Совместная работа логопеда с семьей.
статья по теме

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых дефектов предпологает активное участие в нем родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rkbota_s_rod._microsoft_office_word.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

                                                                                                            Федорова Ирина Юрьевна

                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                                           МБДОУ № 54 «Искорка»

                                                                                                       г. Набережные Челны

     Совместная работа логопеда с семьей является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых дефектов предполагает активное участие в нем родителей.

     Работая в дошкольном учреждении, невольно приходишь к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому не помогают им усваивать правильную речь. Часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевого дефекта, так как она не владеет необходимыми коррекционно-педагогическими знаниями и умениями. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитания своих детей, переложив всю ответственность на дошкольные учреждения.

     В связи с этим педагогам необходимо решать ряд задач:

  1. Повышать родительскую педагогическую компетентность.
  2. Совершенствовать коммуникативные способности и эмоциональный контакт детей и родителей.
  3. Обеспечить возможность формирования собственных умений и навыков родителей в коррекции речи детей.
  4. Содействовать родителям в применении на практике полученных умений и навыков.
  5. Стимулировать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
  6. Совместно формировать и совершенствовать звукопроизношение, фонематическое восприятие и активизировать словарный запас детей.

       Для вовлечения и заинтересованности родителей в коррекционный процесс необходимо использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, где родители получат необходимую информацию и практические навыки. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной формами работы.

     Самый распространенный способ взаимосвязи родителей и педагогов - родительские собрания, где знакомят родителей с «Программой коррекционного обучения детей» и организацией совместной работы в течение года.

     Альтернатива собранию - проведение родительских дней, где можно познакомить родителей с условиями воспитания и образования.

     Оформление стендов и уголков, выпуск газеты и памятки в помощь родителям, что поможет  в обучении и развитии детей и их родителей.  

     Проведение открытых логопедических занятий, конкурсов и праздников с родителями. Это поможет способствовать воспитанию у родителей самосознания, объединит родителей и детей  вокруг одного общего дела.

     Консультации, беседы, чтение лекций по запросам родителей, где расширяются знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребенка, создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

     Анкетирование (изучение опроса родителей, разработка дальнейших перспектив в работе).

     Мастер-класс по обучению родителей игровым занятиям, совместное изготовление пособий для закрепления и обогащения словаря, грамматического строя, связной речи, фонетико-фонематических представлений ребенка (формируется интерес к занятиям, побуждение родителей участвовать в коррекционной работе).

     Тематические уроки  и  практикумы для родителей (ознакомить родителей  практическим и теоретическим навыкам занятий с детьми).

     Организация тематических выставок специальной литературы и пособий (для развития педагогической грамотности родителей).

     Домашние задания для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка и закрепление ребенком полученных знаний, речевых умений и навыков.

     Все это можно объединить в организации семейного клуба, где родители могут получить информацию и практические навыки о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке и становятся соучастниками процесса воспитания и обучения.

      В работе с родителями педагогам необходимо придерживаться принципов:

  1. целенаправленности;
  2. системности;
  3. доброжелательности;
  4. открытости;
  5. учитывать специфику каждой семьи и опыт родителей.

     Практический опыт работы показывает, что успех в воспитании и обучении детей логопатов в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как будет организованно педагогическое просвещение родителей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель совместной работы логопеда и воспитателя на материале лексической темы "Транспорт"

Показана модель совместной работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе для детей с ОНР на материале лексической темы "Транспорт".Проект был представлен на окружном семинаре-практикуме и по...

Совместная работа логопеда и учителя

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальны...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

Совместная работа ДОО и семьи по физическому воспитанию дошкольников

Совместная работа ДОО и семьи по физическому воспитанию дошкольников...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...