ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ !
консультация по теме

Луковникова Анастасия Дмитриевна

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА  ГБДОУ №87.

Речь является одним из важнейших условий и средств коммуникации, ее нарушения  могут быть различными, от нестойких до тяжелых, от физиологически связанных с возрастными особенностями развития  до  запущенных, требующих длительной коррекции и комплексного подхода в лечении и реабилитации. Разобраться во всем этом может помочь логопед.

1. Коррекция звукопроизношения —  основной  вид работы логопеда ДОУ.

Самыми распространенными и выраженными недостатками речи дошкольников являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, более легким в артикуляции, или  искажения произношения имеющегося звука.

Нарушения произношения могут быть вызваны разными причинами, к неблагоприятно влияющим факторам также можно отнести  дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивную или короткую уздечку языка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата, низкую звуковую  речевую культуру ближайшего окружения дошкольника.

Работа по исправлению нарушенного звукопроизношения  включает  три последовательных  этапа:
— подготовительный (подготовка органов артикуляционного аппарата);
— этап появления звука (постановка логопедом звука);
— этап усвоения  звука в речи (навыка использования вызванного звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

2. Развитие фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность правильно воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения  гарантированно при условии развития  фонематического восприятия., поскольку развитое фонематическое восприятие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе и на восприятие слоговой структуры слова, и лежит в основе процессов дальнейшего овладения лексико-грамматическими представлениями, чтением и письмом.

Стойкие нарушения фонематического восприятия приводят к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не различает) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки, отчего также страдает формирование словаря. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как выяснить, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка? Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-за, та-да-га, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, паша-ваша-саша, бак-мак-дак. Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок и

3. Расширение словаря, работа над составлением рассказа, формирование грамматического строя речи.

 Ребенок с нормальным темпом речевого развития  к пяти годам использует в речи все грамматические категории родного языка: он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых средств связи слов  - предлогов, изменения  падежных, согласования родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок свободен в речевом выражении, активно использует словообразование и словотворчество.

 Словарный запас ребенка с различными нарушениями речи не превышает 1,5—2 тысяч слов, низок уровень способности к построению речевого высказывания. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, в согласовании частей речи (два ухи, заботились белкой, цыпленки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима выстроенная система логопедической работы.

4.Профилактика нарушений чтения, письма — дислексии и дисграфии.

В рамках оказания логопедической помощи дошкольникам в качестве превентивных мер, предупреждающих нарушения процессов чтения и письма, а также следуя рекомендациям  ведущих специалистов из области логопедии любая логопедическая работа не обойдется только устной частью (т.е. работой у зеркала). Поэтому в коррекционно-развивающей работе всегда присутствуют задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму,  развитию системы глаз-рука,  формирование буквенного гнозиса, звуко-буквенный анализ и синтез, а также обязательно проводится начальное обучение грамоте.

5.Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. В возрасте 4—5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, мотоцикл, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произнести их правильно.

6. Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает формированию нормального произношения звуков смычных звуков, особенно позднего онтогенеза -Л и Р.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать, это не травмирует психику ребенка, и при систематических занятиях будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях хирургическая помощь остается единственным решением.

 

Как организовать занятия для отработки и закрепления пройденного с логопедом материала в домашних условиях.

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:

  • Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
  • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
  • Стихотворные легкие в артикуляции  тексты с интересным сюжетом и яркими картинками.

Необходимо заинтересовать ребенка во время организации домашних занятий. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может сопровождать малыша в путешествии.

Для достижения результата логопед советует заниматься каждый день и систематически. Пропуски занятий с логопедом в детском саду задерживают постановку звуков, усвоение навыков, делают знания детей непрочными, отрывочными, могут сформировать неорганизованность и неаккуратность.

У ребенка должен быть свой стул, стол, свои необходимые предметы (тетради, простые и цветные карандаши, ножницы, логопедические альбомы для автоматизации звуков на печатной основе). Хвалите ребенка даже за самый малый успех, вселяйте в него уверенность, веру и надежду в успех.

