Зачем вашему ребенку музыка
консультация по теме

Ширикалова Елена Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.zachem_vashemu_rebyonku_muzyka.docx33.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зачем вашему ребёнку музыка?

        Итак, у вашего малыша склонность к музыке .Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже-отвести его в музыкальную школу. При этом надеетесь, что ваш ребёнок станет музыкантом, может даже композитором или, на худой конец, преподавателем музыкальной школы. А теперь представим, что всё сложится не совсем так, что из вашего ребёнка не получится музыканта и он в будущем выберет другую профессию. Означает ли это, что силы, время и деньги(обучение музыке требует и того , и другого, и третьего)потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?

    Первый нарком просвещения А.В. Луначарский сказал мудрые слова: «Образованный человек-это человек, в котором доминирует образ человеческий» .То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.

   Мы много внимания уделяем умственному развитию. Сегодня неграмотный человек -музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «ножницах» между интеллектуальным и эмоциональным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.

«Опасность не в том,-писал известный специалист по кибернетике Г. Суворов,-что машины начнут думать по- человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина». Если у ребёнка не развивать эмоциональную сферу, он превратится в робота, перестанет мечтать, любить, сопереживать.

Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием и забывают о духовном развитии ребёнка! И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

Выдающийся педагог Сухомлинский, опрашивая подростков в колонии для несовершеннолетних, обратил внимание, что они, в подавляющем большинстве своём, не любили серьёзной музыки. Думаем , что это не случайно. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно-эмоциональной сферы, и, как это ни странно звучит, потеря интерес молодёжи к серьёзной музыке и возросшей во всём мире уровень подростковой преступности-возможно, звенья одной цепи.

  Итак, зачем ребёнку музыкальное воспитание?

Чтобы не рос злым.

 Далеко не все верят в такую возможность. « Воспитывать может слово, мысль, поступок,-уверял знакомый физик по профессии, отец двух детей,-но звуки, не несущие конкретной информации….Что-то верится с трудом!...»

   Восьмидесяти двум родителям , дети которых учатся в музыкальной школе ,задали вопрос: «Зачем вы учите ребёнка музыке?», попросив выделить главную причину. Вот что они ответили:

36-хотим,чтобы стал музыкантом;

21-для общего развития;

16-чтобы умел на инструменте играть;

8-чтобы полюбил музыку;

А один папа написал: чтобы не рос злым.

Последний ответ , хотя и был единственным, но особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ребёнка.    

                                                                       

                       Музыка развивает эмоциональный мир.

У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло ,фальш и искренность. Обучение музыке способно сохранить эту свежесть и обострённость чувств. «Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны,-писал известный американский педагог Бенджамин Спок.-Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций –родной.

  Семилетняя девчушка играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского, и её глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.

  Серёжа, 8 лет, прослушав пьесу Р. Шумана «Первая  утрата», нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички , пап и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют.

   Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

                           

             

Занятия музыкой развивают интеллект и координацию.

 Вернёмся к замечанию знакомого- физика. Как же всё таки объяснить, что звуки , которые по его словам, «ничего конкретного не выражают», становятся столь значительным средством воспитания?

    Как мы уже отметили выше, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, которая в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. И.П. Павлов писал, что «….главный импульс для полушарий коры головного мозга идёт из под корки. Если исключить эти эмоции ,то кора лишается главного источника силы».

  Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать самые инертные дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

   Значительного интеллектуального напряжения требует от юного музыканта игра по нотам, когда ребёнок должен не только «читать « нотную информацию, подчас достаточно сложную, но и, что называется, озвучить её.

Как показали совместные исследования венгерских  и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения, так как у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

 Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор  Шараи считает, что «…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности». Музыкальные занятия со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющейся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обострённому восприятию других искусств».

  Исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах(особенно струнных и клавишных), улучшается координация движения, мелкая моторика. Это не удивительно: при игре пальцы и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких, кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения, играют с разной силой(одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями, и руками, развивает пространственное мышление.

                         

                  

Развитие вокальных данных детей.

  Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат. vox). Голос человека при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.

   Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.

    Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

     Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ.

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Но следует помнить, что для вокалотерапии лучше использовать мелодии русских народных и детских песен.          

