«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».
статья (6 класс) по теме

Варвара Александровна Фирсова

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Подростки. Это всегда актуально. Когда мы слышим это слово,  в сознании невольно возникает образ худощавого существа в широченных штанах с накладными карманами, с неизменной «жвачкой» и критическим отношением к  жизни. Кто они наши дети, так виртуозно разбирающиеся в западных музыкальных направлениях и  так хорошо умеющие выговаривать кучу непонятных нам слов иностранного происхождения и так часто приносящие домой «двойку» по -  английскому? Такие разные дома и в школе, в школе и на улице, в нашем представлении о них и в реальности? И как обидно порой родителям услышать от классного руководителя, что их ребенок «ведет себя, как дикий, грубит и огрызается, и вообще, он у вас очень агрессивный». А ведь родители стараются, воспитывают чадо «правильно», и речи об агрессивности быть не может. Откуда?     В предлагаемой статье будет рассмотрена точка зрения школьного психолога на  проблему подростковой агрессивности.

В последнее время тема агрессии стала едва - ли не самой популярной в  мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессивности и насилия в современном мире.

Специфика работы  педагога – психолога в школах № 338 и № 39 ЮВАО  предоставляет возможность увидеть проблему подростковой агрессивности  изнутри.  Оказывается -  в последнее время педагогическая общественность не готова к принятию агрессивного поведения учащихся как непосредственной данности. В связи с этим возникает вопрос, считать  - ли агрессию девиантной, отклоняющейся формой поведения или следует признать ее нормой в наше время и научиться реагировать на нее также, как на курящих старшеклассников за углом школы: объясним что нехорошо, но отучать не станем, слишком много усилий и мало толку?

Чтобы ответить на этот вопрос разберемся в причинах, порождающих такой феномен как подростковая агрессивность.  И,  прежде всего, определимся с терминами «агрессия» и «агрессивность». Агрессию можно определить как любые намеренные действия или форму поведения, направленную на причинение ущерба другому лицу, группе лиц или животному. Агрессивностью же можно считать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. В дальнейшем будем говорить именно о причинах подростковой агрессивности, подразумевая свойство, присущее детям 13 –14 -  летнего  возраста.

Финансовый кризис, нестабильное экономическое положение населения, тревожная, криминальная обстановка, ухудшение экологических условий, рост алкоголизма, наркомании, несовершенство медицинского обслуживания – вот только некоторые из факторов прямо или косвенно влияющих на личность современного школьника. Подросток вообще живет в мире, сложном по своему характеру и процессам социализации. Новые требования, предъявляемые обществом, с одной стороны, и не заинтересованность (в силу различных причин, в - основном, экономического характера) большинства взрослых жизнью подростков, с другой стороны, расплывчатые ценности, отсутствие единой идеологии, мощный поток самой разнообразной информации противоречивого характера часто создает у подростка ощущение потерянности и беспомощности. На это накладываются специфические моменты подросткового возраста, дисгармоничность физического и психического развития подростка, его неудовлетворенность собой и окружающей действительностью. Все эти переживания  приводят к аффективным вспышкам и конфликтам агрессивного характера.

Агрессивное поведение детей подросткового возраста обычно выражается в драках, побоях (физическая агрессия); оскорблениях, нецензурных выражениях (вербальная агрессия); реже порче чужого имущества (косвенная агрессия).

Агрессивность как личностная черта (в отличии от агрессии  как формы  ее проявления) является выражением протеста против непонимания взрослых (учителей и родителей). Зачастую это непонимание кажущееся, и причинами этих иллюзий является естественное желание  подростка быть в центре внимания,  быть лучше остальных, разобраться во множестве проблем и отношений окружающего мира.

Подростки, приходящие в кабинет психолога,  в обстановке доброжелательности, открытости, неформальности, теплоты общения, стараются прямо или косвенно донести до взрослого, в данном случае психолога, остроту волнующих их проблем.  Из общения с ними, из опыта работы   можно сделать следующий  вывод.

Основными детерминантами агрессивного поведения подростков являются такие психологические факторы как уровень тревожности подростка, особенности его темперамента и характера. Среди социальных детерминант следует назвать межличностный статус ребенка в группе,  влияние средств массовой информации и особенностей семейного воспитания. Важной социально – психологической детерминантой является самооценка подростка, его Я-концепция.

