Роль семьи в развитии речи ребенка
консультация

Брошюра "Роль семьи в развитии речи ребенка" (практические советы для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx557.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социальной защиты населения

Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

(Практические советы для родителей и педагогов)

г.Светлоград, 2020 год

Составитель:

 логопед

Швачко

Оксана Александровна

Семья – это, наверное, самое важное, что есть в жизни человека. Завести детей,  дать продолжение своему роду – вот смысл жизни каждого из нас. Но это невероятно приятная обязанность, которая делает людей счастливыми. Это так естественно: найти себе пару, создать ячейку общества и родить новых людей, которые будут продолжением вас самих.

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Человек родился.

 Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие ему люди – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры – его семья. Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, т.е. те годы когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда вытекает вся важность семейного воспитания в жизни человека.

Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Бытует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше?

Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, я  постараюсь дать краткий ответ.

         

К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

         

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).

Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

         

К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

         

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

         

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).

• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Вам небезразлично будущее Вашего малыша?

Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком?

 

Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Прочтите данные утверждения и поставьте напротив

утверждения,  с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением - поставьте цифру 0.

1. У членов нашей семьи есть недостатки произношения.        

2.        Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.        

3.        Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)        

 4.        Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.        

5.        Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.        

 6.        Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.        

7.        Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).        

8.        У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.        

9.      Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.        

10.        Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.        

11.        Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.        

12.        В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).        

13.        Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.        

14.        Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!        

15.        Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш.        

16.        Наш ребёнок заикается.        

17.        Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.        

 

Общее количество баллов:        

 

Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.

Если Вы набрали от:

 0 до 4 - у вас нет причин для беспокойства.

От 5 до 9 – рекомендую проконсультироваться у логопеда.

От 10 и больше - необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

«Речь ребенка – зеркало речи взрослых»

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Родители и близкие родственники - это люди, с кем ребенок общается чаще всего, поэтому следует критично отнестись к своей речи, как к образцу речевого поведения.

 

Предлагаю следующие правила речевого поведения родителей:

  • речь должна быть достаточно  плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу. Особенно это требование должно соблюдаться родителями при чтении художественной литературы детям. Невыразительное, быстрое, тихое или, наоборот, излишне громкое прочтение сказок и рассказов отрицательно влияет как на эстетическое развитие ребенка, так и на  формирование речи.
  • желательно, чтобы речь родителей была четкой и внятной. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Так тренируется и память, и вырабатывается нормальный темп речи.
  • нельзя говорить с детьми лепетным языком (сюсюкать) избавиться от забавного произношения, которое логопеды именуют "дефект смягчения" - будет очень сложно! Нецелесообразно называть части тела ребенка и предметы, используя уменьшительные формы (« ручки», «ножки», «трамвайчик», «папусик» и пр.)
  • речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами. С другой стороны, не следует использовать в речи «облегченные слова заместители» («Ава» хочет «ням-ням» вместо «Собачка хочет есть».). Если ребенок постоянно  заменяет в речи слова «машина» на «би-би», корова» - «му», нужно приучать

называть игрушки правильно, переводя «облегченные слова» в разряд звукоподражаний. Например: «Это корова. Как мычит коровка? Му му»

  • взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
  • при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
  • Родители должны следить за употреблением в собственной речи слов – «паразитов» (ну, короче, вобщем-то, э-э-э и пр.),

         Известны ситуации, когда ребенок легко копирует и использует в своей речи  сленговые ("прикольный", "клёвый", "вау", "конкретно", "чисто" и пр.)  и нецензурные выражения, смысл которых ему непонятен. Как и непонятно, за что следует наказание.

        Возраст 4,5 – 5 лет педагоги характеризуют как «возраст почемучек». В этот период ребенок начинает буквально одолевать взрослых вопросами, причем выстраивая новые вопросы на ответах взрослых. Например: «Почему корова ест траву?» «Затем, чтобы давать молоко.». «А зачем нужно молоко?» «Чтобы дети его пили». В данном случае родителям не нужно «бросаться в крайности»: резко обрывать ребенка («Не говори глупостей») или пускаться в долгие объяснения о пользе молока или строении коровы. Ответы взрослых должны содержать сведения, соответствующие возрасту ребенка. Если ребенок задает сложный вопрос, можно ответить так: «Я обязательно расскажу тебе об этом, но ты должен немного подрасти».

        Дефекты речи взрослых (нарушение произношения, заикание и др.) могут отрицательно повлиять на формирование речи ребенка, не отягощенного явными речевыми патологиями.

Игры для развития речи

             Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. 
           Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "
Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." 

К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он

величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?"

Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
             Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: "
Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.
            На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. 

1.
Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!


2
. Отгадай предмет по описанию. 
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные. 
3. Шаги. (Кто быстрее доберется до...) 
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" 
Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам
«Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. 
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не

ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. 
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам
«Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Игровые упражнения,  игры на закрепление различных речевых навыков.

      «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

       «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

       «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д.
  
      «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

     «Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из груш..... и т.д.

      «Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц.. Пуговицы можно пришивать ( с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

       «По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем -какие они. Вот почтовый ящик -он синий. Я заметил кошку -она пушистая.

      «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным(зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.

      «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Ж».

            Используя  эти игры в общении с детьми, вы обязательно заметите изменения в речи ребенка, у него появится интерес к новому, неизведанному.

           Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

Что можно почитать или скорая книжная помощь:

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.

Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.

Громова О.Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.

Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет.

Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года.

Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007

Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.

Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М., 2001.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997.

Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников.

Янушко Е. Помогите малышу заговорить.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЯМ

* Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.  

* С детьми, имеющими отклонения в развитии необходимо заниматься каждый день.

 * Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

* Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.  

* Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

* Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

         «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием ребенка – ведь еще 15 – 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

* Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

* Не употребляйте слово «неправильно»! Не «сюсюкайтесь»!

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи и, поверьте, Ваши старания не будут напрасны!

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии речи ребенка

Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль семиь в развитии речи ребенка"...

Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка "

Вовремя заметить трудности, разобраться в причине речевых нарушений - первоначальная задача молодого родителя "...

Консультация для родителей в старшей группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка....