Поощрение и наказание ребенка в семье
консультация (7 класс) на тему

Макаренко Ирина Андреевна

Из этой беседы родители узнают  о различных типах и способах похвалы детей, о том, когда и как лучше хвалить детей, познакомятся с памяткой «Как поощрять ребенка в семье». Узнают правила наказания и педагогические требования к применению наказаний. Прочитают о недопустимости телесных наказаний ни в каких ситуациях, и ни в какой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_i_nakazanie_rebyonka_v_seme.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание ребенка в семье

Правила поощрения. 

Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. Воспитание детей невозможно без наказаний и поощрений. И наказание, и поощрение преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления. 

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением». 

Поощрения должны исполняться. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. 

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы. 

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.) за исключением случаев наличия у ребёнка физического недостатка или «комплекса неполноценности»; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться. Но обязательно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя. 


Способы похвалить ребёнка 

1.У тебя все получилось. 

2.Очень хорошо. 

3.Отличная работа! 

4.Ты на верном пути. 

5.Великолепно! 

6.Правильно! 

7.Это именно то, что надо! 

8.Ты делаешь это очень хорошо. 

9.Ты сделал это так быстро! 

10.Необыкновенно! 

11.Прекрасно! 

12.Неплохо, очень даже неплохо. 

13.Ты быстро учишься. 

14.Тебя просто не узнать сегодня. 

15.Прекрасная идея! 

16.Отлично! 

17.Это твоя победа! 

18.Ты понял это так быстро! 

19.Ты сделал сегодня много работы. 

20.Мне нравится ход твоих мыслей! 

21.Ты превзошел сам себя сегодня. 

22.Я верю в тебя!

23.Я очень рада за тебя. 

24.Большое тебе спасибо. 

25.Просто здорово! 

26.Я очень горжусь тобой. 

27.Совершенно новый подход к делу! 

28.Ты хорошо справляешься с этим заданием. 

Когда и как следует хвалить? 

По мнению опытных психологов, следует хвалить и совсем маленьких детей, и взрослых людей: 

при наличии физического недостатка; 

при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться); 

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности; 

после провала на ответственном испытании, на экзамене; 

при болезни; 

просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь. 

Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу. 
Типы похвалы.

1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и 
похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье». 

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет. 

Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. 

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением. 

Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. 
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. 

Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. 

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. 

Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. 

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. 
Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. 

Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! 

Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей. 
Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание, и даже мирное расположение духа. Нельзя это делать в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь наказывать надо для того, чтобы остановить его, когда он сам остановиться не в состоянии. Наказание – шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Поэтому сначала успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

     Если поощрят ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил огорчения и неприятности? Наказание допустимо за преднамеренные проступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования взрослых, когда игнорируются общепринятые нормы поведения. Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме!!! Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов.

Дети - великие имитаторы.  И если вы хотите, чтобы ребенок вел себя хорошо, ведите себя должным образом сами.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

-перед сном и сразу после сна;

-во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

-во время работы или игры;

-непосредственно после душевной или физической травмы;

-когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

-когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний, для создания положительного фона воспитательного процесса.

Правила наказания.

Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 

Наказание никогда не должно вредить здоровью. 

Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий). 

За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей. 

Запоздало не наказывать – за давностью все списывается. 

Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний. 
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка. 

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием. 

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко. 

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу. 
Нельзя наказывать лишением любви! 

Педагогические требования к применению наказаний следующие: 
Уважение к детям. Не ровный голос требуется от родителя, когда он наказывает ребёнка за серьёзный проступок, а уважение к ребёнку и такт. 

Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительным на наказания. 
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно. 

Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям. 

Соответствие между отрицательным поступком и наказанием. 

Значимость. Наказание должно быть значимым для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.

Твёрдость. Если наказание объявлено, то не следует его отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость. 

Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи. 

Простые советы родителям 

1. Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть. 

2. Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично. 

3. Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом. 

4. Ставьте перед ребенком достижимые цели. 

5. Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего. 

6. Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты. 

7. При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают. 

8. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны. 

9. Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"

Доклад предназначен для родительских  собраний в общеобразовательной школе....

Презентация " Поощрение и наказание ребенка".

За что мы поощряем ребенка? Как можно поощрить ребенка? За что наказываем ребенка и как можно наказать ребенка? В этой презентации вы найдете простые ответы на непростые вопросы воспитания детей....

Презентация к родительскому собранию "Поощрения и наказания ребенка в семье"

Рекомендовано для использования классными руководителями...

Материалы родительского собрания на тему "Этические средства поощрения и наказания ребенка в семье"

Цель: повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение....

Поощрение и наказание ребенка в семье

Поощрение и наказание ребенка в семье...

Родительское собрание « Поощрение и наказание ребенка в семье»

Материал призван помочь родителям решить проблему поощерения и наказания детей...