Как общаться с агрессивными
консультация по теме

Царенко Татьяна Викторовна

в данном материале рассказывается и разбирается на конкретных примерах случаи общения с агрессивными подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации родителям253 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ОБЩАТЬСЯ С АГРЕССИВНЫМИ,

ГИПЕРАКТИВНЫМИ И ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

(родительское собрание)

Ц ел ь: информирование родителей о причинах и последствиях агрессивного и гиперактивного поведения подростков,  о приемах помощи таким детям и самопомощи (о способах выражения гнева),  а также о понятии «тревожность» и практических рекомендациях по отношению к тревожным детям.1

Задачи:

1. Анкетирование родителей.

2. Определение  понятий  «агрессия»,  «гиперактивность»,  «тревожность»,   их виды.

3. Изучение методики «Лестница гнева» Р. Кэмпбелла.

4. Предложение рекомендаций о способах общения с детьми, способах помощи детям, имеющим трудности.

Ход собрания

1. Введение.

П с и х о л о г. Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей подросткового возраста. Иногда мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей.

2. Теоретическая часть.

2.1. Агрессия (от латинского «нападение», «приступ») — это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и так далее) (Психологический словарь). Ученые А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. (Тест Признаки агрессивности).

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино и на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Так, психологи отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.  Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.  Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, в качестве профилактики психологи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Практические рекомендации.

Работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (прямо заявлять о своих чувствах в вежливой форме, выражать гнев с помощью игровых приемов). В качестве обучения ребенка выражению гнева в вежливой форме можно порекомендовать методику «Лестницу гнева» Р. Кэмпбелла.

На самой нижней ступени  «А»— самая незрелая форма агрессивного поведения, или пассивная агрессия (ребенок запоминает свои обиды, открыто их не выражает сразу же, но потом мстит, исподтишка что-то ломает, манипулирует родителями, шокирует своей одеждой, поведением). для того чтобы помочь ребенку избавиться от своих пороков, необходимо его научить выплескивать свой гнев. Если ребенок все делал втихаря,  а теперь открыто выражает свое недовольство, свои чувства, — значит,  коррекционная работа успешна. Ребенок, который пока еще будет выражать гнев в грубой форме, используя ругательства, все-таки уже шагнул выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт и выслушать его. После этого рассказать ему, как можно выразить гнев по- другому — в позитивной форме  (см. Памятку).

«В» -  пока еще преобладают негативные способы выражения гнева, но они постепенно ослабевают;

«С» — сочетание негативных и позитивных образцов поведения;

«В»  и «Е» — идеал поведения.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

З. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких качеств, как понимание, доверие к людям и так далее.

Родители должны показывать пример неагрессивного поведения своим детям. Лучшим гарантом хорошего самообладания  и  адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

2.2. Гиперактивность.  В литературных источниках термин «гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85 % случаев), перенесенные ребенком инфекционные заболевания.  К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Оказать определенную помощь в определении импульсивности нам поможет анкета «Признаки импульсивности» ( см. Анкету «Признаки импульсивности»).

Практические рекомендации.

Выявив гиперактивного ребенка, педагогу или родителю необходимо обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять (для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых), только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка. С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому родителям следует ограничить их пребывание в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня — тоже одно из важнейших условий воспитания гиперактивного ребенка. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезно  гиперактивному  ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Ученый Р. Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки (или «западни») в воспитании.

западня

содержание

пути преодоления

№1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемое медицинским уходом.

Больше общайтесь с ребенком, вникайте в его проблемы, играйте вместе с ним в его детские игры, беседуйте «по душам».

№2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

Составьте список запретов и четко следуйте ему. Запишите, что вы ДОЛЖНЫ контролировать (сегодня, завтра, через неделю).

№3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Работу с ребенком родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева».

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов:  невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей  (см. Памятку).

2.3 Тревожность — это индивидуальная психическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативной и общей.

Часто путают понятия «тревожность» и «тревога». Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, то есть часто возникающее проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень  много, то следует уже говорить о наличии тревожности и характере ребенка. Й. Раншбург и П. Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. Одной из главных причин повышенного уровня тревожности младших школьников считается нарушение детско-родительских отношений (неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1) негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут его унизить или поставить в зависимое положение;

2) неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

З) противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и школа.

довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку,  что выражается в обвинении себя, болезненном восприятии критики в свой адрес. Такие дети, как правило, чаще подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Практические  рекомендации.

Для того , чтобы помочь детям повысить самооценку, психологи предлагают проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Прежде всего , необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения. И совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Можно также устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Старайтесь меньше кричать,  одергивать,  делать замечания тревожным детям,  так как это формирует ощущение беззащитности у ребенка  (см. «Критерии» в Памятке).

 

Анкета

«ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ»

Заполните бланк ответов

Исследуемый ребенок________________________________________________________________              

Утверждение

Да

Нет

1

Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем то спрашивают (возможно и неверный, но очень быстрый)

2

У него часто меняется настроение

3

Многие вещи его раздражают, выводят из себя

4

Ему нравится работа, которую можно сделать быстро

5

Обидчив, но не злопамятен

6

Очень чувствуется, что ему все надоело

7

Быстро, не колеблясь принимает решение

8

Может резко отказаться от еды

9

Нередко отвлекается на занятиях

10

Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ

11

Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12

Может нагрубить родителям, педагогу

13

Временами кажется, что он переполнен энергией

14

Это человек действия,  рассуждать не любит и не умеет

15

Требует к себе внимания, не хочет ждать

16

В играх не подчиняется общим правилам

17

Горячится во время разговора, часто повышает голос

18

Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой

19

Любит организовывать и предводительствовать

20

Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других

Если в графе «да» отмечено 15-20 ответов, это говорит о высокой степени импульсивности,

7-14 – о средней степени, 0-6 – о низкой степени импульсивности.

Анкета

«ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ»

Заполните бланк ответов

Исследуемый ребенок_________________________________________________________________

Утверждение

Да

Нет

1

Временами как будто злой дух вселяется в него

2

Он не может промолчать, когда чем то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

6

Иногда он так сильно настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Он сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним.

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения старается все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиск виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

15-20 баллов – высокая степень агрессивности

7-14 баллов – средняя

0-6 баллов – низкая

Памятка для родителей

«ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА»

РЕЦЕПТ

СОДЕРЖАНИЕ

ПУТИ ВЫПОЛНЕНИЯ

№ 1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

- Слушайте своего ребенка

- Проводите с ним как можно больше времени

- Делитесь с ним своим опытом

- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, о победах и неудачах

-  в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное внимание» каждому из них

№ 2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь  под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

- Отложите или отмените все совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно), если вы раздражены

- Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

№ 3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- Говорите детям прямо о своих желаниях, чувствах и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

№ 4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

- Примите теплую ванну, душ

- Выпейте чаю

- Позвоните друзьям

- Сделайте «успокаивающую маску для лица»

- Просто расслабьтесь, лежа на диване

- Послушайте любимую музыку

№ 5

Старайтесь предвидеть и предотвратить  возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

- Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите

- Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

№ 6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

- Изучайте силы и возможности вашего ребенка

- Если вам предстоит сделать  первый визит к врачу, отрепетируйте все загодя

- Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как накормить его во время длительной  поездки и т.д.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых  игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Устроить «бой» с боксерской грушей.

8. Полить цветы.

9. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

10. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

11. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

12. Поиграть в «настольный  футбол» (баскетбол, хоккей).

13. Постирать белье.

14. Отжаться от пола максимальное количество раз.

15. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

16. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

17. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем закричать на него.

18. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Отвлечь ребенка от его капризов.

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категорической форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать или подвести ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало, принес извинения.

12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и так далее.

2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе и дома.

5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6. Перед началом занятий ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

РЕБЕНОК

ДА

НЕТ

1

Испытывает постоянное беспокойство

2

Испытывает  трудности  (иногда невозможность)  концентрации внимания на чем-либо

3

Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

4

Раздражителен

5

Имеет нарушение сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы ОДИН из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям. Как общаться с агрессивными детьми

Если ребёнок агрессивен. Как общаться с агрессивными детьми      Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому суще...

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Круглый стол для родителей. Тема; "Причины агрессивности детей. Экстренные вмешательства при агрессивных проявлениях"

Агрессивность, о которой пойдет речь, нельзя назвать здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, в...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Доклад « Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми »

 Агрессия (от латинского «нападение», «приступ») — это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в об...