Развитие мелкой моторики.
статья по теме

Миронова Любовь Александровна

Зачем развивать мелкую моторику? Почему это важно? Какие упражнения помогут развивать мелкую моторику? Ответы на данные вопросы Вы найдете в предлагаемом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие мелкой моторики29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужно развивать

мелкую моторику?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности   к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень  развития  мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники  часто испытывают  серьёзные трудности с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий  выполнение  тонких координированных  движений руки. Техника письма  требует  слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо     развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения  навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка  в школе. Поэтому  важно  развить  механизмы,  необходимые для овладения письмом, создать  условия для накопления  ребенком  двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, ещё в дошкольном возрасте.

Но в  дошкольном  возрасте  важна  именно  подготовка к письму, а  не  обучение  ему, что часто  приводит к формированию  неправильной техники письма. Умение  выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном  возрасте,  именно  к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон  головного  мозга,  развитие  мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию  мелкой  моторики должна начаться задолго до поступления  в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие  мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:  

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать  дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную  нагрузку, окажутся  неспособными  к выполнению такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма.

Из всего выше сказанного должна быть ясна необходимость  специальной  заботы  родителей о развитии у ребенка тонких и дифференцированных движений пальцев рук.  

Как развивать

мелкую моторику?

У детей, поступающих в первый  класс,  ещё не достаточно развиты мышцы кисти руки, координация  движений  пальцев,  предплечья и плечевой части пишущей руки. Отсюда - трудности в письме. Они связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью  детей  к  этой  деятельности. Поэтому  в  подготовительный  период  очень  важно  использовать ряд упражнений, которые бы постепенно  готовили руку ребенка к письму.  Основная  задача  тренировочных  упражнений состоит в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка.

Упражнения и виды занятий

для тренировки руки ребёнка:

- различные виды конструирования;

- упражнения с мозаикой, особенно - с мелкой;

- рисование, в том числе рисование в воздухе;  очень полезны орнаменты и узоры, т.к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв;

- выполнение  аппликаций (с  отщипыванием  клочков  бумаги, составляя таким образом аппликацию);

- перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура, рисование орнамента);

- раскрашивание  ( раскрашивая  любимые картинки, ребенок  учится  держать в руке карандаш, использует  силу  нажима.  Это   занятие

тренирует   мелкие  мышцы  руки,  делает  её движения  сильными  и координированными. Рекомендуем использовать цветные карандаши,  а не фломастеры.);

- вырезывание  ножницами  различных  фигур;

- вязание, вышивание;

- доступная  работа с инструментами (преимущественно для мальчиков);

- перебирание  крупы, гороха для приготовления пищи;

- обучение игре на пианино, на аккордеоне...;

- перелистывание книжных страниц;

- разминать  пальцами  пластилин, глину;  лепить (что особенно важно для развития силы  пальцев рук);

- запускать пальцами мелкие волчки;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- завязывать (развязывать) узлы на толстой веревке, на шнуре;

- заводить механические игрушки ключиками;

- застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков, закручивание крышек;

- игры с песком, водой;

- массаж пальчиков, пальчиковые игры.

      Перечень  возможных  видов  занятий  для развития у ребенка  ручной  моторики  можно продолжать  до  бесконечности. Неограниченный  простор  в  этом  отношении  дает  сама жизнь, нужно только  умело  и  своевременно   привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их переборкой, чистка и резка вареных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка  постепенно  приобретут ту  точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима для письма.

Рекомендуемая  литература.

  1.Белая А.Е.,  Мирясова В.И.  "Пальчиковые игры", М., 1999

  2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.                  "Развиваем  руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать". Ярославль,  2002

   3.Цвынтарный В.В. "Играем  пальчиками  и  развиваем речь".         С-Пб, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....