Ежедневно проводятся:                                      

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий. *

Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило,  для них большая проблема съесть яблоко или морковку, не говоря  о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы шеи, щек и языка  покажите ребенку сопряженные с активностью  артикуляционного аппарата действия, научите полоскать рот,  надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую, петь под музыку и.т.д.                                                                                                        Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, выполнение статической позы упражнения нужно достигать небыстро, последовательно и без напряжения. Не заостряйте внимание на недостатках ребенка, однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации, то есть поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о необходимости его правильного произношения. Помните: совместная работа логопеда и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Ваша речь должна быть образцом для ребенка. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и многократненько.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых ему  слов.

Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации, когда сами видите готовность ребенка слушать Вас: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи — стремление к общению.  Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, цените общение с Вашим ребенком. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а созданная Вами ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, миска- мишка, щепка-кепка).

Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–6 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные логопедические стихи. Например:

Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери, —
Если будете стучать —
Звери могут зарычать:
Р-р-р-р-р-р-р…

Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестренка ее Лада
Урожаю очень рада.

С - протяжный,
Ц - короткий,
С - свистящий, настоящий,
Ц - какой-то весь цедящий,
С - протяжный,
Ц - взрывной:
Ты не путай их, друг мой.

 

 

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопеда: будьте терпеливы и спокойны, и у вас все получится.

Уважаемые родители! 

Если Вас интересуют такие проблемы речевого развития ребенка, как

правильное звукопроизношение, развитие фонематических процессов, грамматической стороны речи - вы  можете обратиться за консультацией к учителю-логопеду Анастасии Дмитриевне. Консультации проводятся по четвергам с 17 до 18ч., а также во время работы кабинета, по предварительной записи у воспитателей групп.

 

 

*Рекомендации в выборе артикуляционных упражнений, список литературы, описания комплексовспециальных игр и упражнений можно получить у логопеда при личном обращении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda_gbdou.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА  ГБДОУ №87.

Речь является одним из важнейших условий и средств коммуникации, ее нарушения  могут быть различными, от нестойких до тяжелых, от физиологически связанных с возрастными особенностями развития  до  запущенных, требующих длительной коррекции и комплексного подхода в лечении и реабилитации. Разобраться во всем этом может помочь логопед.

1. Коррекция звукопроизношения —  основной  вид работы логопеда ДОУ.

Самыми распространенными и выраженными недостатками речи дошкольников являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, более легким в артикуляции, или  искажения произношения имеющегося звука.

Нарушения произношения могут быть вызваны разными причинами, к неблагоприятно влияющим факторам также можно отнести  дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивную или короткую уздечку языка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата, низкую звуковую  речевую культуру ближайшего окружения дошкольника.

Работа по исправлению нарушенного звукопроизношения  включает  три последовательных  этапа:
— подготовительный (подготовка органов артикуляционного аппарата);
— этап появления звука (постановка логопедом звука);
— этап усвоения  звука в речи (навыка использования вызванного звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

2. Развитие фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность правильно воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения  гарантированно при условии развития  фонематического восприятия., поскольку развитое фонематическое восприятие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе и на восприятие слоговой структуры слова, и лежит в основе процессов дальнейшего овладения лексико-грамматическими представлениями, чтением и письмом.

Стойкие нарушения фонематического восприятия приводят к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не различает) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки, отчего также страдает формирование словаря. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как выяснить, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка? Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-за, та-да-га, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, паша-ваша-саша, бак-мак-дак. Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок и

3. Расширение словаря, работа над составлением рассказа, формирование грамматического строя речи.

 Ребенок с нормальным темпом речевого развития  к пяти годам использует в речи все грамматические категории родного языка: он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых средств связи слов  - предлогов, изменения  падежных, согласования родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок свободен в речевом выражении, активно использует словообразование и словотворчество.

 Словарный запас ребенка с различными нарушениями речи не превышает 1,5—2 тысяч слов, низок уровень способности к построению речевого высказывания. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, в согласовании частей речи (два ухи, заботились белкой, цыпленки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима выстроенная система логопедической работы.

4.Профилактика нарушений чтения, письма — дислексии и дисграфии.

В рамках оказания логопедической помощи дошкольникам в качестве превентивных мер, предупреждающих нарушения процессов чтения и письма, а также следуя рекомендациям  ведущих специалистов из области логопедии любая логопедическая работа не обойдется только устной частью (т.е. работой у зеркала). Поэтому в коррекционно-развивающей работе всегда присутствуют задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму,  развитию системы глаз-рука,  формирование буквенного гнозиса, звуко-буквенный анализ и синтез, а также обязательно проводится начальное обучение грамоте.

