Психологические особенности детей 7 лет
материал

Комаревич Екатерина Игоревна

Материал предназначен для работы с родителями будущих первоклассников. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Характеристика детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст определяется важнейшим внешним обстоятельством в жизни ребенка- поступление в школу. Поступая в школу, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности связанные с учебой. Переход к систематическому обучению меняет весь образ жизни ребенка. Если до этого весь день его дома был заполнен разнообразной и интересной работой, а теперь он должен по нескольку часов в день сидеть на уроках, беспрекословно выполнять требования учителя. До школы ребенок познавал то, что ему было необходимо в играх или сложных ситуациях, а теперь- то, что ему неинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы.

В данном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от  предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению.  Младший школьник повсюду ищет опору на личный опыт, собственные впечатления. Младшему школьнику свойственна двигательная активность, которая в сочетании с неумением управлять своим поведением порождает импульсивность, несдержанность. Это связано с тем, что в организме ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Нельзя просто запретить ребенку двигаться. НУЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЕГО ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ!

 Процесс обучения в школе включает не только усвоение знаний, становление учебных навыков, но также развитие самих познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и способностей ребенка. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

 Сегодня мы рассмотрим вышеназванные познавательные процессы,  их возрастные особенности и характеристики.

ВНИМАНИЕ- направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.

Семилетние дети очень невнимательны, легко и быстро отвлекаются. Это подтверждается наблюдениями, 1 урок-7-10 минут, затем дети начинают зевать, отвлекаться, заметно снижается работоспособность на 3 уроке, особенно в 1 учебный день и неслучайно учитель постоянно использует приемы активизации учащихся: использование мультимедийных средств, эмоциональность и насыщенность речи.

Есть ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным. Наиболее часто встречаемое - утомление.

Предупреждение утомления:

-выполнение разнообразных видов работ

- соблюдение режима дня.

ВОСПРИЯТИЕ.

 Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств

 Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э и др. Также частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

ПАМЯТЬ-  отражение  опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Для детской памяти  характерна исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку.

 У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события

МЫШЛЕНИЕ. Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение — это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления. [8, с.6]

 Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.

 Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

 В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, как и Л.С. Выготский, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте». [12, с.255]

 Необходимо отметить при этом, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор. [2]

 В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов — птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция и т.п.).

 Для первых выделяют несколько стадий усвоения:

 1) выделение функциональных признаков предметов, т.е. связанных с их назначением (корова — молоко);

 2) перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец — плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.);

 3) выделение общих, существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).

 Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения:

 1) рассмотрение конкретных отдельных случаев выражения этих понятий (одно больше другого);

 2) обобщение, относящееся к известным, встречавшимся случаям и не распространяемое на новые случаи;

 3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.  [5, с. 146]

Вывод:

Л. С. Выготский, выдающийся советский психолог, отмечал, что школьный возраст открывается критическим периодом- кризисом 7 лет. Замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитании. Родителям, как и учителям необходимо помочь пережить, сгладить это период в жизни ребенка. В данном возрасте у ребенка появляется потребность в уважении, отношении к нему как взрослому, и если это не будет удовлетворено, с этим ребенком будет невозможно строить отношения на основе понимания. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию интеллекта и инициативы, а наказание приведет к обострению чувства вины, что в последствии может привести к нервным болезням. На протяжении всего периода обучения ВЫ и ВАШ ребенок будете сталкиваться с какими-либо проблемами, но что бы не происходило ребенок должен чувствовать вашу поддержку. И в заключении нашей беседы я бы хотела пожелать  чтобы все трудности, возникающие в процессе обучения, и в жизни преодолевались со словами « у нас все получится»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей,  возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес...

Психологические особенности детей с ЗПР.

В статье описываетсются особенности  когнитивной сферы детей с задержкой психического развития....

Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком

Психологические особенности детей  7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком...

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....