В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях  человека можно привести следующие произведения:

«Аве Мария»  Ф.Шуберта,  «Колыбельная» И.Брамса,  «Свет луны»  К.Дебюсси  –  при  сильном  нервном   раздражении.

 Мелодия»  В. Глюка,  «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.

- Для общего успокоения – Бетховен «Симфония № 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария»

- Для уменьшения раздражительности – Бах «Кантата №2», Бетховен «Лунная соната»

- Для уменьшения злобности – Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»

- Для повышения внимания, сосредоточенности – Дебюсси «Лунный свет», Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года»

- Для ритмичного дыхания, повышения аппетита – маршевые мелодии, вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди.

- Для уменьшения тревоги – Шопен «Мазурка», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии»

- Для улучшения самочувствия, настроения – Бетховен «Увертюра Эдмонд», Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» 3-я часть

- Для крепкого сна – Шуман «Грезы», Сибелиус «Грустный вальс», Глюк «Мелодия»

- От утомляемости – Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и «Картинки», Штраус «Голубой Дунай», Чайковский «Времена года»

- Для стимуляции творческой деятельности – Дунаевский «Цирк» Лея «История любви», Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»

- Нормализует работу мозга – Григ «Пер Гюнт»

     Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование — явление очень непростое и его нужно развивать.

Речевые и ритмо-интонационные игры и упражнения оказывают большое влияние на развитие вокальных данных детей, раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса, помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.

Начинайте игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, а затем включайте считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д.

                         

   Например, речевая игра- «Имена».

 1.Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.

2.Затем проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками.

3.Проговариваем имя и хлопая по коленям на каждый слог.

4.Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.

5.Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)

6.Дети в кругу произносят свои имена одновременно. Если у родителя широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко — тихо.

В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке взрослого.

    Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, — пословицы, поговорки и т. д.Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Он запоминается в процессе игры. Лучше, если текст, произносится с одновременными движениями рук, ног или всего тела.

Например,- речевая игра-  «Дождик»:

 

«Дождик, дождик, пуще лей!

Чтобы было веселей!»

Варианты заданий:

1.Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз тихо.

2.Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.

3.Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

4.Двое детей или взрослый и ребенок играют в «эхо»:

а) первый произносит громко весь текст, второй — как эхо, произносит тихо.

б) первый произносит и хлопает одновременно, второй произносит и хлопает по коленям (можно поменяться ролями);

в) первый только произносит текст, второй только хлопает, и наоборот;

г) вместе исполняют текст только шумовыми инструментами без произнесения и т. д.

Это алгоритм, т. е. последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить или изменить, придумать свои варианты. Главное — разумно использовать количество вариантов, все время следить за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно — потери интереса.

Пение в хоре способствует духовному развитию детей.

   Замечательно ,если ваш ребёнок посещает хор. Во время хорового пения дети ощущают ответственность за общее звучание песни, радость коллективного творчества, облагораживающее влияние самой песни(если, конечно, она таковой является).Таким образом, в хоровом пении воспитательные и музыкальные задачи тесно переплетаются и поддерживают друг друга. «Воспитывая хориста,-писал известный хормейстер Г. Струве ,-вы прежде всего воспитываете человека влюблённого в музыку, честного в мыслях и поступках».

    Интересно, что между поющими в одном хоре, как детьми, так и взрослыми, обычно складываются тёплые, дружеские отношения. Эмоциональный настрой каждого хориста как бы передаётся друг другу. Создаётся особая атмосфера увлечённости музыкой, радости совместного творчества.

    Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть, что при пении, как и при обучении игре на музыкальном инструменте, главная задача не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы музыка стала духовной потребностью ребёнка.        

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?

Иногда ребенок  прислушивается к  мнению  друзей, а точка  зрения  родителей для  них не важна и  они  не слышат  родителей. Как  поступать родителям ...

Выступление на родительском собрании на тему: "Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи"

Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям...

Родительское собрание "«Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Почему?»"

Родительское собрание «Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Почему?»...

Зачем ребенку музыка?

Материалы для проведения бесед с родителями, помогающие взрослым  выбрать правильное направление в эстетическом воспитании детей....

Зачем Вашему ребенку нужна музыка

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? 3.Зачем надо занима...

"Зачем вашему ребёнку нужна музыка ?"

Консультация для родителей«Зачем Вашему ребенку нужна музыка?»...