Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"
статья по теме

Муртазина Ирина Радимовна

Родительское собрание на тему "Роль семиь в развитии речи ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание  на тему:

«Роль семьи в развитии речи ребенка».

           "Язык, - писал Ушинский, - не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив - органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее". Главное в развитии речи детей - развивать мыслительные способности, научить правильно, выражать свои мысли. "Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно".
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников.

            Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.
Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.

          Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

            Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка.
Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование устойчиво высокого уровня речевой культуры.

             Может показаться, что речь  ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия родителей.  На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, ребенок  учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в свою речь, на каком языке вы говорите с ребенком на родном татарском языке, а ребенок в школе говорит и отвечает, пересказывает, составляет предложения, анализирует и решает задачи на русском язык.  И сами вы начинаете говорить на русском языке только  по необходимости .

            В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

           Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны понимать, что мы живем в современном мире, где общение идет на русском языке. И о важности русской речи в первую очередь должны понять родители.

          Представим себе ребенка с хорошей речью. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, со слабой речью, будет подвергается насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на утренниках такие дети не участвуют, стесняются. Ребенок обижен,  он не чувствует себя равным  среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом у него появятся дети которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Или же наоборот ребенок вырастет агрессивным и озлобленным на весь мир.

         Своевременное и полноценное формирование речи детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развитие речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами отставания в учебе.

            Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет. В чем же дело? Что было сделано  не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

           На эти и многие другие вопросы родители смогут найти ответы в программе для детских садов. Наша программа, нацеленная на решение проблем разностороннего развитие ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание в программе отводится формированию речи.

            Опыт работы  показал: взаимодействие семьи на развитие речи огромен. Необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отличаются там, где   родители и педагоги  действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается именно с дома и их роль в речевом развитии ребенка значима: все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

          Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1.    Следует реально оценить состояние  речь ребенка.

2.    Если родителей что – то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией  к учителю и  специалистам

         Нельзя сводить проблему формированию речи и к обучению грамоте (освоению навыков  чтения и письма), так как  развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью.

          Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать как  максимум и умение рассказывать. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том  числе и речевого навыка. Известно, что  качественно овладеть чтением и письмом невозможно без  чистого звукопроизношения,  без развитого речевого слуха и т. п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и  последующую работу по речевому и языковому развитию детей.    

          Для достижения желаемого положительного результата в учебе и развитии речи у вашего ребенка, вы уважаемые родители должны помнить, что вы являетесь главным учителем и самым верным помощником ваших детей.

  • Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворять  потребность в речи.
  • Создавать условия для речевой активности детей в быту, на уроках, занятиях, в играх, в повседневной жизни.
  • Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения; поддерживать стремление к общению.
  • Расширять словарный запаса связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.
  • Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения.
  • Развивать фразовую речь.
  • Знакомить с рассказами, сказками разыгрывать их по ролям. 

              Думаю, не нужно никому  пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы у ребенок была  хорошо развитая речь – это намного облегчит ему учебу.



Предварительный просмотр:

Анкета для учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________ 

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 

4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? 

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________ 

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________ 

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________ 

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______ 

9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________ 

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком 
у своих товарищей? _________________________________________________ 


Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? _________________________________________________ 

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 

3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________ 

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____ 

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __ 

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______ 

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание

Памятка для родителей пятиклассника
Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. 
Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. 
Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. 
Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки. 
Памятка для пятиклассника «Как готовить домашние задания»
Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы. 
Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос. 
Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету. 
Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений. 
Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. 
Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить. 
Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. 
Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. 
Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания. 
Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. 
На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. 
В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы. 
Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить. 
Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться. 
Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту. 
Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее. 
Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. 
Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день. 
Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. 
Составляй план устного ответа и проверяй себя. 

Содержание собрания




1. Вступительное слово классного руководителя.


  – Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы: прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания; обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников; возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников. 

    Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? 
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии. 
   Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

    В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. 

    Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. 
Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все "за" и "против". 
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала. 

     Главное назначение домашнего задания:

   - воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; 
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; 
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; 

   - формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). 

     По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. 


2. Ознакомление всех присутствующих с результатами исследований, проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями.


3. Выступления учителей-предметников.

4. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.


На заметку родителям

       Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток. 
Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. 
     Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. 

    Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается. 

    Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

  Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. 

     Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома. 

     Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. 


5. Заключение. Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.



Предварительный просмотр:

Мой ребенок становится трудным...

                       

Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому,

что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?

                                                                      И. Д. Вильде

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.

2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для дискуссии:

1. Какого ребенка можно отнести к трудным детям?

2.Причины трудности ребенка — это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?

3.Как себя вести с трудным ребенком — бороться с трудностями или ждать, что ребенок перерастет?

4.О проблемах в общении с ребенком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?

Подготовительная работа к собранию:

!.Тестирование детей

2. Анкета для родителей.

 1. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

2.Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?

3.Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

4.Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

5.Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

Ход собрания

I. Вступительное слово 

Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде, попробуем определить, кто он — трудный ребенок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок

  • ни в чем не знает меры;
  • нарушает распорядок дня;
  • портит домашнее имущество;
  • издевается над младшими и стариками;
  • дерется и издевается над другими детьми в школе;
  • мешает проводить уроки и т. д.

И так, портрет трудности ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме. 

II. Анализ теста

Родителям представляется лист ватмана на котором представлен анализ текста. На партах лежат варианты ответа их ребенка. Классный руководитель дает им для просмотра потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса.