Рассмотрим  сначала влияние фактора тревожности. Это, как показала практика, наиболее действенная психологическая детерминанта  подростковой агрессивности.  Причинами тревожности могут, например,  выступать не удовлетворяющие подростка отношения с одноклассниками, заниженная самооценка, страх наказания, страх получить плохую отметку, страх неодобрения со стороны членов значимой, референтной группы. Как правило, вышеперечисленные факторы, так или иначе, оказываются связанными с тревожностью. Тревожность, согласно Н.Д.Левитову, можно определить как психическое состояние, вызываемое возможным или вероятным неприятным изменением в привычной обстановке или деятельности. Тревожность может быть вызвана и контрольной работой, и ответом у доски.  Она может  выражаться  у подростков  в специфических реакциях и переживаниях, таких как  страх за себя и своих близких, неуверенность в себе, боязнь ответа у доски или перед всем классом. Основой тревожности является психологическая эмоция тревоги. Еще известный психолог К. Хорни,  много занимавшаяся проблемой тревоги и страха заметила, что тревожность побуждает  преодолевать ее с помощью агрессивных действий. Она также заметила, что основой тревожности является враждебность. Враждебные импульсы образуют главный источник, из которого проистекает тревога (базовая эмоция тревожного состояния).

Тревожность принято разделять на  личностную и реактивную. Реактивная тревожность является ответом на реальную, ситуативную угрозу, приходит вместе с ней и длится, пока длится породившая ее ситуация. Личностная тревожность является постоянным свойством субъекта, относительно постоянной склонностью личности воспринимать большинство ситуаций как угрозу своему «Я». Личностная тревожность проявляется через реализацию реактивной тревожности.

На данном разделении основана методика диагностики тревожности Спилберга- Ханина, которая была использована в исследовании уровня тревожности учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 39 ЮВАО г. Москвы.  Исследование было проведено в ноябре 1999 года. В качестве респондентов были взяты 40 человек, учащиеся лицейского класса и класса коррекции в возрасте 13-14 лет. Инструментом диагностики уровня тревожности послужили шкалы Спилберга - Ханина, которые предлагают ранжировать субъективные переживания тревоги по определенной бальной системе. Уровень агрессивности подростков определялся по опроснику, разработанному Бассом и Дарки,  где было выделено несколько видов агрессии.

Физическая агрессия (использование физической силы против другого субъекта).  Вербальная (выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов, ссора, крик, визг, угрозы, проклятья, ругань).  Косвенная агрессия (агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо или ни на кого не направлена: взрывы ярости, злобные шутки, злобные сплетни),  а также враждебность, чувство вины, негативизм (необоснованное сопротивление субъекта воздействиям окружающей среды,  отрицание любых норм и правил, предъявляемых обществом)  и обида. Все эти параметры в совокупности давали уровень агрессивности каждого ученика.

Также мы исследовали и самооценку ребят как один из факторов, влияющих на уровень агрессивности подростка. При этом был использован проективный метод  «Рисунок несуществующего животного».

Данные, полученные в ходе тестирования, показали, что в лицейском классе тревожность высокая и очень высокая при низкой и нормальной агрессии. (В тесте Басса – Дарки  номинально исследовался уровень агрессии, хотя и подразумевалось, что исследуется агрессивность подростка). А в классе коррекции  при высокой агрессии проявилась умеренная тревожность. Склонность к тревожности практически у всех  подростков этого класса умеренная. В ходе работы и бесед с учениками выяснилось, что обычно дети меньше склонны испытывать тревогу,  если преодолевают ее с помощью агрессивного поведения. Если подросток не может найти социально – одобряемых способов выражения агрессии, она накапливается у него и следствием этого является повышение уровня тревожности.

Тревожность формируется на основании внутренних, личностных конфликтов и порождает агрессивные формы поведения. Если агрессия не имеет выхода на поведенческий уровень, она на психологическом уровне повышает тревожность. Чем выше ответственность подростка, чем больше к нему предъявляют требований  педагоги и родители, тем сильнее его страх не оправдать эти ожидания, тем выше его тревожность, и соответственно агрессивность.

