Возрастные особенности пятиклассников.
консультация

Кузяева Анна Михайловна

Данный материал необходим родителям для помощи в адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы  в среднее звено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности пятиклассников

5 класс-переходный период из начальной школы в среднюю.

А каждый переходный  период выдвигает свои специфические проблемы. Можно выделить основные понятия готовности  к обучению в средней школе:

1.успешное усвоение программного материала, сформированность основных компонентов учебной деятельности.

2.новообразования

3.более «взрослый тип взаимоотношений (качественно иной)

Начнём с проблем в этом возрасте. Каждый возраст определяет свои + и  -, свои кризисы и свои новообразования.

 В этом возрасте к учёбе преобладает внешняя мотивация, дети учатся, чтобы получить оценку. Есть внутренняя, когда ученик осознаёт, зачем учится. Происходит мотивационный кризис. В это время детей нельзя ругать за плохие оценки, надо в спокойной обстановке сравнить предыдущую оценку, разобраться, почему так вышло, посоветоваться что делать, нельзя сравнивать с  успевающим учеником. Чтобы дети не потеряли интерес к учёбе, родителям не рекомендуется обсуждать проблемы  учителей, в этом возрасте  дети склонны  к перекладыванию своей вины на другого человека, возникает конфликт, нельзя выращивать негативное зерно. Мы живём в селе, учителя не поменять, а роль учителя по-прежнему остаётся ведущей.

  В начале учебная деятельность теряет  своё ведущее значение, но остаётся основной деятельностью, продолжает влиять на развитие интеллектуальной, мотивационной сфер личности учащегося.

Роль меняется:

1.учебная деятельность определяется степенью самостоятельности

2.постепенно раскрывается смысл учебной деятельности, как деятельности по самообразованию (внутренняя мотивация)

(появляется ответственность за выполнение домашних заданий, осваиванию новых знаний не из учебника)

3.усиливается сознательное отношение к учению (дети остро переживают свои учебные неудачи (а маскировка-безразличие, равнодушие))

4.слабая выдержка (преобладает бравада, подсказки на уроках, реплики с учителями «меня не спросили»)

5.иной уровень интересов (чисто серьёзные увлечения)

6.память: включение нового в систему знаний; внимание: избирательность (на одном уроке невнимателен, на другом более сосредоточен, собран, не отвлекается)

7.критичность мышления (появляются собственные взгляды , собственное мнение, суждение, даже пытаются найти ошибки в суждении учителя)

8.появляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус в этой системе, причём в большей степени имеет тенденцию сохранится неблагополучный статус. Очень важно как складываются отношения с учителями. Существенные изменения происходят в нормах (стихийные детские нормы, связанные с качествами «настоящего товарища»)

9.Происходит кризис самооценки. Был один учитель, взрослый, стало несколько. Предъявляются более взрослые требования. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка «инспектировалась» учителем на основании результатов учёбы, подвергается корректировке и переоценке другими детьми, при этом во внимание принимаются неучебные характеристики, а общенческие качества. Резко возрастает количество негативных самооценок. Появляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов.

В 5 классе остаётся  и занимает ведущее место игра. Они ещё играют, постепенно игра будет отходить от первого места, но не сейчас.

Играйте, приходите к нам в школу (конкурсы, соревнования, КВН) Будьте вместе с детьми!

Итак, дети ваши подходят к началу подросткового возраста. Ваша задача не упустить этот период.

В отличие от подросткового возраста кризис в поведении ещё слабо выражен во внешних проявлениях. Переживание, связанные с изменениями, далеко не всегда осознаются пятиклассниками, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищённость перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношение с другими, критичность в оценке результатов учёбы –всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может негативно отразиться на формировании личности. Важно сейчас: принимайте детей такими, какие они есть! Общайтесь с ними, потому что в этом возрасте вы играете не последнюю роль для них. Обнимайте их почаще!

Помните своё детство! Нам хочется, чтобы у ваших детей детство было ещё лучше, а главное, будьте с ними рядом!



