Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка.
методическая разработка на тему

Белопейская Ольга Ивановна

Цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, какую роль играют они и школа в формировании их личности.

         

   Темой моего выступления является одна из важных проблем на сегодняшний день:

Как   правильно воспитать ребенка? Какое влияние оказывают родители и школа на развитие ребенка? Какую роль в формировании их личности играет семья и школа?

Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо дома и в школе? И начать я хочу  с роли  семьи.

  Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

   Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет. Действует, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

  Казалось бы, никто не вправе посягать  на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт   первичной социализации ребенка.

 Главными задачами семьи являются  формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно- орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном , сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.   

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.  Здесь имеется в виду  и понимание целей воспитания, и формулировка  его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка.

    Родители, разумеется,  могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя  из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

  Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие  сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы  своими контрмерами: лицемерием, обманом , вспышками  грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным,  и многие другие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность  родителей, игнорирование интересов  и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса  при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьезных неудач  формирования его личности.

   Опека в семье - это система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей  ребенка, ограждают его  от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных  воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.

  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

  Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

    При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка, стиль «согласия».

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

    При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

   Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания  в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.

 Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания , определяющие особенности отношений ребенка  с родителями  и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность  и дисциплинированность. Они сами предоставляют  ему право быть самостоятельным в каких-либо  областях своей жизни: не ущемляя его прав,  одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает: он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного  и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях  проходит без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от ребенка подчинения  и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний  и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе,  их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений  и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация осложняется, если высокая требовательность  и контроль сочетаются  с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, здесь неизбежна полная потеря контакта.

   Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие  родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям  с доверием, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

  Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей жизнью, приводит к пассивности, несамостоятельности , трудностям в общении со сверстниками. Очень часто дети видят и оценивают окружающую среду через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие  школы и семьи очень важно.

  Школа призвана учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это, прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит свободное время.  Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится.

        И школьное, и семейное воспитание  направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие  на детей оказывает семья. Ведь в семье с раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, приобщается к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит свои первые поражения!

  У школьного воспитания есть ряд  преимуществ. Оно обладает большой информацией, большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности  в том плане, что семья воспитывает одного, двух, редко трех и более детей, а учитель- 30.

    К сожалению роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход?  Для этого надо, прежде всего, объединить опыт педагогической работы школы и желание семьи, направленные на воспитание и совершенствование личности ребенка.

 Проблема взаимоотношений педагогов и родителей, школы и семьи, является одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка.

Школа как никогда нуждается в поддержке семьи, и речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, акт. И строится они  по следующим принципам:

- взаимное доверие и уважение;

- взаимная поддержка и помощь;

- терпение и терпимость  по отношению друг к другу.

     Это помогает педагогу и родителям объединить  свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_i_shkoly_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка.

Цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, какую роль играют они и школа в формировании их личности.

         

   Темой моего выступления является одна из важных проблем на сегодняшний день:

Как   правильно воспитать ребенка? Какое влияние оказывают родители и школа на развитие ребенка? Какую роль в формировании их личности играет семья и школа?

Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо дома и в школе? И начать я хочу  с роли  семьи.

  Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

   Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет. Действует, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

  Казалось бы, никто не вправе посягать  на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт   первичной социализации ребенка.

 Главными задачами семьи являются  формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно- орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном , сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.    

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.  Здесь имеется в виду  и понимание целей воспитания, и формулировка  его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка.

    Родители, разумеется,  могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя  из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

  Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие  сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы  своими контрмерами: лицемерием, обманом , вспышками  грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным,  и многие другие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность  родителей, игнорирование интересов  и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса  при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьезных неудач  формирования его личности.

   Опека в семье - это система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей  ребенка, ограждают его  от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных  воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.

  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

  Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

    При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка, стиль «согласия».

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

    При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

   Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания  в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.

 Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания , определяющие особенности отношений ребенка  с родителями  и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность  и дисциплинированность. Они сами предоставляют  ему право быть самостоятельным в каких-либо  областях своей жизни: не ущемляя его прав,  одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает: он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного  и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях  проходит без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от ребенка подчинения  и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний  и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе,  их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений  и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация осложняется, если высокая требовательность  и контроль сочетаются  с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, здесь неизбежна полная потеря контакта.

   Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие  родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям  с доверием, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

  Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей жизнью, приводит к пассивности, несамостоятельности , трудностям в общении со сверстниками. Очень часто дети видят и оценивают окружающую среду через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие  школы и семьи очень важно.

  Школа призвана учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это, прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит свободное время.  Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится.

        И школьное, и семейное воспитание  направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие  на детей оказывает семья. Ведь в семье с раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, приобщается к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит свои первые поражения!

  У школьного воспитания есть ряд  преимуществ. Оно обладает большой информацией, большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности  в том плане, что семья воспитывает одного, двух, редко трех и более детей, а учитель- 30.

    К сожалению роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход?  Для этого надо, прежде всего, объединить опыт педагогической работы школы и желание семьи, направленные на воспитание и совершенствование личности ребенка.

 Проблема взаимоотношений педагогов и родителей, школы и семьи, является одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка.

Школа как никогда нуждается в поддержке семьи, и речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, акт. И строится они  по следующим принципам:

- взаимное доверие и уважение;

- взаимная поддержка и помощь;

- терпение и терпимость  по отношению друг к другу.

     Это помогает педагогу и родителям объединить  свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль воображения в развитии и формировании личности ребёнка"

Воображение ребёнка-важнейшая психологическая функция,которую необходимо очень деликатно наблюдать и корректировать для развития творческого  и интеллектуального развития личности, учитывая возра...

"Роль воображения в развитии и формировании личности ребёнка"

Воображение ребёнка-важнейшая психологическая функция,которую необходимо очень деликатно наблюдать и корректировать для развития творческого  и интеллектуального развития личности, учитывая возра...

О роли матери и отца в формировании личности ребёнка

Для развития личности огромное значение имеет семья. Мать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание. Семейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных...

Презентация к родительскому лекторию на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"

Презентация  по теме выступления на родительском лектории на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"...

«Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к чтению»

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной шк...

Практикум "Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка"

Материал направлен на повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения детей среднего школьного возраста....