Таким образом, особенности семейного воспитания могут повлиять на агрессивность подростка, через  требования, предъявляемые к ребенку в семье (или через  полное отсутствие требований?).  Большинство семей в силу различных причин, как бытового, так и социального характера, не в полной мере выполняют свои функции защиты и предоставления эмоционального участия. У многих родителей  не хватает после  рабочего дня сил и времени на участливое, эмоционально – теплое и открытое общение с ребенком. Простой, но такой психологически – значимый вопрос « Как у тебя дела? » часто заменяется уставшим « Ты опять весь вечер играл в компьютер?», да еще добавляется с раздражением « Нет -  бы помочь матери посуду помыть…» и т.п. Ребенок не чувствует родительской заинтересованности в его делах, в его личности, ни о каком эмоциональном участии и речи не идет, успеть бы ребенка накормить да суметь бы выкроить ему деньги на зимнюю куртку со следующей  зарплаты.

По данным исследования и в ходе консультационной работы у большинства подростков обнаруживается недостаток тепла и внимания в семье, что само по себе, конечно,  не может считаться предпосылкой развития агрессивного поведения. Но, как правило, это вызывает непременное желание ребенка обратить на себя внимание, а самый простой, быстрый, доступный, а главное действенный и эффективный способ сделать это – проявить тот или иной вид агрессивного поведения. Например, громко на весь школьный коридор крикнуть матом, так, что слышно от столовой до канцелярии – вербальная агрессия или подраться с соседом по парте, получив пару ссадин и синяков – физическая агрессия.  Можно хлопнуть дверью учительской после очередной воспитательной беседы, так, чтобы в соседнем кабинете истории посыпалась сухая штукатурка – косвенная агрессия. В любом случае доведут до сведения родителей, как их чадо ведет себя в школе. И хоть и жалко уставшую на работе маму, но хоть один вечер пройдет не в обычной обстановке «воспитательного безразличия». Поругаться –  и то способ эмоционального общения,  хоть и отрицательно –  заряженного. Таким образом, можно сделать вывод о влиянии,  прежде всего семьи на характер и уровень агрессивности подростков.

Обычно, чем благополучнее семья, чем выше уровень семейного дохода и условия проживания, тем менее агрессивен ребенок. В своей практике мне часто приходится работать с детьми, семьи которых  имеют  средний доход или доход чуть ниже среднего. Родители таких ребят постоянно заняты на работе и мало уделяют внимания детям. По социальному положению семьи чаще всего относятся к неблагополучным. В - основном, это семьи рабочих, работников торговли.  Во - многом это связано с территориальным расположением школы, юго - восток Москвы по преимуществу является промышленной зоной, где расположено большинство заводов и фабрик. Поэтому подавляющее большинство учащихся относится к социально-неблагополучному контингенту. Такие дети более агрессивны по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Это удалось проследить при наблюдении за учащимися школы № 39, которая расположена в Кузьминках и школы № 338  - в Люблино. По критерию материальной обеспеченности и благополучия семьи учащихся школы № 39 значительно превосходят семьи ребят 338 – й школы. Соответственно уровень их агрессивности ниже. И еще одно интересное наблюдение: независимо от семейного благополучия или неблагополучия, девочки в подростковом возрасте начинают опережать мальчиков по показателям агрессивности вербального характера.    

Возможно, за данными различиями лежат особенности поло – возрастного развития, особенности темперамента и характера. Типологические особенности и личностные черты, индивидуальные установки и склонности, безусловно, влияют на агрессивность, но они, скорее всего, являются формой, в которую вливается «тесто» социальных детерминант агрессивности.

Еще одной действенной причиной повышения уровня агрессивности являются средства массовой информации. Положение усугубляется их безответственной деятельностью. Поток кино-,  теле-, видеофильмов, заполненных сценами насилия, драк, убийств, кровопролития  субъективно выступают для ребенка средством познания окружающего мира. Детская психика и сознание очень восприимчива к окружающему. На примере кино - героев подросток осваивает опыт человеческих отношений и чувств. Следует отметить, что подростки умышленно подражают определенным манерам конкретных людей и стереотипам экранных героев. Обилие «боевиков», «детективов», «фантастики» провоцирует агрессивное поведение подростка. Кино - стереотипы накладываются на естественное поведение подростка таким образом, что появляется  желание занять определенное место в референтной группе,  добиться самоутверждения, показать себя человеком, которого нельзя унижать,  подавлять,  которому нельзя приказывать,  с которого нельзя требовать,  иначе начинают действовать усвоенные стереотипы поведения «крутого уокера». При этом референтными группами для подростка могут выступать и  кампании сомнительного характера.