Предварительный просмотр:

 Авторитет

Вид авторитета

Характеристика

Анализ

Авторитет подавления

Суть данного вида авторитета в том, что ребенок находится в постоянном ожидании наказания, так как родители при каждом удобном и неудобном случае хватаются за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием.

Такой авторитет ничего не воспитывает, а только приучает детей подальше держаться от родителей, он вызывает детскую ложь, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Это самый дикий вид авторитета.

Авторитет расстояния

Позиция родителей, придерживающихся такого вида авторитета такова: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступать в виде начальства. Дети обычно в ведении бабушки или няни.

Такой вид авторитета, несомненно, не приносит никакой пользы, поскольку семья по большому счету и не существует, так как  все члены ее держаться обособленно, изредка вступая в контакт.

Авторитет чванства

Данный вид авторитета основывается на высокомерном поведении родителей, вызванном их определенными заслугами или достоинствами. Родители на каждом шагу показывают свою важность, в том числе и детям. Зачастую из-за этого и дети начинают чваниться и дети.

В детях, в зависимости от их темперамента, воспитывается либо комплекс неполноценности из-за чувства никчемности на фоне таких выдающихся родителей, либо, напротив, завышенная самооценка. Да и родители в этой атмосфере высокомерия уже не видят, куда идет их ребенок, кого он воспитывают.

Авторитет педантизма

Родители считают в этом случае, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что их слово – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы их дети не подумали, мама с папой ошиблись, что они не уверены в чем-то. Каждый день родители видят в любом деле своего ребенка нарушение и пристают с новыми законами и распоряжениями.

При таком раскладе вся жизнь ребенка проходит мимо родителей, так как они заняты лишь свои начальствованием над ребенком.

Авторитет резонерства

Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и надзирательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку  несколько слов, родитель усаживает его напротив себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбок. Родители забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что ее нужно уважать.

В случае резонерства родителей дети могут даже и не увидеть их авторитета, так как постоянное зудение и болтливость проходят  почти бесследно в их сознании. И опять-таки дети развиваются и растут без всякой помощи родителей.

Авторитет любви

Родители уверены: чтобы дети слушались, необходимо, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, нужно на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве.  

Мимо родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок должен все делать из любви к родителям. Здесь вырастает семейный эгоизм. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может  любить так же сильно других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и цинически расчетом. Этот авторитет выращивает неискренних и лживых эгоистов.

Авторитет доброты

В этом случае детское послушание достигается уступчивостью, мягкостью родителей. Родители разрешают все! Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир.

Дети окончательно становятся  эгоистами. Очень скоро они начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

Авторитет дружбы

Мать и дочь, отец и сын становятся друзьями, но при этом родители все же остаются родителями, а дети – детьми. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается, начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Такой вид  авторитета приводит к потере всякого уважения к родителям со стороны детей, и поэтому личность ребенка формируется без должной строгости и ограничения.

Авторитет подкупа

Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями.

Из детей, вырастающих в такой обстановке как правило не вырастает положительных людей. В каждом своем действии и поступке они стараются увидеть выгоду. Это люди корыстные и безнравственные



 

Комментарии

Кузяева Анна Михайловна

Данный материал идеально подходит для первого родидительского собрания.

Ростова Наталья Сергеевна

у МЕНЯ СЫН ПЯТИКЛАССНИК И У НАС ВОЗНИКАЕТ СЕЙЧАС МНОГО ПРОБЛЕМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. сПАСИБО ЗА ИНФОРМАЦИЮ. ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ростова Наталья Сергеевна

МНЕ КАК МАМЕ ПЯТИКЛАССНИКА, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА СТАТЬЯ

Светова Елена Николаевна

Очень нужный материал не только для родителей пятиклассников, но и для педагогов, работающих с такими детьми.

Ёлгина Елена Степановна

Материал не нашла. Только комментарии.

Кузяева Анна Михайловна

Извините, посмотрите сейчас,галочка "отображается" слетела.

Ёлгина Елена Степановна

Спасибо. Прочитала:) Можно и родителей 4 класса знакомить