Поощрение и наказание ребенка в семье
материал (5 класс) на тему

Алексеенко Михаил Михайлович

Поощрение и наказание ребенка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Поощрение и наказание ребенка в семье»

    Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.                Похвала – педагогический домкрат.

В. Кротов

 Цели:

 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребѐнка в семье;

 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребѐнка в семье. Подготовительная работа: анкетирование родителей и детей по проблеме собрания

I. Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание ребѐнка в семье». Очень часто ребѐнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребѐнка. « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребѐнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребѐнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всѐ, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребѐнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

 Особенно важно поощрять ребѐнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребѐнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принѐс воды. Эти факты положительного поведения ребѐнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и. т. д.»

 Не всегда и не всѐ нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребѐнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приѐмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребѐнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

 В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребѐнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребѐнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьѐзным недостаткам в поведении ребѐнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребѐнка, не оскорбляло его человеческое достоинство.

Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путѐм грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твѐрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьѐзным недостаткам в поведении ребѐнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребѐнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всѐ равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

1. Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребѐнком, если наказали его незаслуженно.

3 Контролируйте поведение ребѐнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

 Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься ребѐнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчѐркивается, что наказывается поступок, а не личность.

 3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.

4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребѐнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребѐнок заявляет, что он готов в будущем исправить своѐ поведение, не повторять своих ошибок.

Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Как поощрять ребѐнка в семье

1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребѐнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребѐнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснѐтся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмѐт руку.

3. Дарите ребѐнку подарки, но при этом учите его их принимать.

4. Учите своего ребѐнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

5. Если ребѐнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

6. Используйте чаще выражение « ты прав», « мы согласны ствоим мнением»-это формирует в ребѐнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

 7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребѐнка: на день рождения, Новый год, конец учебного года,1 сентября, удачное выступление и т. д.

8. Если вашему ребѐнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьѐзным нравственным проблемам.

9. Учите ребѐнка понимать и ценить поощрения родителей.

 Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.

 Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учѐбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»

Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и бьѐм, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придѐт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.

Ситуация 3. Родители ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещѐ только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещѐ раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

Ситуация 4. В семье родился маленький ребѐнок. Старший ребѐнок, ученик 3 класса, резко изменился: стал плаксивым, всѐ чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребѐнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, сын ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

 Ситуация 5. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам учѐбы за недѐлю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

С языка некоторых родителей не сходят слова:» Я что сказал!», «Делай, что тебе говорят» и т.д.

Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребѐнок должен повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не подозревают, что в их силе - их слабость: убедить своего ребѐнка гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребѐнок остаѐтся при своѐм мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своѐ мнение. Так в отношении детей и родителей происходит отчуждѐнность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребѐнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своѐ истинное лицо до определѐнного времени под маской. Привыкает кривить душой. Это приводит к тому, что он перестаѐт быть живым и жизнерадостным, прячет от всех тайну своего существования родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками или проявляет агрессию по отношению к ним, сторонится учителя, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребѐнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его, никогда не говорите, что он плохой; скажите, что он совершил плохой поступок. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребѐнка больше, чем самый дорогой подарок!

 Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"

Доклад предназначен для родительских  собраний в общеобразовательной школе....

Поощрение и наказание ребенка в семье

Из этой беседы родители узнают  о различных типах и способах похвалы детей, о том, когда и как лучше хвалить детей, познакомятся с памяткой «Как поощрять ребенка в семье». Узнают правила наказани...

Презентация " Поощрение и наказание ребенка".

За что мы поощряем ребенка? Как можно поощрить ребенка? За что наказываем ребенка и как можно наказать ребенка? В этой презентации вы найдете простые ответы на непростые вопросы воспитания детей....

Презентация к родительскому собранию "Поощрения и наказания ребенка в семье"

Рекомендовано для использования классными руководителями...

Материалы родительского собрания на тему "Этические средства поощрения и наказания ребенка в семье"

Цель: повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение....

Родительское собрание « Поощрение и наказание ребенка в семье»

Материал призван помочь родителям решить проблему поощерения и наказания детей...