Каким образом межличностный статус ребенка и его самооценка могут повлиять на уровень агрессивности. Если ребенок является лидером в группе,  он часто поддерживает свой статус с помощью агрессивных форм поведения. Действует усвоенный стереотип поведения – «прав тот, кто сильнее». Отвергаемый коллективом подросток имеет заниженную самооценку, которая сильно влияет на его мнение о себе. Чем ниже самооценка ребенка, тем больше он склонен переживать по этому поводу. Тревожность сама по себе повышает уровень агрессивности, а, кроме того, в сознании подростка можно добиться уважения и признания группой только в том случае, если вести себя согласно принятому агрессивному стереотипу поведения. Тяжелее всего в этом случае приходится тем детям, которые в силу склада характера и темперамента не всегда могут постоять за себя.  

Таким образом, такие факторы как: отношение одноклассников и учителей, способ общения и даже успеваемость могут влиять на агрессивность подростка.

Каким же образом можно снизить уровень агрессивности детей? Среди множества  методов, предлагаемых в психологических изданиях, мне ближе один – может – быть наименее психологический с точки зрения научности,  зато наиболее действенный в практике. Я имею в виду метод «любви и заинтересованности» как один из способов коррекции агрессивного поведения. Достоинство этой методики в ее простоте и высокой вариативности, в возможности сочетать ее с другими методами. Подросткам, как и детям, как и взрослым,  прежде всего, нужно внимание, открытое, доброе общение на уровне понимания, а не на уровне чтения моралей и отповедей. В мой кабинет приходят школьники разного возраста и с различным уровнем агрессивности. Порой так разителен контраст между тем, что я вижу у себя в кабинете и тем, что происходит в школьных коридорах на перемене, о чем разговаривают со мной учителя. « Они  неуправляемые,  они агрессивные,  они дерутся, да что там говорить,  вот родители у них…».   А причем тут родители? Конечно, я бы сама себе начала противоречить, если бы сейчас написала, что родители не причем,  но в данном случае  речь идет не о подростках,  не об их родителях,  а о том, что мы – педагоги,  не умеем  общаться с учащимися.  «Ты балбес, по тебе другое заведение плачет, тебя надо от общества изолировать». Уставшие учителя кидают в сердцах необдуманные фразы, отвечая вербальной агрессией на несоответствующее нормам поведение ребенка. А в глазах подростка любое неосторожное слово превращается во вселенское непонимание и озлобленность против «училок» и школы. Тут проанализировала тест ассоциаций со словом «учитель» и «школа» и стало страшно, что же мы делаем с нашими детьми, если они такое пишут в ответах. Из 24 ответов больше половины негативных. Школа  –  «дом с приведениями»,  учитель -  «уставший человек с указкой»,  «нервный бомж» и т.д.  и  т.п. Приходя ко мне в кабинет дети расслабляются, забывают о проблемах, пусть ненадолго, но  я твердо уверена,  что выйдя в коридор им уже не хочется вести себя по принципу «чтобы такого сделать плохого».

Когда пройден первый этап недоверия в общении, подростки начинают раскрываться с совершенно иной стороны. Многие из них приносят мне свои стихи,  рисунки, рассказывают о том, что их волнует. Мы вместе обсуждаем их проблемы, находим компромиссное  решение. Я стараюсь раскрепостить их, снять напряжение через общение, через рисунок, через игру. Подростки только хотят казаться взрослыми и независимыми, на самом деле они с удовольствием  играют в моем кабинете. Знаете почему? – Потому что не бояться осуждения и непонимания. Я часто слышу от них об их негативной  оценке самих себя и своих поступков. « Я – тупой, плохой, глупый и т.д.» Я спрашиваю: «Почему ты так думаешь?»  «Марьванна сказала». Мы в порыве раздражения, которому есть объяснение, но нет оправдания, сами располагаем детей к агрессивным моделям поведения. Они защищаются агрессией от нас -  взрослых: родителей и педагогов. Если взять и проанализировать рисунки «несуществующего животного», то многие части и элементы рисунка, трактуемые как  наличие агрессии, носят защитный характер (колючки, коготки, панцири).

