Развитие мелкой моторики.
статья по теме
Зачем развивать мелкую моторику? Почему это важно? Какие упражнения помогут развивать мелкую моторику? Ответы на данные вопросы Вы найдете в предлагаемом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужно развивать
мелкую моторику?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, ещё в дошкольном возрасте.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, окажутся неспособными к выполнению такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма.
Из всего выше сказанного должна быть ясна необходимость специальной заботы родителей о развитии у ребенка тонких и дифференцированных движений пальцев рук.
Как развивать
мелкую моторику?
У детей, поступающих в первый класс, ещё не достаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Отсюда - трудности в письме. Они связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка.
Упражнения и виды занятий
для тренировки руки ребёнка:
- различные виды конструирования;
- упражнения с мозаикой, особенно - с мелкой;
- рисование, в том числе рисование в воздухе; очень полезны орнаменты и узоры, т.к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв;
- выполнение аппликаций (с отщипыванием клочков бумаги, составляя таким образом аппликацию);
- перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура, рисование орнамента);
- раскрашивание ( раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие
тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуем использовать цветные карандаши, а не фломастеры.);
- вырезывание ножницами различных фигур;
- вязание, вышивание;
- доступная работа с инструментами (преимущественно для мальчиков);
- перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;
- обучение игре на пианино, на аккордеоне...;
- перелистывание книжных страниц;
- разминать пальцами пластилин, глину; лепить (что особенно важно для развития силы пальцев рук);
- запускать пальцами мелкие волчки;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- завязывать (развязывать) узлы на толстой веревке, на шнуре;
- заводить механические игрушки ключиками;
- застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков, закручивание крышек;
- игры с песком, водой;
- массаж пальчиков, пальчиковые игры.
Перечень возможных видов занятий для развития у ребенка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их переборкой, чистка и резка вареных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима для письма.
Рекомендуемая литература.
1.Белая А.Е., Мирясова В.И. "Пальчиковые игры", М., 1999
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать". Ярославль, 2002
3.Цвынтарный В.В. "Играем пальчиками и развиваем речь". С-Пб, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...