Знаете ли Вы своего ребенка
материал на тему

Быкова Елена Михайловна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon beseda_znaete_li_vy_svoego_rebenka.zip22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа Знаете ли Вы своего ребенка?

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым. А если вдуматься в его смысл? Что может наш ребенок, что хочет, а чего не хочет, что знает, а чего не знает и как ему помочь? Как надо изменить требования к нему, чтобы не навредить? Можно ли ожидать положительных результатов воспитания, если мы практически все делаем вслепую?

И какими бы благими ни были наши намерения, немного будет стоить все то, чему мы научим ребенка, если не сохраним его здоровье, не поможем ему сформироваться духовно. Знание и понимание ребенка дает в руки воспитателю "заветный ключик", позволяющий открывать сердца и души детей, тайники их способностей и возможностей.

Педагоги и психологи изучают возможности ребенка, влияние обучения и воспитания на формирование личности. Существует много исследований, посвященных этим проблемам. В нашей беседе мы остановимся на готовности ребенка к школе, на его отношении к окружающему миру. Именно в этих отношениях раскрываются основные качества личности ребенка.

Но прежде чем, начать разговор о готовности ребенка к школе, необходимо в первые дни обучения предложить родителям заполнить предлагаемую ниже анкету.

Анкета

1. Отношение ребенка к другим детям: дружелюбное, драчливое, спокойное, легковозбудимое, раздражительное…
2. Характеристика сна: засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится во сне, разговаривает во сне…
3. Навыки опрятности: аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания.
4. Работоспособность во время занятий: работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом, разговаривает сам с собой.
5. Состояние и характер памяти: хорошая, плохая, зрительная, слуховая, тактильная.
6. Особенности мышления: воспринимает только конкретный материал, владеет только абстрактными понятиями, умеет обобщать.
7. Развитие речи: произносит правильно все звуки, не произносит 1-2 звука, неправильно произносит много звуков, заикается при пересказе текста, употребляет распространенные предложения, правильно понимает смысл текста, рассказа.
8. Имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний: ориентируется ли во времени и пространстве, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, способен ли делать элементарные обобщения.
9. Имеются ли известные вам отклонения в здоровье вашего ребенка.

Советы учителю

Эта анкета дает первое представление о ребенке, по ней можно судить о том, как ребенок психологически и физически подготовлен к школе.

Через 2-3 недели учитель заполняет аналогичную анкету на ученика по результатам своих наблюдений, анализирует их и предлагает родителям сравнить их наблюдения со своими. Родители посмотрят на своего ребенка глазами учителя. Такое взаимодействие между учителем и родителями пойдет на пользу ребенку: взрослые лучше узнают его с разных сторон и выработают взаимодополняющую стратегию воспитанию. Готовых рецептов здесь нет и не будет. В каждом случае поступают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Чтобы глубже узнать ребенка, необходимо проанализировать его отношение к окружающему миру. Любая личность раскрывается по отношению к учебе, труду, к своему делу, к окружающим. Изучая эти отношения, можно выделить и основные качества личности, поставить воспитательный диагноз и в соответствии с ним подбирать приемы и методы воспитания. Психологи выделяют четыре группы отношений, а мы, в соответствии с возрастом младшего школьника, рассмотрим лишь три из них: отношение ребенка к своему делу; отношение к другим людям, отношение к самому к себе.

Отношение ребенка к своему делу

1. Понимает ли важность труда в жизни людей?
2. Доставляет ли труд ему удовольствие или неприятен?
3. Как относится к уборке, самообслуживанию, помощи окружающим?
4. Инициативен ли при выполнении порученного дела?
5. Добросовестен ли на уроках труда?
6. Доводит ли начатое дело до конца, несмотря на препятствия?
7. Какие виды трудовой деятельности оказывают на ребенка стимулирующее влияние?
8. Ценит ли и бережет труд окружающих или проявляет неуважение?
9. Как относится к своим и чужим вещам, школьному имуществу?
10. Трудится потому, что ему важен результат или сам процесс труда, потому что это дает возможность делать открытия, творить или возможность завоевать лидерство, добиться признания?
Диагностика не представляет трудностей. Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи. Очень важно не подменять отношение результатом. Ребенок хочет сделать что-то, но это не всегда у него может получиться хорошо. Достижения в труде, учебе не всегда адекватны отношению ребенка к ним. Для младшего школьника главное - положительное отношение к труду, желание трудиться, понимать значение труда в жизни человека.

Отношение ребенка к другим людям

1. Как относится к членам семьи?
2. Каково отношение к укладу семьи?
3. Легко или трудно сходится с товарищами, с коллективом, со сверстниками?
4. Доволен ли своим положением в коллективе?
5. Имеет ли достаточно широкий круг близких товарищей, друзей?
6. С кем из учащихся класса стремится дружить, с кем избегает общения, каково положение друзей в классном коллективе?
7. Как относится к учителям и другим работникам школы?
8. Как относится к общественным поручениям, каковы мотивы общественной активности (стремление к деятельности, потребность в самоутверждении, или ребенок действует только на словах, не подкрепляя их конкретными делами)?
9. Отношение к общественному мнению активно-положительное: стремится исправить недостатки, стремится добиться одобрения, похвалы…
10. Отношение к общественному мнению пассивно-положительное: принятие критики, похвалы без активного проявления своего отношения к этому.
11. Отношение к общественному мнению безразличное, равнодушное.
12. Отрицательное отношение к общественному мнению.
13. Как относится к взрослым, соседям, знакомым?
14. С кем дружит на улице, вне дома?
15. Как проводит свободное время?
16. Как относится к животным?

Советы учителю

Чтобы объективно ответить на эти вопросы, необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам. Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг.

Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагоприятные дети вырастают в неблагоприятных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети.

Отношение ребенка к самому себе

1. Доволен или недоволен собой, как часто это проявляется, при каких условиях, по какому поводу?
2. Какие черты хотел бы приобрести и от каких хотел бы избавиться?
3. Каков уровень притязаний ребенка, соответствуют ли они его возможностям?
4. Проявляется ли неудовлетворенность собой в конкретных попытках исправить свои недостатки?
5. Как реагирует на собственные успехи, неудачи?
6. Как реагирует на достижения или промахи товарищей?
7. Внимателен ли к окружающим, требует ли внимания от других? Нет ли между этими качествами личности противоречия (требует внимания от других, а сам не внимателен к окружающим, и наоборот).

Советы учителю

Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др.

Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности. Одного рецепта на все случаи быть не может.

Знание особенностей личности ребенка позволит определить соответствующую программу его воспитания.

Беседа 1. Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети).

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными.

Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов.

Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.

Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаете ли Вы своего ребенка?

Психологический тест для родителей, который поможет понять, насколько ребенок адаптирован....

Тест «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?»

Каждый ребенок имеет свои творческие задатки. Наиболее полно они раскрываются при чтении художественной литературы. Она пробуждает воображение, обостряет чувства, активизирует ум, развивает ассоциатив...

Родительское собрание на тему "Знаете ли вы своего ребенка?"

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспита­тельницей в детском саду, замечаем, что наши ...

Родители и дети. Знаете ли вы своего ребенка?

Основой воспитания является любовь к ребенку.  Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви....

Тема нашей консультации «Знаете ли вы своего ребенка?»

Здравствуйте дорогие родители! Меня зовут Лебедь Диана Юрьевна, я рада вас видеть на сегодняшней нашей консультации!...