Домашняя работа учащихся
статья (5 класс) на тему

Сидорова Анна Викторовна

К родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zadaniya-1.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Домашняя работа учащихся – это особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к уроку, потому что лишь единение урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. 

Как мы уже заметили, конкретные цели домашнего задания, тесно связанные с одной из главных целей современного образования – научить учиться. «Научить учиться – значит сформировать у учащихся ценностные мотивы учения, развить в них способность использовать различные источники информации (как школьные, так и внешкольные), научить их использовать эффективные приёмы познавательной деятельности, помочь учащимся понять сам смысл учения».

И задача как учителя, так и воспитателя, помочь ребёнку сделать процесс выполнения домашнего задания творческим.

Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – способствуют развитию личности учащегося. В домашнюю учебную работу учащихся, как правило, включаются задания, корректирующие возникшие пробелы в знаниях. Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов.

Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии. Причины можно разделить на три группы:

1. Отсутствие общих учебных умений:

  • не владеют приёмами учебного труда;
  • не усваивают программный материал;
  • не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.

2. Недостатки в развитии ВПФ:

  • неустойчивое внимание;
  • замедленный темп работы;
  • инертность мышления;
  • слабые навыки чтения;
  • низкий уровень речевой культуры;
  • отрицательное отношение к учению.

3. Отношения с участниками образовательного процесса:

  • трудности в общении с учителем;
  • трудности в общении с родителями; воспитателями
  • трудности в общении со сверстниками.

Существует несколько видов домашних заданий:

  • Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для учащихся.
  • Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
  • Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
  • Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.

Выделяют три уровня домашнего задания:

  • 1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
  • 2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
  • 3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Существует ряд требований к организации домашней учебной работы:

  • Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
  • Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
  • Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.
  • Постепенное и последовательное усложнение заданий.

Взаимосвязь классной и домашней работы я осуществляю по следующим направлениям:

  1. содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;
  2. подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель;
  3. обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дифференцированной домашней работы учащихся

В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих пози...

Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?

В статье рассказывается об общих  требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...

Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?

В статье рассказывается об общих  требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...

Домашняя работа учащихся

Материалы и презентация выступления на Педагогическом совете по теме «Домашние задания как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки обучающихся»...

Доклад по теме "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога"

Для повышения качественных изменений в образовательной практике необходимо работать на успешную мотивацию, а для этого важно начинать урок с создания ситуации успеха для каждого обучающегося. Учитыват...

Домашняя работа учащихся по музыке как объект профессионального творчества педагога

Виды домашних заданий по музыке 1.                 Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают муз...

Разнообразие форм домашней работы учащихся по физике.

Домашняя работа учащихся является в практике преподавания физики одним из наиболее слабых мест.Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:закрепление...