Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
учебно-методический материал на тему

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной адаптации своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ: «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И СЕМЬИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ».

Исаева Т.П.

 

Смоленск 2014 г.

             Идея создания программы возникла из необходимости устранения ряда противоречий:

  • между высокой потребностью общества в здоровых и работоспособных гражданах и отрицательной динамикой психофизического состояния детей с ОВЗ;
  • между возрастающим объемом информации в условиях модернизации образования и способностью учащихся с ОВЗ принять и усвоить эту информацию;
  • между желанием родителей видеть своих детей здоровыми и нежеланием родителей заниматься здоровьем своих детей, перекладывая данную функцию на школу;
  • между желанием ребенка с ОВЗ адаптироваться в обществе и нежеланием общества принять такого ребенка.

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной адаптации своих детей.

     Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников необходимо было устранить эти противоречия. Поэтому педагогический коллектив начал разработку вопроса о создании в школе здоровьесберегающей среды, чтобы учащимся было максимально уютно, комфортно, безопасно, чтобы все режимные моменты в условиях школы – интерната  не только способствовали сохранению и укреплению здоровья учащихся, но и его формированию. Обучение и воспитание детей должно приобрести здоровьесберегающий  и оздоровительный характер, что является неотъемлемым фактором социально-успешной личности.

Предпосылкой создания данного проекта стал анализ ряда проблем, которые при традиционной организации образовательной деятельности учреждения не могут быть решены:

  • изменение контингента детей с ОВЗ, снижение группы здоровья детей поступающих в школу;
  • неконкурентоспособность выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида на рынке труда (перечень традиционных программ по предмету, сложившаяся практика трудового обучения в коррекционной школе VIII вида не отвечает в полной мере возросшим требованиям к профессиональным умениям работников предприятий);
  • низкий уровень социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Замысел программы

        В концепции модернизации российской системы образования в вопросах охраны здоровья детей прописаны стратегические направления развития современной системы образования:

  • Внедрение  здоровьесберегающих технологий обучения;
  • Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в ЗОЖ средствами социального партнерства;
  • Усовершенствование материально- технической базы для  занятий спортом, обеспечение культурного, здорового досуга детей;
  • Профилактика заболеваний на основе анализа мониторинга здоровья, введения программ гигиенического воспитания, профилактики суицида и др.

        Реализация данных идей и рекомендаций возможна только при условии кардинальных изменений в организации образовательного процесса. Это же подтверждают целевые установки, прописанные в типовом положении о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся  и воспитанников с проблемами в развитии. Согласно требованиям нормативно-правовых актов общеобразовательная подготовка в коррекционной школе VIII вида рассматривается в качестве средства коррекции и педагогической реабилитации.

Возникла необходимость разработки технологии создания единой коррекционно- развивающей среды, направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение воспитанников.

Актуальность

      Концепция  программы «Совместная работа учителя и семьи по социализации воспитанников» возникла из анализа внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на систему образования в школе.

  • Анализ внешних факторов

Основными тенденциями развития внешней среды школы можно считать: 

  • сокращение численности физически здоровых детей поступающих в школу;
  • формирующееся потребительское отношение родителей обучающихся – желание переложить полную ответственность за здоровье детей на плечи школы;
  • рост численности асоциальных семей воспитанников, не способных оказать помощь ребенку в социальной адаптации. А чаще всего своим асоциальным поведением программирующие ребенка на дальнейший нездоровый образ жизни;
  • низкий уровень конкурентоспособности воспитанников школы на рынке труда.
  • Анализ внутренних факторов

Проблема первая - недостаточный уровень сформированности социальной компетенции воспитанников для успешной социализации:

  • слабое использование возможностей социального партнерства;
  • недостаточный уровень самореализации воспитанников через различные виды творческой и спортивной деятельности;
  • недостаточная преемственность и органическая взаимосвязь во всех звеньях ОП: урок, самоподготовка, внеурочная деятельность и реализация коррекционной задачи при организации любой деятельности;

Проблема вторая - низкий уровень сформированности осознанной потребности у воспитанников в здоровом образе жизни:

  • недостаточное обогащение содержания образования учебным материалом,   раскрывающим пути физического, интеллектуального, духовно- нравственного совершенствования человека; выделение в содержании образования учебного материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового  образа жизни; проведение интегрированных уроков;

Проблемно-ориентированный анализ дает возможность сформулировать основные изменения, которые необходимо внести во все сферы образовательного процесса.

  1.       Модернизация специального образования  на современном этапе предполагает обеспечение адекватных условий , способствующих успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку с ОВЗ выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, а так же способствующие ребёнку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие, сформировать жизненную компетентность. Во главу угла ставится освоение коммуникативных моделей поведения, позволяющих учащимся сформировать социально-нормативное поведение.
  2.  Ориентация социальной жизни страны на нормы и ценности гражданского общества, необходимость усвоения и применения школьниками социально-значимых норм поведения.
  3.  Информатизация мирового сообщества, обусловливает необходимость создания информационной образовательной среды, применения ИК технологий в образовательном процессе, делопроизводстве и управлении школой.
  4. Применение компьютерных программ. Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении детей с ОВЗ, не является новой, однако решение этой проблемы в настоящее время необходимо для социализации и дальнейшей интеграции данной категории детей в обществе.

