Участие в Международном педагогическом форуме «Глинские чтения» 2015 года
статья по теме

Денисенко Ирина Михайловна

Глинские чтения этого года были посвя­щены замечательной дате – 1000-летию преставления святого равноапо­стольного князя Владимира, заложившего просветительские тради­ции, став­шие основами нашей цивилизации. В целях продолжения традиций святого князя, а также реализации «Стратегии развития воспитания в Россий­ской Федерации на период до 2025 года» проводилась работа форума. Его темой стала «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glinskie_chteniya_2015_statya.doc1008.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в  Международном педагогическом форуме

«Глинские чтения – 2015»

Традиционно в конце июля, когда отмечается день памяти православного педагога и богослова схиархимандрита Иоанна (Маслова) на территории Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Московской Духовной Академии прошёл один из самых значимых и влиятельных педагогических форумов «Глинские чтения». В его работе приняли участие педагоги всех ступеней образования, врачи, журналисты, деятели культуры, военного ведомства, представители духовенства, музейные и библиотечные работники, словом, все, кому не безразлично воспитание детей и молодежи – будущего нашей страны.

 Всего в работе Чтений приняли участие около восьмисот человек почти из всех уголков России и из Белоруссии. Чтения этого года были посвящены замечательной дате – 1000-летию преставления святого равно-апостольного князя Владимира, заложившего просветительские традиции, ставшие основами нашей цивилизации. В целях продолжения традиций святого князя, а также реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» проводилась работа форума. Его темой стала «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Денисенко И.М.

у портрета

 схиархимандрита

Иоанна (Маслова)

Информационная справка: XXIV Международный образовательный форум «Глинские чтения» прошёл при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ. Его организаторами являются Фонд святого благоверного князя Александра Невского и Московская Педагогическая Академия. Чтения носят название Глинской пустыни, которая занимала особое место в ряду православных монастырей  и была центром духовного просвещения России.  Схиархимандрит Иоанн (Маслов) стал последним старцем, прошедшим школу монашества в Глинской пустыни. Он является выдающимся педагогом, богословом и пастырем XX столетия, оставившим большое педагогическое и богословское наследие.

Работа форума началась 27 июля. После регистрации участники Чтений разошлись на секционные заседания. Это, прежде всего, секции духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в семье и на  всех ступенях образования, а также секции, обсуждающие нравственный потенциал русского языка, нравственный идеал и опыт поколений, роли библиотек  в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Также работала одна из новых секций, посвящённых духовно-нравственной подготовке учителя. На секциях участники форума делились опытом работы, обсуждали стратегию воспитания детей и молодёжи в свете государственной политики.  

Перед пленарным заседанием

      Я, Денисенко Ирина Михайловна, учитель ГКОУ РО школы-интерната VI г. Волгодонска Ростовской области, приняла участие в работе секции «Духовно-нравственное воспитание в средней школе (5-11 классы). В этот раз особое внимание было уделено обсуждению темы «Милосердие». В настоящее время слово милосердие употребляется редко, и многие дети его даже и не слышали вовсе. Было отмечено, что  учителя  и

медики должны быть апостолами Божиими, которые, как раз, и призваны нести милосердие своим подопечным. Так же было сказано, что необходимо начинать с себя. Если мы в своё время слушали своих родителей, то и наши дети будут слушать нас. Нужно как можно больше уделять внимания своим немолодым родителям – дети всё это видят… Обнимать и целовать необходимо и родителей, и уже взрослых детей. Нужно помнить, что крик, гнев, раздражение – это проклятие своих близких… Следует отдавать себе отчёт как это отзовётся в тех, кого невольно проклинаешь, и в тех кто это делает.

