ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему

Бурова Ольга Владимировна

В режиме дня должно иметь место сочетание умственного труда с физическим, что является непременным условием гармонического формирования личности. Ребенка необходимо привлекать к участию в трудовых делах семьи и школы, не менее важно ввести в режим дня утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigienicheskie_trebovaniya_k_organizatsii.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К  ОРГАНИЗАЦИИ

УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Утомление. Нормально жить и учиться ребенок может только при условии правильно организованного умственного труда. Учителю принадлежит одна из главнейших ролей в подготовке всесторонне образованных строителей коммунистического общества. Но не менее важным является также воспитание молодого поколения физически крепким, здоровым и жизнерадостным. Рациональная организация обучения и воспитания с целью всестороннего гармонического развития умственных и физических сил ребенка основана на знании и использовании его возрастных особенностей. Каждый день школьника должен быть построен так, чтобы работоспособность ребенка сохранялась на протяжении всего учебного года.

При организации учебно-воспитательного процесса следует помнить о физиологическом механизме возникновения утомления и переутомления.

Утомление представляет собой естественное состояние, возникающее в результате напряженной деятельности. У детей младшего школьного возраста различают три степени утомления.

Первая степень утомления проявляется в снижении умственной и физической работоспособности, возникновении двигательного беспокойства. При этом внимание и восприимчивость детей на уроке ослабевают. В дальнейшем развиваются вялость и сонливость. Это говорит о торможении ориентировочных рефлексов, которые всегда связаны с новизной раздражителя.

При второй степени утомления появляются головные боли, происходит дальнейшее ослабление внимания на уроках, понижение аппетита, нарушение сна.

Третья степень утомления характеризуется увеличением количества движений во время сна, частыми пробуждениями. В таких случаях дальнейшая перегрузка ребенка умственной работой может повлечь за собой усиление головных болей, раздражительность, резкое падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. Все это признаки развивающегося переутомления.

Переутомление. Если следы сильного утомления не исчезают у ребенка после отдыха, то развивается стойкое переутомление, приносящее вред здоровью. Оно проявляется в пониженной работоспособности, общей слабости, повышении восприимчивости к болезням, побледнении кожных покровов и пр.

Чтобы предупредить нарастание утомления, необходимо организовать учебную работу так, чтобы дети переходили от умственной деятельности к физической, а от последней — к умственной. Возбуждение новых очагов в коре ведет к тому, что центры, бывшие возбужденными при предыдущем виде работы, затормаживаются. Это ведет к восстановлению их работоспособности.

Большую роль в снижении утомляемости детей играют положительные эмоции, например радость, восторг. Отрицательные эмоции, такие, как обида, страх, приводят детей в состояние угнетения, что создает предпосылки для быстрого утомления.

Переутомлению способствуют также предъявление к учащимся непосильных требований, чрезмерная дозировка и скучное, однообразное изложение учебного материала, окрики учителя, несправедливые и строгие наказания.

Количество уроков. В настоящее время по учебному плану для I — III классов установлено 24 учебных часа в неделю, т. е. по 4 ч в день. С гигиенической точки зрения таков распределение часов соответствует физическим возможностям детей этого возраста. Но для первоклассников такая нагрузка еще не под силу. Поступление в школу резко изменяет условия жизни и характер деятельности семилетнего ребенка. Ему необходимо приспособиться к новым условиям школьной жизни — изменить динамический стереотип. В частности, ребенку трудно привыкать к неподвижному сидению за партой в течение 45 мин.

Исследования показали, что учащиеся первых классов работают наиболее продуктивно на первых уроках, а на четвертом уроке они так много отвлекаются, что вести с ними работу чрезвычайно трудно. Гигиенически правильно сократить продолжительность урока в первом классе до 35 мин. Согласно «Положению о восьмилетней школе РСФСР» педагогический совет имеет на это право.

Продолжительность уроков должна быть установлена в зависимости от возрастных особенностей школьников. Выяснено, что в связи с присущим детям слабым развитием концентрации процессов возбуждения и торможения они могут сохранять внимание в течение следующего времени: в возрасте 5—7 лет — 15 мин, 8—10 лет — 20 мин, 11 — 12 лет — 25 мин.

По истечении этого времени у ребенка возникает вялое, сонливое состояние, внимание его отключается, так как в утомленных участках коры возникает торможение. Вот почему на работу, требующую умственного напряжения, учитель должен затрачивать то количество времени, которое посильно для детей данного возраста,

Установлено, что учебная нагрузка вместе с выполнением домашних заданий не должна превышать для ребенка семилетнего возраста 5,5 ч, а десятилетнего — 6,5 ч в день.