Практическая значимость

Новизна заключается в создании единой коррекционно - развивающей среды, способствующей  успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Значимость  заключается в разработке:

  • механизмов медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ;
  • механизмов оказания адресной педагогической помощи субъектам сопровождения;
  •  школьного компонента базисного учебного плана, способствующего формированию осознанной потребности в ЗОЖ;
  • интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки.

 

                                 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ  

I этап – 2014 – 2015 гг. – поисково-ориентировочный

  • анализ состояния образовательной системы школы;
  • изучение нормативных документов по сопровождению детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
  • поиск информации по данным направлениям организации здоровьесберегающей среды для детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
  • поиск оптимальной модели формирования социально- адаптированной личности   в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
  • поиск оптимальной современной структуры управления  в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
  • определение приоритетных направлений здоровьесбережения и социализации детей;
  • подбор педагогических кадров;
  • формирование социального заказа.

II этап – 2015-2016 гг. – постановочный

  • отработка новой структуры управления в режиме «Школа социализации- школа здоровья»;
  • разработка и утверждение образовательной программы;
  • разработка и совершенствование нормативной базы сопровождения;
  • разработка программно-методического обеспечения сопровождения в учебном процессе, дополнительного образования, воспитательной системы, адресной помощи;
  • разработка валеологических аспектов образовательной деятельности;
  • разработка психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII  вида;
  • повышение квалификации, профессиональной компетенции педагогов;
  • создание материально-технической базы для реализации проекта.

III этап – 2016 – 2017 гг. – аналитический

  • внедрение инновационных процессов в здоровьесбережение и социализацию детей;
  • отработка механизмов оценки результатов (мониторинг здоровья, включенности учащихся во внеурочную деятельность, успешности усвоения обучающимися учебных программам, профессионального определения выпускников);
  • обобщение и распространение опыта работы  на муниципальном и региональном уровнях.

Ожидаемые результаты

По отношению к учащимся:

-создание условий, способствующих сохранению, укреплению, коррекции здоровья участников образовательного процесса;

-формирование у обучающихся, воспитанников осознанного отношения к своему здоровью, воспитание потребности в ведении здорового образа жизни;

-повышение уровня социальной адаптации.

По отношению к социуму:

-обеспечение открытости школы через расширение сети социальных связей, участие в различных конкурсах на муниципальном, областном и всероссийском уровнях;

--повышение эффективности взаимодействия  школы и семьи по вопросам социальной адаптации детей.

 Основные направления работы над программой:

Выделены два основных концептуальных направления работы по реализации:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ.

Цель: создание единой коррекционно- развивающей среды направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение

 воспитанников.

        

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

  • Развитие представлений о собственных возможностях
  • Овладение социально-бытовыми умениями
  • Овладение навыками коммуникации
  • Дифференциация и осмысление картины мира
  • Дифференциация и осмысление социального окружения

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                              Мониторинг здоровьесберегающей среды

Показатели в образовательной деятельности:

- динамика уровня обученности (% успеваемости);

- динамика качества обученности ( % обучающихся на 4 и 5);

- уровень воспитанности (в  %);

- уровень социализации (в  %);

- уровень здоровья (в  %);

- динамика участия и результативности учащихся в конкурсах, соревнованиях на уровне выше школьного ( количество )

-уровень трудовой адаптации (в %)

Показатели инновационной деятельности:

-  эффективность структуры управления образовательным процессом на основе здоровьесбережения;

- эффективность воздействия созданной адаптивной среды на повышение уровня социальной компетенции воспитанников;

-эффективность использования здоровьесберегающих образовательных технологий для формирования осознанной потребности в ЗОЖ у воспитанников школы;

- динамика количества педагогов владеющих технологией работы по ИОП.

Формы и методы работы  с семьей условно делятся на следующие этапы:

- профилактический;

- диагностический;

- реабилитационный.

Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния.

На диагностическом этапе социально-педагогическая  деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.

2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию  педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью  в той или иной сфере образовательной деятельности.

На данном этапе характерно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3.  Проведение письменного опроса;

4. Тестирование

Реабилитационный – На этом уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:

1. Беседа;

2. Включенное наблюдение;

3. Убеждение;

4. Дискуссия;

5. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);

6. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).

7.  Массовые акции (субботники, праздники);

Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и, конечно же, они не располагают сведениями по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают умственно отсталого ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения.

Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым в нашей школе организованы циклы занятий с родителями:

1. Причины возникновения осложнений в развитии детей.

2. Типичные затруднения учащихся в овладении учебными предметами.

3. Особенности поведения, интересов учеников младших классов.

4. Подростковый период в развитии ребенка.

5. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

Заботясь об эффективном взаимодействии с семьёй, педагог должен учитывать важность следующих факторов:

1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.

2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.

3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.

4. Поиск новых форм сотрудничества. Педагог может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.

Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:

– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.

– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;

– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.            2. Выявить особенности взаимоо...

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и родителей по социализации и формированию стремления к ЗОЖ у обучающихся».

Данная программа разработана для развития успешного сотрудничества семьи надомника и учителя. Целью реализации програмы является формирование потребности у всей семьи в ведении здорового образа жизни,...