1. Тестирование учащихся.

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задержишься после школы, то:

A. Твое объяснение опоздания выслушают (4)

Б. На твое опоздание не обратят внимание (6)

B. Тебя отругают (7)

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

A. Ты сразу расскажешь об этом родителям (8)

Б. Ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты (6)

B. Ты вообще об этом не расскажешь (3)

3. За плохую отметку тебя:

A. Отругают (7)

Б. Посочувствуют (9)

B. Накажут (1)

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

A. Молчать (3)

Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав (4)

B. Оправдываться (10)

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

A. Согласишься с этим  (2)

Б. Промолчишь (4)

B. Будешь доказывать свою правоту (11)

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

A. Простишь, если они попросят прощения (12)

Б. Молча проглотишь обиду(3)

B. Накажешь своих обидчиков при удобном случае(2)

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

A. Родителям (12)

Б. Друзьям (5)

B. Посторонним людям (-)

8. Если в доме гости:

A. Ты вместе со всеми за столом (6)

 Б. Ты в своей комнате (4)

B. Ты получаешь возможность уйти из дома (7)

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

A. Соглашаются (3)

Б. Не обращают на это внимания (1)

B. Не соглашаются (13)

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

A. Дома (6)

Б. В школе (5)

B. Среди друзей (6)

III. Дискуссия 

Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.

                  Вопросы  дискуссии для родителей.

  • Что вы понимаете под словами « трудный ребенок» ?
  • Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
  • Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
  • Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
  • Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

После собрания родители получают рекомендации в виде листка SOS.

Причины детской неуправляемости.

Причина первая — борьба за внимание родителей.

Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.

Причина вторая — борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших.

Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

  •  неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
  •  сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
  • за унижение друг друга в кругу семьи;
  •  за потерю одного из родителей в результате развода;
  •  за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.
  • за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
  • за родительскую ложь и хамелеонство;
  • за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

Причина четвертая — неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать:

  • низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий,
  • низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей,
  • плохие взаимоотношения в классе со сверстниками,
  • откровенная изоляция ребенка,
  • отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Родители анализируют полученные рекомендации. Знакомятся с мини-характеристиками детей, которые лежат в конвертах. Родители могут задать вопрос по их содержанию, если есть желание.

IV. Анализ притчи

В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».

 Как воспитать ребенка личностью независимой, незаурядной, целеустремленной и просто целостной? Воспитание ребенка – труд непрерывный и весьма сложный.

Все родители и педагоги знают, что ребенок лучше всего учатся на чужом примере. И в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам, приходя с работы, этого не делает, то, сколько бы малыша не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление поступать так, как отец. Возникает конфликт в воспитании – несоответствие требуемого и действительного. И это несоответствие будет рождать непонимание и сопротивление.

Конечно же, в каждой конкретной семье есть свои представления о воспитание детей. Но интересно посмотреть, какие практики воспитания существуют. Недавно прочитала девять заповедей воспитания ребенка  из «Домашней энциклопедии». Это довольно интересные мысли, предлагаю и вам обратить на них внимание.

9 заповедей воспитания ребенка (родителям на заметку SOS.).

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

V. Рефлексия.

 Можно сделать из всего этого вывод: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!

V. Итог собрания

Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.

В числе мер предлагаются беседы с ребенком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и т. д.

Задача родителей — проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.

Литература.

1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы  М.: ВАКО, 2005

2. Кротов В. Г. Массаж мысли. М.: Совершенство, 1997.

Приложение

Памятка для родителей.

   Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

  • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  • Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.
  • Радуйтесь его победам над собой.
  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задержишься после школы, то:

A. Твое объяснение опоздания выслушают (4)

Б. На твое опоздание не обратят внимание (6)

B. Тебя отругают (7)

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

A. Ты сразу расскажешь об этом родителям (8)

Б. Ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты (6)

B. Ты вообще об этом не расскажешь (3)

3. За плохую отметку тебя:

A. Отругают (7)

Б. Посочувствуют (9)

B. Накажут (1)

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

A. Молчать (3)

Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав (4)

B. Оправдываться (10)

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

A. Согласишься с этим  (2)

Б. Промолчишь (4)

B. Будешь доказывать свою правоту (11)

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

A. Простишь, если они попросят прощения (12)

Б. Молча проглотишь обиду(3)

B. Накажешь своих обидчиков при удобном случае(2)

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

A. Родителям (12)

Б. Друзьям (5)

B. Посторонним людям (-)

8. Если в доме гости:

A. Ты вместе со всеми за столом (6)

 Б. Ты в своей комнате (4)

B. Ты получаешь возможность уйти из дома (7)

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

A. Соглашаются (3)

Б. Не обращают на это внимания (1)

B. Не соглашаются (13)

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

A. Дома (6)

Б. В школе (5)

B. Среди друзей (6)



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии речи ребенка

Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем...

Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"

текст статьи для выступления на родительском собрании...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

Материалы родительского собрания на тему "Семья и формирование нравственности ребенка"

Цель: Рассказать о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье....

Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка "

Вовремя заметить трудности, разобраться в причине речевых нарушений - первоначальная задача молодого родителя "...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Брошюра "Роль семьи в развитии речи ребенка" (практические советы для родителей)...

Общешкольное родительское собрание"Общение в семье как условие развития личности ребенка".

Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и гармонии в семье зависит, в том числе, психологическое состояние всех ее членов....