5.Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. В возрасте 4—5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, мотоцикл, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произнести их правильно.

6. Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает формированию нормального произношения звуков смычных звуков, особенно позднего онтогенеза -Л и Р.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать, это не травмирует психику ребенка, и при систематических занятиях будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях хирургическая помощь остается единственным решением.

 

Как организовать занятия для отработки и закрепления пройденного с логопедом материала в домашних условиях.

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:

  • Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
  • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
  • Стихотворные легкие в артикуляции  тексты с интересным сюжетом и яркими картинками.

Необходимо заинтересовать ребенка во время организации домашних занятий. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может сопровождать малыша в путешествии.

Для достижения результата логопед советует заниматься каждый день и систематически. Пропуски занятий с логопедом в детском саду задерживают постановку звуков, усвоение навыков, делают знания детей непрочными, отрывочными, могут сформировать неорганизованность и неаккуратность.

У ребенка должен быть свой стул, стол, свои необходимые предметы (тетради, простые и цветные карандаши, ножницы, логопедические альбомы для автоматизации звуков на печатной основе). Хвалите ребенка даже за самый малый успех, вселяйте в него уверенность, веру и надежду в успех.

Ежедневно проводятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий. *

Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило,  для них большая проблема съесть яблоко или морковку, не говоря  о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы шеи, щек и языка  покажите ребенку сопряженные с активностью  артикуляционного аппарата действия, научите полоскать рот,  надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую, петь под музыку и.т.д.                                                                                                        Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, выполнение статической позы упражнения нужно достигать небыстро, последовательно и без напряжения. Не заостряйте внимание на недостатках ребенка, однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации, то есть поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о необходимости его правильного произношения. Помните: совместная работа логопеда и родителей определит общий успех коррекционного обучения. 

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Ваша речь должна быть образцом для ребенка. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и многократненько.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых ему  слов.

Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации, когда сами видите готовность ребенка слушать Вас: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи — стремление к общению.  Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, цените общение с Вашим ребенком. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а созданная Вами ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, миска- мишка, щепка-кепка).

Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–6 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные логопедические стихи. Например:

Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери, —
Если будете стучать —
Звери могут зарычать:
Р-р-р-р-р-р-р…

Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестренка ее Лада
Урожаю очень рада.

С - протяжный,
Ц - короткий,
С - свистящий, настоящий,
Ц - какой-то весь цедящий,
С - протяжный,
Ц - взрывной:
Ты не путай их, друг мой.

 

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопеда: будьте терпеливы и спокойны, и у вас все получится.

Уважаемые родители! 

Если Вас интересуют такие проблемы речевого развития ребенка, как 

правильное звукопроизношение, развитие фонематических процессов, грамматической стороны речи - вы  можете обратиться за консультацией к учителю-логопеду Анастасии Дмитриевне. Консультации проводятся по четвергам с 17 до 18ч., а также во время работы кабинета, по предварительной записи у воспитателей групп.

 

*  Рекомендации в выборе артикуляционных упражнений, список литературы, описания комплексов  специальных игр и упражнений можно получить у логопеда, при обращении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ:"ПЕРВОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ....КОГДА ЛУЧШЕ ЭТО ДЕЛАТЬ , В КАКОМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?"

Первое посещение логопеда обычно приурочивается к моменту, когда ребенок должен пойти в детский сад. Это возраст 3 года или около того. Некоторые родители приводят своих  детей ...

Прочти это снизу вверх и измени мир вокруг! (Рекомендую всем!)

Я - часть потерянного поколения И я отказываюсь верить, что Я могу изменить этот мир. Я понимаю, возможно это шокирует вас, но «Счастье уже внутри тебя» - Это ложь, на самом деле Деньги сделают ме...

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Сценарий новогодней игры «Дед Мороз рекомендует КВН» для учащихся 7-8 классов.

Сценарий проведения новогоднего праздника   для учащихся 7-8 классов....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Логопед рекомендует (родителям будущих первоклассников)

Кратко и доступно в буклете изложен материал, что должен знать и уметь ребенок к школе....

Логопед рекомендует - 15 советов родителям

Логопед рекомендует - 15 советов родителям...