У Покровского храма МДА

         К сожалению, духовно-нравственный потенциал российских семей остаётся по-прежнему не на должном уровне. Поэтому работать приходится не только с подопечными, но и их родителями. И чтобы работа продвигалась успешно и в нужном направлении, необходимо изучать святоотеческое педагогическое наследие. Это наследие столь велико, что жизни одного человека не хватит на его изучение. Нам же нужно не только изучить

его, а и применять на практике. Этому и подчинены задачи форума «Глинские чтения». А этому, в свою очередь, предшествует огромная работа Московской Педагогической Академии и патриотического Фонда святого благоверного князя Александра Невского. Тщательно изучая святоотеческие труды, ведётся выборка всего самого лучшего, объясняется сообразно нашего времени. Издания Московской Педагогической Академии рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации в современной системе образования.  

28 июля – 1000-летний юбилейный день памяти святого равноапостольного князя Владимира начался праздничной литургией. Затем весь день с перерывом на обед продолжилось пленарное заседание в актовом зале МДА. Его традиционно вел Маслов Николай Васильевич, доктор педагогических наук, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского. Он рассказал о значимости жизни  святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Далее были представлены очень интересные доклады, как сотрудников Московской Педагогической Академии, так и других людей, трудящихся на фронте просвещения. Ректор МПА Крылова Е.О.  рассказала о познавательных силах ума.  Узнать самого себя – главная задача человека. Так с тех пор как человек принял решение обращать внимание только на видимое, он перестал обращать внимание на свои мысли. А ведь по свидетельству Игнатия Брянчанинова, мысли делятся на правильные и неправильные. Добрые мысли несут покой душе и желание делать добро и наоборот. Следовательно, качество жизни зависит от образа мыслей. Наши предки это прекрасно знали. Так раньше ребёнку при обучении ставили оценку «хор.» за хорошее поведение, хорошие оценки и послушание, но оценку «отл.» он получал, если к этому прилагались ещё и нравственные поведение и даже мысли. Полнота жизни человека зависит от чистых и правильных мыслей. От них же зависит совесть и нравственный выбор людей. Злые и порочные мысли мучают душу человека. Здесь важным моментом является то, что не все мысли нужно считать своими (часть которых внушается человеку тёмными силами). Поэтому нужно работать над своими мыслями. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорил, что мы всю жизнь находимся в окопах, постоянно отстреливаясь от злых мыслей. Вся жизнь человека – это мысленная мастерская. Поэтому нужно думать о хорошем, чтобы не думать о плохом.  Нужно размышлять о прекрасном, и плохие мысли уйдут. Для этого предназначена новая книга Маслова Н.В., в которой он собрал произведения XVIII-XX вв., которые помогают расширить представления о мире, о человеке, учат любви и добру к людям, природе, Отечеству. Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи может стать хорошим помощником на различных занятиях. Добрые мысли совершенствуют все силы ума, в том числе и волю. Задача учителя научить выбирать добро, но для этого нужно сначала узнать, что такое добро.  

Другой докладчик Нефёдова Ю.В., кандидат педагогических наук
методист МПА, рассказала о значении языка. Язык необходимо беречь, он постоянно меняется, меняются значения слов. За последнее столетие из русского языка безвозвратно ушло несколько сотен слов. Но, если пространство не заполнено добром, оно заполнится злом. На незасеянном поле добрыми семенами вырастут сорняки. А ведь наш язык – это дар Божий, который мы перестали ценить, и, соответственно, заполняем его непотребными словами. Язык может исцелить душу, а вот сквернословие убивает её. Для того, что бы восполнить пробелы в духовно-нравственных понятиях, коллективом авторов под редакцией д.п.н. Маслова Н.В. составлен «Толковый педагогический словарь». Главным отличием которого является то, что он составлялся по святооческим трудам. По этому словарю можно сформировать мировоззрение. Работа со словарём помогает человеку познать себя и разобраться в себе.

В докладе Дорониной Т.Г., заведующей методическим центром            г. Брянска был рассмотрен такой познавательный процесс как внимание. Ни каждого впускай в свой дом и в ум тоже. Было сказано, что внимание очень тесно связано с самопознанием.

