Домашняя работа учащихся
статья (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Домашняя работа учащихся – это особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к уроку, потому что лишь единение урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.
Как мы уже заметили, конкретные цели домашнего задания, тесно связанные с одной из главных целей современного образования – научить учиться. «Научить учиться – значит сформировать у учащихся ценностные мотивы учения, развить в них способность использовать различные источники информации (как школьные, так и внешкольные), научить их использовать эффективные приёмы познавательной деятельности, помочь учащимся понять сам смысл учения».
И задача как учителя, так и воспитателя, помочь ребёнку сделать процесс выполнения домашнего задания творческим.
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – способствуют развитию личности учащегося. В домашнюю учебную работу учащихся, как правило, включаются задания, корректирующие возникшие пробелы в знаниях. Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов.
Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии. Причины можно разделить на три группы:
1. Отсутствие общих учебных умений:
- не владеют приёмами учебного труда;
- не усваивают программный материал;
- не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.
2. Недостатки в развитии ВПФ:
- неустойчивое внимание;
- замедленный темп работы;
- инертность мышления;
- слабые навыки чтения;
- низкий уровень речевой культуры;
- отрицательное отношение к учению.
3. Отношения с участниками образовательного процесса:
- трудности в общении с учителем;
- трудности в общении с родителями; воспитателями
- трудности в общении со сверстниками.
Существует несколько видов домашних заданий:
- Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для учащихся.
- Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
- Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
- Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Выделяют три уровня домашнего задания:
- 1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
- 2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
- 3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.
Существует ряд требований к организации домашней учебной работы:
- Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
- Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
- Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
- Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.
- Постепенное и последовательное усложнение заданий.
Взаимосвязь классной и домашней работы я осуществляю по следующим направлениям:
- содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;
- подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель;
- обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация дифференцированной домашней работы учащихся
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих пози...
Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?
В статье рассказывается об общих требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...
Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?
В статье рассказывается об общих требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...
Домашняя работа учащихся
Материалы и презентация выступления на Педагогическом совете по теме «Домашние задания как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки обучающихся»...
Доклад по теме "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога"
Для повышения качественных изменений в образовательной практике необходимо работать на успешную мотивацию, а для этого важно начинать урок с создания ситуации успеха для каждого обучающегося. Учитыват...
Домашняя работа учащихся по музыке как объект профессионального творчества педагога
Виды домашних заданий по музыке 1. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают муз...
Разнообразие форм домашней работы учащихся по физике.
Домашняя работа учащихся является в практике преподавания физики одним из наиболее слабых мест.Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:закрепление...