Агрессивные модели поведения  усваиваются и становятся нормой, постепенно переходя в устойчивое свойство личности – агрессивность. Поэтому считать агрессивное поведение подростков отклоняющимся, девиантным, по моему мнению,   не совсем правомерно. Агрессия  в современном обществе приобретает все большие размеры, постепенно становясь в среде подростков образом жизни (способом выживания?) и одной из составляющих их сознания. Если мы – взрослые – в большинстве своем сами подаем пример агрессивного поведения, как мы можем осуждать это в наших детях. Они берут пример с нас, они видят агрессию по телевизору, они сталкиваются с ней на улице. Само общество провоцирует подростков быть агрессивными. Я не оправдываю детей за их агрессивное поведение, мы стараемся вместе рассмотреть любую ситуацию и понять причины конфликта, вызвавшего взрыв агрессивных эмоций. Часто дети действительно соглашаются с тем, что не правы, признают свою вину. А с моей помощью, разобравшись в психологических  причинах, задумываются и делают выводы. К сожалению не всем педагогам хватает времени на такое общение с подростками. Я изначально даю понять ребенку, что вижу в нем только хорошее. И призываю к этому своих коллег. Нет агрессивных подростков, есть объективные социальные и психологические причины, порождающие агрессию. Нет агрессивных подростков, есть наше нежелание вникать в их проблемы. Но  есть и другой путь -  путь любви и интереса к любому ребенку - агрессивному или спокойному, своему или чужому.

Педагог – психолог

школы  № 338

Фирсова В.А.

Список использованной литературы:

  1. Антонов А.И. Медков В.М. Социология  семьи. 1996
  2. Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией А.В.Петровского. 1978.
  3. Й. Зографова. Проблемы агрессивности человека. Москва. 1990.
  4. Е.А. Залученова. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. 1995.
  5. Л.М. Семенюк. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва. 1996.
  6. К. Хорни. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. 1993.

Программа уроков психологического здоровья для учащихся 1-х классов

Средней общеобразовательной школы № 338 в 2002- 2003 учебном году.

Программа составлена Фирсовой В.А. педагогом-психологом школы № 338 по материалам Э.М. Александровской, Н.В. Куренковой, О.В. Хухлаевой, Н.П. Локаловой, В.В. Ветровой.

Условия проведения: группа 14 человек. Периодичность – 1 раз в неделю. Время: после уроков. Место: кабинет психолога. Продолжительность: 1 четверть – 30 мин, 2, 3, 4 четверти – 45 мин. Возраст детей: 6-8 лет.  

Название: Психологические игры для первоклашек.

1 цикл: вводный.

Занятие 1: (30 мин).

  1. Знакомство
  2. Паровозик
  3. Пианино.

Занятие 2: (30 мин).

  1. Электрический ток
  2. Пианино
  3. Рисунок (Тест ДДЧ и КРС: дом-дерево-человек и кинетический рисунок семьи).

Занятие 3: (30 мин).

  1. Хлопки.
  2. Комплименты
  3. Ручеёк

Занятие 4: (30 мин).

  1. Тест ОТШЗ (ориентировочный тест школьной зрелости).
  2. Ручеёк
  3. Светофорчик.

Занятие 5: (30 мин).

  1. Рисунок «Цвет настроения».
  2. Ниточка и иголочка.

Занятие 6: (30 мин).

  1. Закончи слово.
  2. Ручеек.
  3. Запретное движение.

Занятие 7: (30 мин).

  1. Запретное движение.
  2. «Настроение и форма». Аппликация.

Занятие 8: (30 мин).

  1. Узнай игрушку
  2. Светофорчик
  3. День и ночь

Занятие 9: (30 мин).

  1. Рисунок «Настроение и форма».
  2. Хлопки.

Занятие 10: (30 мин).

  1. Запретное движение
  2. Светофорчик
  3. Ручеёк.

2 цикл: основной.

Занятие 11: (здесь и далее по 45 мин).

  1. Раскрашивание.
  2. Хлопки
  3. Детективы

Занятие 12:

  1. Графический диктант
  2. Запретное движение
  3. Запомни слова.