Соловьёва О.С.,  педагог-психолог, сотрудник Академии медико-биологических наук рассказала о том, что в информационном потоке мы получаем самую различную информацию, в т.ч. богоборческую, агрессивную, аморальную. Душа становится подобной захламлённой комнате, в которой очень трудно найти что-то необходимое.

Иноземцева З.П., кандидат исторических наук, заслуженный деятель культуры РФ  сказала, что реализация «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» будет сопряжена с большими трудностями, так как произошла деформация понятийного аппарата. Возвращение к истинной духовности возможно только с возвращением к святоотеческому наследию.  

29 июля – день памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) начался заупоконой литургией и панихидой в Покровском храме Московской Духовной Академии. После переезда на кладбище к могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова), где также была отслужена панихида, и поминального обеда в трапезной академии состоялось заключительное пленарное заседание. Первоначально были просмотрены фильмы о Глинских подвижниках.

Выступление владыки Феодосия

         Затем владыка Феодосий, архиепископ Полоцкий и Глубокский рассказал о торжественном приеме от имени Президента России по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.   В.В. Путин сказал о князе Владимире: «Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России  как   уникальной  страны-

цивилизации». В конце встречи Президент России выразил особые слова благодарности «представителям других традиционных религий России за то, что вы сегодня вместе с нами. Нас ничего не разделяет, а объединяет очень многое: единство нравственных ценностей и общее любимое нами Отечество».

Далее на пленарном заседании Глинских чтений обсуждались вопросы веры и духовности, а также добродетели, которыми всегда отличался российский народ. Было сказано, что всё зависит от человека, но ничего не бывает без Бога. Маслов Н. В. отметил, что жизнь показала несостоятельность учений, как советской системы, так и разных демократических всевозможных систем, которые в Европе сегодня применяются. Они не дают людям пользу, они, в конечном итоге, приносят людям вред. И только Россия сегодня обладает таким огромным потенциалом – педагогикой святых отцов, которую мы успешно претворяем в современное законодательство. Не нарушать современный закон, но дать содержание, необходимое для настоящего поколения, для будущего поколения. Вот этим занимаются «Глинские чтения».

Каждый раз, бывая в святом месте – Свято-Троице-Сергиевой Лавре, происходит возрождение всех сил души. Есть возможность осмыслить свою жизнь, поисповедоваться в грехах, причаститься Святых Христовых Тайн. Сам форум дает огромный багаж для дальнейшей работы с молодым поколением. Поэтому очень хочется выразить огромную благодарность всем устроителям международного образовательного форума «Глинские чтения», а также моему директору ГКОУ РО школы-интерната VI вида г. Волгодонска Татьяне Яковлевне Белоусовой, и выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Денисенко Ирина Михайловна, учитель высшей категории ГКОУ РО школы-интерната VI вида г. Волгодонска Ростовской области

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ "ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ"

27 - 29 июля 2013 года в Московской Духовной Академии в г. Сергиев Посад Московской области традиционно прошёл  Международный образо­вательный форум «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ». Его организаторами явля...

Участие в образовательном форуме «Глинские чтения» 2014 года

XXIII Международный образовательный форум «Глинские чтения» традиционно провёл свою работу 27-29 июля при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ...

Результаты педагогической деятельности за 2011-2015 годы

Результаты педагогической деятельности за 2011-2015 годы...

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...

Отчет о поездке на Рождественские чтения 2015 года в Москву учителя русского языка и литературы МБОУ «Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны

Отчет о поездке на Рождественские чтения 2015 года в Москву учителя  русского языка и литературы МБОУ «Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны...

УЧАСТИЕ ГКОУ РО ВОЛГОДОНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА «ВОСХОЖДЕНИЕ» В XXVI МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

В целях реализации "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" сосотоялся XXVI Международный образовательный форум "Глинские чтения". Тема форума ...

Участие в педагогических чтениях 17.12.2015.

Педагогические чтения "Развитие познавательных способностей учащихся как основа достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ". Тема выступления "Использование...