Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»
методическая разработка

Богданова Татьяна Николаевна

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И решать ее надо в школе. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в подростковой среде делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Цель данного семинара - повышение уровня психолого-педагогической компетентности по  профилактике агрессивного поведения подростков в образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon agressiya.ppt1.87 МБ
Файл slaydy_k_agressii.docx19.74 КБ
Файл konsekt_agressivnoe_povedenie_podrostkov.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАУ Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» Семинар для педагогов: «Агрессивное поведение подростков; мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками» Педагог-психолог: Богданова Т.Н.

Слайд 2

Цель: Расширить профессиональные знания педагогов по профилактике агрессивного поведения подростков в образовательной среде.

Слайд 3

Основные задачи семинара: Расширить представление педагогов об основных особенностях природы и структуры агрессии; Изучение психологических особенностей агрессивного поведения детей и подростков; Дать практические рекомендации педагогам по осуществлению профилактических мер и коррекции агрессивного поведения подростков. Ознакомить педагогов с практическими приемами по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей и подростков. Формировать у педагогов мотивацию к использованию современных методов педагогической коррекции в разрешении агрессивного поведения подростков и оказания эффективной помощи. Развивать личностные и профессиональные компетентности у педагогов в понимании значимости проблемы агрессивного поведения подростков и ее своевременной профилактики.

Слайд 4

Подростковая агрессия – одна из самых обсуждаемых проблем в современном психологическом пространстве.

Слайд 5

Формы агрессивных реакций Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Склонность к раздражению Негативизм

Слайд 6

Факторы проявление агрессивного поведения: Индивидуальный фактор; Психолого-педагогический фактор; Социально-психологический фактор; Личностный; Социальный фактор

Слайд 7

Дискуссия с педагогами на тему: «Проявление особенностей агрессивного поведения подростков» Агрессивные подростки – какие они? По каким признакам можно выделить агрессивность подростков? В какой форме чаще всего проявляется агрессия среди детей школьного возраста 11-16 лет? Влияет ли средовой фактор на проявление агрессии у детей и подростков?

Слайд 8

Агрессивность подростков можно выделить по следующим признакам: 1.Частые случаи действий против других подростков (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета). 2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения. 3.Постоянное противоречие родителям, педагогам и другим авторитетным взрослым. 4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

Слайд 9

Информационный обмен с педагогами на тему: «Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков»

Слайд 10

Упражнение: «Как избавиться от гнева» Цель: ознакомление с четырьмя стадиями отреагирования гнева, которые выделяет В. Оклендер Предоставить детям приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане. Помочь детям эмоционально отреагировать гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть выскажут все тому, кому следует — образу, отождествленному с обидчиком, которому непосредственно адресован их гнев. Обсудить с детьми то, что заставляет их гневаться, ситуации, когда это чаще всего случается, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между неуправляемым (асоциальным) его проявлением и проявлением в приемлемой в социальном отношении форме.

Слайд 11

Упражнение -медитация «Сад моей души» Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния

Слайд 12

Рекомендации педагогам по профилактике агрессии: По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения. Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку. Научить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства. Необходимо помочь ребенку научиться адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды, а не подавлять свои эмоции. Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — результат длительного зажима эмоций.

Слайд 13

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов

Слайд 14

Рефлексия - Что Вы сегодня получили в ходе семинара? -Что возьмете с собой? -Что бы Вы хотели пожелать друг другу?

Слайд 15

Литература: Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999. Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.



Предварительный просмотр:

1 слайд –  Семинар для педагогов:

«Агрессивное поведение подростков; мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

2.слайд – Цель: Расширить профессиональные знания педагогов по профилактике агрессивного поведения подростков в образовательной среде.

3 слайд – Основные задачи семинара:

-Расширить представление педагогов об основных особенностях природы и структуры агрессии;

-Изучение психологических особенностей агрессивного поведения детей и подростков;

-Дать практические рекомендации  педагогам по осуществлению профилактических мер и коррекции агрессивного поведения подростков.

-Ознакомить педагогов с практическими приемами по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.

-Формировать у педагогов мотивацию к использованию современных методов педагогической коррекции в разрешении агрессивного поведения  подростков и оказания эффективной помощи.

-Развивать личностные и профессиональные компетентности у педагогов в понимании значимости проблемы агрессивного поведения подростков и  ее своевременной профилактики.

4 слайд – Подростковая агрессия – одна из самых обсуждаемых проблем в современном психологическом пространстве.

5 слайд –Формы агрессивных реакций

  • Физическая агрессия
  • Косвенная агрессия
  • Вербальная агрессия
  • Склонность к раздражению
  • Негативизм

6 слайд – Факторы проявление агрессивного поведения:

  • Индивидуальный фактор;
  • Психолого-педагогический фактор;
  • Социально-психологический фактор;
  • Личностный;
  • Социальный фактор

7 слайд – Дискуссия с педагогами  на тему:
«Проявление особенностей агрессивного поведения подростков»

Агрессивные подростки – какие они?