Занятие 13:

  1. Вырезанки
  2. Ручеёк
  3. Ниточка и иголочка

Занятие 14:

  1. Ручейки и озёра
  2. Попугайчики
  3. Светофорчик

Занятие 15:

  1. Настроение и музыка. Рисунок под музыку.

Занятие 16:

  1. Работа с пластилином.

Занятие 17:

  1. Ручеёк
  2. Запретное движение
  3. Попугайчики.

Занятие 18:

  1. Графический диктант
  2. Детективы
  3. Ниточка и иголочка

Занятие 19:

  1. Узнай игрушку
  2. Запретное движение
  3. Светофорчик

Занятие 20:

  1. Услышь слово.
  2. Плановое тестирование.

Занятие 21:

  1. Обсуждение и рисунок психологической сказки.
  2. Хлопки.

Занятие 22:

  1. Раскрашивание фигур.
  2. Цепочка слов.

Занятие 23:

  1. Игра «Лесная школа».
  2. Узнай игрушку

3 цикл: заключительный.

Занятие 24:

  1. Графический диктант.
  2. Светофорчик
  3. Ниточка и иголочка

Занятие 25:

  1. Я-солнышко
  2. Ручеёк
  3. Попугайчики

Занятие 26:

  1. Коллаж. Работа в группах.

Занятие 27:

  1. Работа индивидуально с мозаикой, пазлами, конструктором, раскрашкой.

3 цикл: заключительный.

Занятие 28:

  1. Плановое тестирование.
  2. Детективы
  3. Услышь слово.

Занятие 29:

  1. Звуки природы.
  2. Графический диктант
  3. Ручеёк

Занятие 30:

  1. Человек и настроение. Наша душа. Психология-наука о душе.
  2. Комплименты.

Занятие 31:

  1. Узнай друг друга.
  2. Паутинка.
  3. Ручейки и озера.

Занятие 32:

  1. Светофорчик
  2. Запретное движение
  3. Ниточка и иголочка

Занятие 33:

  1. Что такое психология? Чем нам нравились занятия? Что интересного узнали? Рисунки на память.

Занятие 34:

  1. Подведение итогов.
  2. Любимые игры.

Теоретическое обоснование программы.

Первый год обучения – период  адаптации ребенка к школе. Адаптация – процесс физического и психологического приспособления человека к окружающей среде и людям. В период первого года обучения у детей часто могут возникать различные психосоматические расстройства в связи с переходом на новую социальную ступень и принятием новой позиции школьника. Последствиями данных процессов может явиться школьная дезадаптация ребенка- то есть психологическая неприспособленность первоклассника к новым условиям. Данное явление обычно выражается агрессией, чрезмерной фантазией, подвижностью или наоборот , заторможенностью,  заниженной или завышенной самооценкой, упрямством. Также этот процесс  может сопровождаться  необъяснимыми страхами, нежеланием идти в школу. Многие дезадаптированные дети отличаются повышенной возбудимостью и речевой активностью. Также данный процесс может сопровождаться нарушениями внимания и подчерка, рассеянностью, ухудшением памяти. На профилактику и преодоление данных трудностей направлены занятия, получившие название уроков психологического здоровья и уже проводившиеся в школе в 2001-2002 учебном году. Занятия включают в себя упражнения, которые делятся на три блока, совмещая в себе и плановые тестирования.

Блоки занятий:

  1. Коммуникативный
  2. По развитию произвольности
  3. По развитию пространственных представлений, образного мышления и творческих способностей.

Игры коммуникативного блока направлены на развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании своего внутреннего мира, а также  в формировании положительного образа «Я», повышении самооценки и создании благоприятного климата в коллективе. Упражнения коммуникативного блока:  знакомство, паровозик, пианино, электрический ток, комплименты,  ручеёк,  ручейки и озёра, попугайчики, Я-солнышко, паутинка.

Блок по развитию произвольности. Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым и действовать в соответствии с ними, выполняя действия по образцу, организовывать свою деятельность. На развитие данных способностей направлены такие упражнения: хлопки, светофорчик, ниточка и иголочка, запретное движение, узнай игрушку, день и ночь, детективы, графический диктант, запомни слова по кругу, услышь слово, узнай друг друга.

Блок по развитию пространственных представлений и мышления включает в себя развитие  речевой, мыслительной деятельности, творческих способностей, логического мышления, формирования мыслительных операций ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Упражнения этого блока: рисунки, закончи слово, аппликация, вырезанки, работа с пластилином, игра в лесную школу, звуки природы.