Перемены. Между уроками делаются перерывы для сохранения высокого уровня работоспособности в продолжение все-го учебного дня. В школах длительность перемен после первого и третьего уроков установлена в 10 мин, а после второго — в 20 мин. Достаточно длительные перерывы между уроками необходимы для того, чтобы предупредить нарастающее утомление, накормить детей и провести проветривание классов.

Для сохранения работоспособности учащихся большое значение имеет правильная организация проведения перемен. Не рекомендуется во время перемен шумные игры, чтение художественной литературы, повторение уроков, игра в шашки, шахматы и пр. Однако не следует оказывать на детей давление. Надо разрешать школьникам использовать время перемен по своему усмотрению.

Расписание уроков. Сохранение работоспособности школьников во многом зависит от правильно составленного расписания.

Исследованиями установлено, что на первом уроке работоспособность детей невелика. Это время вхождения в ритм учебного дня. На втором уроке работоспособность повышается и вновь начинает снижаться с конца третьего урока. Данные этих исследований и должны стать основой для составления расписания уроков.

Вот почему наиболее трудные уроки, такие, как арифметика, письмо, рациональнее всего проводить преимущественно на втором часа. Третий и четвертый часы целесообразно отводить урокам физкультуры, труда, пения, поскольку уже на третьем часе у учащихся начинают проявляться признаки утомления. Не разрешено включать в расписание сдвоенные уроки.

На функциональное состояние центральной нервной системы младшего школьника значительное влияние оказывает и сменность занятий, Наиболее благоприятны для сохранения здоровья и работоспособности детей занятия в одну смену — с утра. При невозможности такой организации учебного дня школы младшие школьники должны заниматься в первую смену.

Приготовление уроков. Помимо занятий в школе, дети занимаются приготовлением домашних заданий. Сложность и напряженность умственной деятельности младшего школьника требуют специальных условий для организации работы мозга.

Советскими гигиенистами установлено, что учащиеся первых классов на выполнение домашних заданий должны затрачивать 30 мин — 1ч, учащиеся вторых классов — 1—1,5 ч, учащиеся третьих классов — 1,5—2 ч. При большей затрате времени на приготовление уроков в центральной нервной системе ребенка возникает утомление, которое может с течением времени привести к переутомлению. Перерыв между занятиями в школе и выполнением домашних заданий должен быть не менее 2 ч. В этот период организм учащихся не должен быть чрезмерно перегружен физически. Нельзя допускать игр, сопровождающихся сильным возбуждением. И то, и другое значительно снижает работоспособность детей.

Большое внимание следует уделять рабочему месту школьника. Порядок, чистота, обилие света и свежего воздуха способствуют продуктивности умственной работы ребенка.

Во время приготовления домашних заданий следует по возможности устранять сильные посторонние раздражители, индуцирующие торможение а коре. Через каждые 35—40 мин целесообразно делать перерывы в занятиях, чтобы сохранить вырабатываемый в школе динамический стереотип. Особенно полезны физкультминутки, при которых производится дыхательная гимнастика и упражнения, связанные с разгибанием позвоночника.

Два дня в неделю — суббота и воскресенье — должны быть свободными от приготовления уроков. Отдых ребенка считается тем полноценнее, чем больше времени он проведет на свежем воздухе, играя в подвижные игры, вызывающие большой эмоциональный подъем.

Режим дня младшего школьника. Ежедневный точный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна называется режимом дня. При организованном ритме жизни в центральной нервной системе создаются сложные условнорефлекторные связи, которые обеспечивают и облегчают переход от одного вида деятельности к другому.

Режим дня строится для каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Дети, переболевшие инфекционной болезнью, не способны выдержать строгий режим, так как выносливость организма у них снижена. Особое внимание при составлении режима для младшего школьника следует отвести отдыху и ограничению дневной нагрузки. В первую очередь это касается первоклассников, у которых нервная система обладает рядом функциональных особенностей, способствующих быстрому нарастанию утомления. Кроме того, у семилетних детей происходит смена режима детского сада на новый — школьный, который предъявляет организму большие требования.

В режиме дня должно иметь место сочетание умственного труда с физическим, что является непременным условием гармонического формирования личности. Ребенка необходимо привлекать к участию в трудовых делах семьи и школы, не менее важно ввести в режим дня утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры. Обязательно и пребывание детей на свежем воздухе, не менее 3 ч в сутки.

Используемая литература:

О.Л.Петришина, Е.П.Попова, «Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста», Москва, Просвещение, 1979 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Формы внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье показан опыт внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

Лекция по теме_Введение. Требования к технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Введение. Требования к технике безопасности  и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК" и предназ...

Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно -гигиенические требования и охрана труда

Конспект урока и презентация для урока технологии(обслуживающий труд 5 класс)...

Доклад "Санитарно-гигиеническое просвещение младших школьников"

Как поддерживать свое здоровье младшим школьникам...

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...