Организация дифференцированной домашней работы учащихся
статья по обществознанию (7 класс) по теме

   В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.

   От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация дифференцированной домашней работы учащихся

   В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.

   От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.  

   Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.          

   Определено, что домашние задания должны даваться с учетом возможности их выполнения в примерных пределах:

  1. В первом классе – до 1 часа;
  2. Во втором классе – до 1,5 часа;
  3. В третьем-четвертом классах – до 2 часов;
  4. В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
  5. В седьмом классе – до 3 часов;
  6. В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.  

   Однако фактическая учебная нагрузка особенно, в гимнастических классах, в начальной школе вместе с приготовлением домашних заданий составляет 9-10 часов в день, а в средней школе еще больше.

   Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

  Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объему и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

   Организация домашней учебной работы.                                                                                           Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания.

   

Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции В чем же они состоят?

   Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углубленного усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становиться прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нудно таких упражнений –зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Вполне понятно, что домашняя учебная работа, не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка.

   Домашняя работа – это самостоятельная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности –одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом - одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

   Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте.

   В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. творческая;
  4. дифференцированная;
  5. одна на весь класс;
  6. составление домашней работы для соседа по парте.

 

   Индивидуальная  учебная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использование тетрадей на печатной основе.

   

   При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнает цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки.  Домашние  задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

   Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.

  1. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см₂, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребенок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
  2. Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

   Одна на весь класс – самый распространенный вид  домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

   Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

   Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед.

                                                        Классификация ТДЗ

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

1. Вопросник      2. Кроссворд     3. Макет, модель 4. Ребус               5. Сообщение    6. Доклад           7. Сочинение     8. Реферат          9. Исследование 10. Эссе             11. …

1. Индивидуальная                 2. Парная                                   3. Мелкогрупповая  (3-7 чел) 4. Групповая  (10-15 чел)       5. Коллективная

1. Рабочая  (в тетради, «с листа»…).                    2. Экспозиционная ( на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…): - файл-лист;                                                                     - буклет;                                                                             - брошюра;                                                                   - газета;                                                                              - альбом;                                                                       - «раскладушка»;                                                        -  и т.д.

   

    Основные цели ТДЗ:

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.                                                       2. Научить выделять главное из общей информации.                                                                              3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.                                                                                                       4. Сформировать ораторские навыки.                                                                                                           5. Воспитание эстетической культуры.                                                                                                   6. Получение учащихся более широких и глубоких знаний по предмету.

                   Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.      

                   Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.      

   Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.

   Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников.

   А если все-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи нельзя исключать. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они обычно просматривают до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешенной задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставлять возможность такого выбора.  В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».

   Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.    

        Библиография

1. Дудова Л.В. Чтение как универсальный вид учебной деятельности в контексте требования Федерального государственного стандарта для начальной и основной школы. // Вестник Московского образования, №13, 2011г.

2. Игнатова И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком. // Воспитание школьников, №1, 2008г.

3. Нартова О. Изучение и формирование мотивации учащихся. // Воспитание школьников, №3, 2008г.

4. Нахаева А.М. Методические рекомендации «Организация домашней работы в образовательном учреждении». // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». / festival.1september.ru/ authors/101-452-597

5. Приказ министра просвещения РСФСР от 12.12.1951 №1093. Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями. // Вестник образования, №10, май 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?

В статье рассказывается об общих  требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...

Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?

В статье рассказывается об общих  требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...

«КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ».

С развитием оптики, медицины, с появлением технических средств помощи выдвигается иное требование: зрение, как бы оно не было мало, должно разумно использоваться при наличии необходимых условий. Оно д...

Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся

Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения ...

Из опыта работы по организации дифференцированной самостоятельной работы на уроках алгебры.

Необходимым условием образовательного процесса является дифференциация и индивидуализация обучения. На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого. Эта задача ...

Организация домашней работы учащихся с использованием средств ИКТ

Данная методическая разработка представляет собой задание для 9 класса и демонстрирует эффективное использование ИКТ  не только в школе, но и при выполнении домашнего задания учащимися....

Памятка для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися по географии.

Памятка для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися по географии....