Описание упражнений:

Знакомство – дети садятся на стулья в круг и передают мячик друг другу, называя свое имя.

Паровоз – дети цепляются друг за друга и бегают паровозиком, по очереди меняясь, чтобы быть первым вагончиком.

Пианино- дети сидят в кругу с ладошками, положенными на колени соседей и хлопают по коленям по очереди.

Электрический ток – дети становятся в круг, берутся за руки и передают по кругу пожатие.

Комплименты  – сидя в кругу и передавая мячик, дети говорят друг другу добрые слова и пожелания.

 Ручеёк – дети берутся за руки и встают парами, поднимая руки вверх. Один человек выбирает из пары другого,  и  они вместе идут через всех.

Ручейки и озера – две команды детей стоят в две линии и бегут на месте. По команде ведущего,  дети должны встать в круг своей командой.

День и ночь – при команде день дети двигаются произвольно. По команде ночь они должны замереть и не шевелиться.

Детективы – ведущему закрывают глаза, и он должен на звук хлопков подойти к человеку, стоящему среди других.

Графический диктант – под диктовку психолога дети рисуют узор.

Услышь слово- ребенок выходит за дверь, а остальные дети договариваются , какое слово будут говорить. Затем ребенок возвращается,  все хором шепотом говорят слово, и его нужно угадать.

Запомни слово (цепочка слов): каждый говорит название фруктов, следующий за ним повторяет и называет свое и так по кругу.

Звуки природы – дети изображают явления природы: дождь, снег, ветер, град.

Узнай друг друга- с закрытыми глазами дети ощупывают друг друга, пытаясь узнать. Или ребенку завязывают глаза и он должен назвать своих одноклассников, относящихся к какому-то общему признаку.

Попугайчики- дети стоят в кругу, взявшись за руки, а один стоит в середине круга и пытается разорвать эту цепь.

Паутинка - дети разматывают клубок ниток, говоря друг другу хорошие слова, а затем заматывают обратно, и каждый вспоминает, что  ему сказали.

Хлопки- дети ходят по кругу и говорят в слух предложение, заменяя последнее слово на хлопок, пока не останутся одни хлопки.

  Светофорчик – каждому из трех цветов присваивается движение,  и движения показывают дети в зависимости от команды цвета.

Ниточка и иголочка - ребенок-иголочка показывает движение, а ребенок ниточка его повторяет, затем дети меняются ролями.

Запретное движение - за ведущим дети повторяют все движения, кроме запретного.

Узнай игрушку- с закрытыми глазами ребенок достает из мешка игрушку и должен ее узнать.

Рисунки «Цвет и настроение»: каждому настроению присваивается свой цвет , и дети рисуют свое настроение.

Закончи слово- ведущий называет слог, а дети должны придумать как можно больше слов, начинающихся с этого слога.

Аппликация «Настроение и форма» – каждому настроению соответствует своя форма. Дети клеят  аппликацию.

Раскрашивание: вырабатывая волевые рефлексы и тонкую моторику, дети аккуратно раскрашивают рисунки.

Вырезанки - из бумаги дети вырезают различные фигурки. развивая творческое мышление.

Работа с пластилином – вырабатывая волевые рефлексы и моторику рук,  дети лепят из пластилина картинки.

Психологическая сказка - дети слушают сказку о настроении,  и после обсуждения рисуют.

Лесная школа – дети с игрушками играют в школу, проигрывая различные школьные ситуации.

Я - солнышко- с целью повышения самооценки дети рисуют солнышко, надписывая над каждым лучиком свои хорошие качества.

Коллаж – учась работать в коллективе, дети клеят на большом листе аппликацию.

Итоги эксперимента:

По результатам проводимых в 2001-2002 году занятий, можно констатировать улучшение психологического климата в классе. По результатам тестирования практически никто из детей не подвержен дезадаптации, улучшается успеваемость детей, подчерк, реакция. По наблюдениям педагогов и при сравнении с учащимися классов, где уроки не проводились,  дети более спокойны и лучше общаются. На занятиях царит положительная атмосфера. По отзывам педагогов и родителей  – они видят явную пользу от таких занятий и дети получают от них удовольствие, и всем очень нравятся занятия.  

