеспечить успешное овладение учеником программ по письму, чтению и  развитию  речи;

• развивать внимание, память, мышление ребенка;

• развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие;

• воспитывать учащихся в процессе обучения.

      Успех работы учителя-логопеда также во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым ребенком, который посещает логопедические занятия.

Единые требования к занятиям с детьми, посещающим занятия у логопеда

• Всестороннее развитие личности ребенка-логопата.

• Воспитывающий характер обучения.

• Учет возрастных особенностей детей.

• Осуществление индивидуального подхода к детям.

• Предъявление программных требований с учетом речевых ошибок.

• Учет структуры речевого дефекта при подборе заданий.

• Использование наглядности, игровых приемов и методов в работе.

• Закрепление приобретенных знаний, умений, навыков.

Рекомендации логопеда учителю

• Соблюдать педагогический такт к детям, имеющим нарушения речи.

• При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

• Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

• Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихи с пройденными звуками.

• Следить за правильным произношением звуков детьми.

• Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

                                 F:\4.jpg         

Профилактика нарушений чтения и письма

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

  1.    Лексико-грамматический анализ 

    Игровые приемы, которые способствуют формированию умения выделять из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

«Журналисты»- детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним

   предложением сказать, что на ней нарисовано. Необходимо подсчитать

   количество слов в этом предложении.

«Сколько слов в предложении»- взрослый произносит предложение, а ребенок должен

   сказать, сколько слов в этом предложении.

«Я начну, а ты продолжи»- взрослый произносит предложение из 2-х слов, а  

   ребенок должен добавить 1 слово и произнести получившееся предложение.

«Кто самый внимательный?»- взрослый произносит предложение, ребенок должен

   определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

«Тишина»- взрослый читает предложение, а ребенку необходимо поднять цифру,

   соответствующую количеству слов в предложении.

«Стрелочники»-  дети слушают рассказ и «пропускают поезда»- поднимают карточку

   (говорят количество) с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений

   в рассказе.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

«Только гласные»- взрослый называет   слова, а дети называют только гласные.

«Сколько слогов в слове»- ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо

   разложить их по группам в зависимости от количества слогов.

«Шифровальщики»

   а) Выделить из слов устно первый слог:

    хорёк, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

   б) Выделить в словах первые слоги,

   записать: улей, домик, машина, луна, жаба.

   Составить из них предложение:

   У дома лужа.

   в) Выделить в словах ударные слоги,

   записать: горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок,

   маленький.

   Составить из них предложение:

   Голова без ума - пустая сума.

   г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово,

   обозначающее часть речи: учительница, дорога, кимоно, пение, пастила,

   гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е).

«Внимание и счет»- ребенок должен внимательно прослушать предложение и

   записать все слова, состоящие из трех слогов.

         Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном

   стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. ( Около  

   нашего домика стояла белая береза).

  1. Фонематический анализ и синтез.

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове,

   вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и

   количество звуков в слове.

«Придумай-ка»- ребенку дается карточка с написанной на ней цифрой. Ребенок

   придумывает слова, в которых количество звуков соответствует написанной цифре.

«Узнай, кто ты»- из первых звуков сложи слово: муха, остров, лужа, обувь, день,

   ель, цирк.

«Составь слово»- вычленить последний звук в слове, записать, составить слово: хожу,

   дом (ум), малыш, сок, лицо, стол, кукла  (школа).

«Игра- соревнование»- в течение двух  минут:

   -составить слова на определенный звук;

   - составить слова из 3,4,5 звуков;

   - составить слова из 1,2,3 слогов;

   - составить предложение с больщим количеством слов

  «Цепочка слов»- от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово

начиналось с последнего звука

предыдущего: дом, мак, кот,торт.

4. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление

    образа букв.

           Если дети путают похожие по начертанию буквы, то полезно проводить следующие игры.

• «Для внимательных и находчивых»

   а) Устное описание характерных отличительных признаков двух букв

      («Р» и «П», «Х» и «Ж»).

   б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.

   в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).

   г) Найди недостающий элемент буквы.

   д) Угадывание букв в разных положениях.

   е) Чтение по горизонтали и вертикали.

   ж) Работа с разными шрифтами (рассыпать и собрать в две группы).

   з) Выписать только прописные буквы.

   и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.

   к) Диктант букв и слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа логопеда с семьей.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых дефектов предпологает активное участие в нем родителей....

Модель совместной работы логопеда и воспитателя на материале лексической темы "Транспорт"

Показана модель совместной работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе для детей с ОНР на материале лексической темы "Транспорт".Проект был представлен на окружном семинаре-практикуме и по...

"Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальной школы."

семинар-практикум для учителей начальной школы...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.            2. Выявить особенности взаимоо...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....