По каким признакам можно выделить агрессивность подростков?

В какой форме чаще всего проявляется агрессия среди детей школьного возраста  11-16 лет?

Влияет ли средовой фактор на проявление агрессии у детей и подростков?

8 слайд–Агрессивность подростков  можно выделить по следующим признакам:

  • 1.Частые  случаи действий против других подростков (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета).
  • 2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.
  • 3.Постоянное противоречие родителям, педагогам и другим авторитетным взрослым.
  • 4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

9  слайд – Информационный обмен с педагогами  на тему:
«Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков»
 

10 слайд – Упражнение «как избавиться от гнева»

11 слайд– Упражнение -медитация «Сад моей души»
Цель: в освоении социально приемлемых способов разрядки гнева и отреагирования негативных эмоций

12 слайд  - Рекомендации педагогам по профилактике агрессии:

  • По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение.
  • Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства.
    Необходимо помочь ребенку научиться адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды, а не подавлять свои эмоции.
  • Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные  реакции — результат длительного зажима эмоций.

13 слайд – Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

14 слайд – Рефлексия.

15 слайд – Литература:

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
  • Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
  • Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
  • Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  • Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
  • Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.
  • Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления         личности.  М., 1994.



Предварительный просмотр:

Конспект семинара-тренинга с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

                                                                                                                       Ведущий:

                                                                           Богданова Т.Н. педагог – психолог  ГАУ ОЦДиК

                                                                   

 Цель:

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности по  профилактике агрессивного поведения подростков в образовательной среде.

Задачи:

  • Расширить представление об основных особенностях природы и структуры агрессии;
  • Изучение психологических особенностей агрессивного поведения детей и подростков;
  • Дать практические рекомендации  педагогам по осуществлению профилактических мер и коррекции агрессивного поведения подростков.
  • Ознакомить педагогов с практическими приемами по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
  • Формировать у педагогов мотивацию к использованию современных методов педагогической коррекции в разрешении агрессивного поведения  подростков и оказания эффективной помощи.
  • Развивать личностные и профессиональные компетентности у педагогов в понимании значимости проблемы агрессивного поведения подростков и  ее своевременной профилактики.

Категория слушателей: педагоги, специалисты образовательных организаций.

Место проведения: отдельное просторное помещение.

Оборудование: флипчарт, листы ватмана; блоки разноцветные (стикеры), восковые мелки,  ручки по количеству участников, маркеры; листы А-4,  задания на бланках для каждого участника тренинга.

Введение:

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И решать ее надо в школе. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в подростковой среде делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Ход семинара:

1. Вступительное слово педагога-психолога.

Психолог представляется участникам тренинга, знакомит с темой и целью групповой работы. Он сообщает  педагогам, что в ходе работы  каждый педагог получит возможность расширить представления  о подростковой агрессии, способах ее профилактики и коррекции, а также познакомиться с практическими приемами (играми и упражнениями) освоения «безвредных» способов разрядки гнева и  агрессивности, обучение приема саморегуляции, самообладания.

2. Знакомство. Упражнение «Имя и качество»

Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое, помогает противостоять трудным ситуациям, возникающим в педагогической практике.

3. Правила группы. Группа вырабатывает правила, в соответствии с которыми проходит дальнейшая работа с участниками тренинга.

Доверительный стиль общения.

Мы принимаем внутри нашей группы единую форму обращения друг к другу «ты». Такая форма обращения способствует более близким   и  доверительным   взаимоотношениям,   настраивает   на дружескую встречу.

Правило «здесь и теперь».

Во время семинар все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, обсуждают то, что происходит с ними в группе. Персонификация высказываний.

      Отказ от обезличенной речи.

 Например, «говорят, что...», «воспитывают...». Безличная речь помогает скрывать собственные позиции и тем самым уходить от ответственности за свои слова.

Искренность общения.

Говорить нужно только о том, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренно и откровенно, лучше помолчать. Естественно, что никто не обижается на высказывания других.

Конфиденциальность происходящего в группе.

Ничего  не  разглашается.  Мы  уверенны  в  том,   что  никто   не расскажет о переживаниях человека, о том, что он поделился.

Активное  участие  в  происходящем.

 Это  норма  поведения,  в соответствии с которой в любую минуту мы реально включаемся в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, не думаем только о собственном «Я».   Мы     все положительные в группе, внимательны друг к другу, нам интересны окружающие.

Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем вопросы.

4. Выявление запроса участников. Группа делится на несколько подгрупп (по 4-5 участников), которые, выслушав каждого участника, выносят совместное решение об ожиданиях подгруппы от тренинга, группы, себя, тренера (обобщение запросов подгрупп фиксируется на доске).

По завершению работы  тренер совместно с участниками обсуждает  полученный результат.