 

 

 

Тематическое планирование занятий по факультативному курсу психологии в 9-х и в 11-х  классах в 2002- 2003 учебном году.

Цель: ознакомить детей с отраслью психологии общения, провести трениги, в рамках которых научить детей общаться и повысить их самооценку, улучшить психологический климат в группе, привить навыки правильного общения.

Название: Психология общения.

По материалам Н.Слободяник и Н. Пилипко

1 четверть:

Занятие 1: Вводное

Занятие 2 : Общение в жизни человека.

Занятие 3 : Зачем нужно знать себя?

Занятие 4: Я глазами других.

Занятие 5: Самооценка.

Занятие 6: Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

Занятие 7: Ярмарка достоинств.

Занятие 8: Ищу друга.

2 четверть:

Занятие 9: Почему люди ссорятся?

Занятие 10: Барьеры общения.

Занятие 11: Предотвращение конфликтов.

Занятие 12: Учимся слушать друг друга.

Занятие 13: Уверенное и неуверенное поведение.

Занятие 14: Общение в ситуациях просьбы и отказа.

Занятие 15: Нужна – ли агрессия?

3 четверть:

Занятие 16: Пойми меня.

Занятие 17: Мои проблемы.

Занятие 18: Обиды.

Занятие 19: Критика.

Занятие 20: Комплименты или лесть?

Занятие 21: Груз привычек.

Занятие 22: Азбука перемен.

Занятие 23: Я-солнышко.

Занятие 24: Вежливость.

4 четверть:

Занятие 25: Зачем нужен этикет.

Занятие 26: Приветствие.

Занятие 27: Умение вести беседу.

Занятие 28: Язык телодвижений.

Занятие 29: Телефонный разговор.

Занятие 30: Если тебе плохо.

Занятие 31: Если тебе хорошо.Занятие 32: Самооценка.Занятие 33: Что такое психология для меня. Чему я научился на занятиях. Итоговое.

План работы кабинета школьного психолога на 2002-2003 учебный год.

Начальная школа:

  1. Прием детей в первый класс. Апрель-июнь 2003.
  2. Выступление на родительском собрании на тему « Я- первоклассник». Май-2003.
  3. Диагностика уровня адаптации и мотивации учения учащихся 2-4-х классов. Ноябрь –2002.
  4. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности учащихся 1-х классов. Октябрь-2002.
  5. Диагностика уровня внимания, зрительной и слуховой памяти учащихся 1-4 классов. Январь-2003.
  6. Диагностика психологического состояния учащихся 2-4-х классов. Сентябрь-2002.
  7. Диагностика уровня развития учащихся 4-х классов. Декабрь-2002.
  8. Уроки психологии в 1-х классах.

Средняя школа:

  1. Диагностика уровня развития  учащихся 6-х классов. Октябрь-2002.

2. Диагностика уровня развития  учащихся 7-х классов. Ноябрь-2002.  

3. Диагностика уровня развития  учащихся 8-х классов. Декабрь-2002.  

4. Диагностика уровня развития  учащихся 9-х классов. Январь-2003.  

5.Диагностика профессиональной направленности учащихся 9-х классов. Февраль-2003.

6.Диагностика профессиональной направленности учащихся 11-х классов. Март – 2003.

  1. Диагностика межличностных отношений в классе. 6,7,8 класс – по выбору.
  2. Диагностика типа темперамента учащихся 9-х и 11-х классов в рамках профориентации.Март-2003.
  3. Диагностика уровня школьной тревожности и агрессивности учащихся 7,8 классов – по выбору. Апрель-2003.

10. Факультативные занятия по психологии 9-11 класс.

Работа с классом КРО- 9 «В».

  1. Плановая диагностика. Сентябрь-2002.
  2. Плановая диагностика. Апрель-2003.

Педагог-психолог

Школы 338

Фирсова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение подростков.

Информационный материал для родительского собрания (анкеты прилагаются)....

Основные источники возникновения агрессивного поведения подростков

Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновени...

Агрессивное поведение подростков Бушмакина Е. С.

Рассматриваются причины агрессивного поведения подростков и методы его коррекции...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Агрессивный подросток. Как вести себя с агрессивным подростком?

Как вести себя с агрессивным подростком?Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?Эффективные приёмы...