Родителям полезно знать
статья на тему

Абакумова Ирина Александровна

лекция для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация 5 класса.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных кабинетах.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить несложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.



Предварительный просмотр:

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы, это трудный возраст. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проявлением агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир интересов своих друзей.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей:

«Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

«Можешь делать, что хочешь».

«Мне все равно, что ты делаешь».

«Я хочу понять, почему ты так делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп.

Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно. Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу.

Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных. Родители 50-х считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания  вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они — порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить.



Предварительный просмотр:

       Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

СЛОВО - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цвет¬ком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить и оживить, ранить — и из¬лечить, посеять смятение и безнадежность — и оду¬хотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уны¬ние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить неверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.

В.А. Сухомлинский

Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы ре¬шения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особеннос¬тями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситу¬аций.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в пе¬риод своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.

Подготовительная работа: подготовка словаря темы (см. прило¬жение); анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); под¬готовка материалов лекции для родителей (см. приложение); подго-товка ситуаций для практикума (см. приложение).

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы вос¬питания детей в семье.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: бо¬лезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избе¬жать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остать¬ся родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются про¬блемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.

    Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.

Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благопо¬лучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрез¬вых, неряшливо одетых молодых людей. После вопросу "Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?" она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пуска¬ет. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ре¬бенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и са¬мое главное, как это происходит в его семье».

Причины кризиса могут быть самые разные:

—        развод родителей;

—        потеря близкого человека;

—        алкоголизм родителей или одного из них;    ^

—        переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);

—        межличностный конфликт;

—        изменение состояния здоровья;

—        проблемы внешности;

—        препятствия в достижений поставленной цели и т. д.

Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но

экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:

—        тревога, страх, смятение, шок;

—        сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть труд¬ности;

—        истощение и уход от решения проблемы.

Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конф¬ликты. Они могут быть:

—        лично-семейные;

—        профессиональные;

—        межличностные, не связанные с профессиональной деятель¬ностью;

—        обусловленные состоянием здоровья;

—        связанные с материальными затруднениями;

—        обусловленные антисоциальным поведением.

Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требу¬ет активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

угрозы, указания, приказы;  диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им; морализаторско-менторские поучения.



Предварительный просмотр:

    Роль семьи в развитии моральных качество подростка

Цели:

1)   познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;

2)   побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».

В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.

Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.

Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений - все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.

Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.

Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.

Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.

Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души.

Задача родителей - оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло, что если в кино Чапаев погиб, утонул в реке, то все равно за него отомстили его товарищи по оружию: они разбили отряд белогвардейцев и победили!

В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры - нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи - люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия.

Или еще примеры. Подросток должен идти с классом на воскресник, а друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий... Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.

Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не провери­ла, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги у детей в школе, а потом и дома. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы.

Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Часто детей посылают в магазин за мелкими покупками: хлеб, молоко, соль и т. п., сдачу обычно не проверяют, мелочь отдают детям в копилку. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено.

Пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких детей, кто будет их кормить? «Ты очернил и обидел человека». И мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь.

Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья - это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга - одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.

Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, при­слушиваться к нему.

Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

Очень важно внушить детям, что главное - не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ре­бенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.

Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» - и берет с собой сына.

Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.

Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что - плохо, что им понравилось, а что - нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» - говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно встать перед классом и признаться в том, что измазал чернилами стенку у доски. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно при­знаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.

Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью.

И при всем этом настоящие родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влече­ния к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться в будущей профессии - это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой. Не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет к технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом. Девочка с детства шьет наряды своим куклам, интересуется модными журналами, думает, как сделать ту или иную выкройку. Родители, заметив это, должны помочь ей выбрать профессию модельера, портнихи. Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.

В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т. д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов - не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем. Итак:

1.   Мораль, или нравственность, - это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.

2.   Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих - способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.

Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.

В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т. д.

Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в его книге «Рождение гражданина».

1)    Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.

2)    Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.

3)    Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.

4)    Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.

5)    Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.

6)    Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?». Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет!

 Законы семьи =

1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

4. Заключительное слово классного руководителя. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информация, которую полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольников грамоте

о необходимых предпосылках для обучения грамоте и этапах формирования навыков звукового анализа у дошкольников...

Это полезно знать каждому родителю

Памятки для родителей....

Родителям полезно знать.

В этой статье родители познакомятся с памяткой о терапевтических возможностях музыкального искусства....

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Ссылка на материал http://pedsovet.su/publ/26-1-0-2727...

Полезно знать

Здесь вы найдете ответы на вопросы по поводу критериев и системы выставления отметок за письменные работы...

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?...

Памятка для родителей"Что важно и полезно знать родителям о мультфильмах для детей?"

     Современный ребёнок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиасреду. Одним из первых и важных представителей медиапространства являютс...