5.Мини –лекция

Подростковая агрессия – одна из самых обсуждаемых проблем в современном психологическом пространстве. Тревожащие моменты в поведении подростка -  такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность  принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в различных компаниях. Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые  в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ. Данные современной науки убеждают, что  агрессивный подросток –  это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.  Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

            Факторы проявление агрессивного поведения:

  • индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
  • психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного воспитания;
  • социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
  • личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой  среде общения, к  нормам  и  ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные
  • ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
  • социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

6. Дискуссия с педагогами  на темы:

 «Проявление особенностей агрессивного поведения подростков»

Педагогов можно распределить на подгруппы и предложить им проблемные вопросы для обсуждения. На подготовку желательно дать небольшое количество времени. По завершению задания  проводится совместное обсуждение вопросов. Ведущий  задает дополнительные вопросы и уточняет ответы участников.

  • Агрессивные подростки  – какие они?
  • По каким признакам можно выделить агрессивность подростков?
  • В какой форме чаще всего проявляется агрессия среди детей школьного возраста  11-16 лет?
  • Влияет ли средовой фактор на проявление агрессии у детей и подростков?

Дополнительный теоретический материал для ведущего.

Проявление особенностей агрессивного поведения подростков:

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.  Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором  подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального  состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается  динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие,  особенно в период жизненных кризисов. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.  

Агрессивность подростков  можно выделить по следующим признакам:

1.Частые  случаи действий против других подростков (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета).

2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.

3.Постоянное противоречие родителям, педагогам и другим авторитетным взрослым.

4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,       существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем       проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между  братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у         которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

7. Информационный обмен с педагогами  на тему:
«Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков»

Цель: ознакомить педагогов с методами коррекции агрессивного поведения.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Педагоги могут дать рекомендации родителям:

 -вести детей в спортивные школы, приучать дома к ежедневной гимнастике, давать им гантели и эспандеры,  боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству;

 - приобщение агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других;

 – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

 Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.  Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

        8. Упражнение: «Как  избавиться  от  гнева»

Цель: ознакомление с четырьмя стадиями отреагирования гнева, которые выделяет В. Оклендер:

1.Предоставить детям приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.

2.Помочь детям эмоционально отреагировать гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина -зрительно обозначить. Часто у детей этот образ отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

3.Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть выскажут все тому, кому следует — образу, отождествленному с обидчиком, которому непосредственно адресован их гнев. Обычно после того, как дети полностью выговорятся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

4.Обсудить с детьми то, что заставляет их гневаться, ситуации, когда это чаще всего случается, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между неуправляемым (асоциальным) его проявлением и проявлением в приемлемой в социальном отношении форме.

5.Оказать помощь в выработке адекватного отношения к конкретным проявлениям жестокости (в том числе через сочувствие по поводу пережитого, выражение собственного отношения психолога к таким действиям).

9.Упражнение-медитация «Сад моей души».

1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.

Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные  стулья или кресла, текст медитационной визуализации . Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения. 2-я часть упражнения — арт-терапия.

Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, — цветок или сад.

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

10. Рекомендации педагогам по профилактике агрессии

Нужно помнить, что резкое подавление агрессии, строгие наказания могут привести к закреплению негативного поведения. Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в отсутствие педагога, они выплескиваются. Отсутствие наказаний также приводит к закрепление агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача — выбрать оптимальные способы разумного подавления агрессивности. Ребенку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом стало появление чувства вины, но не страха и враждебности к учителю.

Рекомендации педагогам:

  1. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение.
  2. Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка — в центре класса напротив доски.
  3. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  4. Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  5. Предусматривать во время учебного дня возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
  1. Научить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства.
    Необходимо помочь ребенку научиться адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды, а не подавлять свои эмоции.
  2. Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные  реакции — результат длительного зажима эмоций.

Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас сердишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?» В этот момент на учителя может вылиться море негативных эмоций, но он должен помнить о возможности в любой момент самортизировать ситуацию спокойной интонацией в голосе и своей внутренней уверенной позицией. Эффективность профилактики и коррекции агрессивности детей зависит от готовности педагога к такой работе и заключается в оптимизации его деятельности и взаимодействия с учениками, в умении адекватно реагировать на факторы, провоцирующие агрессивность в условиях школы. Коррекция агрессивного поведения школьника может быть успешной при соблюдении ряда условий: педагог осознает необходимость оказания индивидуальной помощи ребенку; имеет соответствующую психолого-педагогическую и медико-социальную подготовку; способен распознать специфические проявления агрессивного поведения и понять, что стоит за ними; умеет правильно выстраивать взаимодействие с ребенком. При этом ребенок готов принять помощь со стороны педагога.

11. Рефлексия

Проанализируйте, пожалуйста, свои чувства, мысли и ответьте на вопросы:

 -Что Вы сегодня получили в ходе семинара?

 -Что возьмете с собой?

 -Что бы Вы хотели пожелать друг другу?

Литература:

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
  • Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
  • Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
  • Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  • Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
  • Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.
  • Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления         личности. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Ерошкова Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном разв...

Методические разработки к семинару-тренингу «Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания».

Семинар-тренинг для педагогов ЗелАО "Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания."...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...