УЧАСТИЕ ГКОУ РО ВОЛГОДОНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА «ВОСХОЖДЕНИЕ» В XXVI МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Денисенко Ирина Михайловна

В целях реализации "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" сосотоялся XXVI Международный образовательный форум "Глинские чтения". Тема форума - "Духовные и нравственные основы образования и воспитания". Цель форума - внедрение нравственных основ и традиционных духовных ценностей в современную систему образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_glinskie_chteniya_2017.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧАСТИЕ ГКОУ РО ВОЛГОДОНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА «ВОСХОЖДЕНИЕ»

 В XXVI МЕЖДУНАРОДНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ

«ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

В целях реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» состоялся   XXVI Международный образовательный  форум «Глинские чтения» на территории Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Московской Духовной Академии (г. Сергиев Посад). Его работа прошла в дни памяти  православного педагога и богослова схиархимандрита Иоанна (Маслова)  с 27 по 29 июля 2017 года при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ. Участники форума съехались со всей России и ближнего зарубежья. Это были работники образования всех ступеней, здравоохранения, СМИ, деятели культуры, военного ведомства, представители духовенства, музейные и библиотечные работники, словом, все, кому не безразлично воспитание детей и молодежи – будущего нашей страны.

                 Тема форума – «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Цель форума – внедрение нравственных основ и традиционных духовных ценностей в современную систему образования.

Информационная справка: Чтения носят название Глинской пустыни, которая занимала особое место в ряду православных монастырей  и была центром духовного просвещения России. Глинская пустынь  широко известна не только по всей России, но и далеко за её пределами, своей патриотической, духовно-просветительной, педагогической, медицинской, агрономической, издательской, миссионерской деятельностью. Последним старцем, прошедшим школу монашества в Глинской пустыни был Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Он является выдающимся педагогом, богословом и пастырем XX столетия, оставившим большое педагогическое и богословское наследие.

Наша школа-интернат «Восхождение» для детей с поражениями опорно-двигательной системы уже не первый раз принимает участие в этом форуме. Я участвую в работе Глинских чтений с 2005 года.  Двумя годами раньше мы начали разрабатывать факультативный курс (на основе православной культуры) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сначала только для девочек «Домашний очаг», стали издавать одноимённую школьную газету с православным календарём и в целом духовно-нравственного содержания.

В работе Иеромонаха Порфирия Левашова «О воспитании девиц в духе истинно христианском» сказано: «… наставники и родители должны быть сами глубоко проникнуты духом веры и благочестия и иметь высокую нравственность. Без этого и при лучших учебниках или правилах прямая цель христианского воспитания не может быть достигнута. Были случаи, когда из первых рассадников народного просвещения выходили люди, чуждые вере и нравственности, и это происходило оттого, что они имели несчастье подпасть под влияние таких умов, которые со знанием религиозных истин не соединяли внутреннего убеждения в них».  Нам же досталось такое время, когда не было элементарных знаний религиозных истин.  Не было никаких учебников. Хорошо, что вообще стал сниматься запрет на религию (в то время ещё далеко не везде), что стал работать педагогический форум «Глинские чтения». Стали появляться первые книги с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». Одной из них была «Симфония по творения святителя Тихона Задонского», написанная схиархимандритом Иоанном (Масловым).   «Симфония»  и другие книги были наградой за участие во всероссийском конкурсе творческих работ учителей «Долг служения Отечеству». Так состоялось знакомство с наследием Глинских старцев. Без  мудрого руководства, в котором никогда простому учителю бы не сориентироваться по причине его недоступности, объёмности и отсутствия времени на его изучение.

Ранее при подготовке к занятиям было велико желание опереться на народную мудрость. Так эпиграфами занятий, разработок были пословицы из книги В. И. Даля «Пословицы русского народа», 1957 года издания.

Позже для занятий стала использовать понятия из книг «Симфония по творения святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иона (Маслова), «Толковый педагогический словарь» доктора педагогических наук Маслова Н.В.  (который кроме своего прямого значения, как словаря, ещё является и путеводителем по Глинскому наследию).

Например, тема о совести. У В. И. Даля сказано: «Совесть без зубов, а загрызет», «С его совестью жить хорошо, да умирать плохо».

А в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна Маслова: «Совесть есть голос Божий».

Другая важная тема о сквернословии. Здесь я брала

- цитаты из Библии:

 «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка». (Сирах 28. 20.21),

«Смерть и жизнь – во власти языка…» (Прит. 18.22),

«Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою.» (Прит. 18.22),

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15.1),

- пословицы из книги В. И. Даля. Самые любимые: «Мал язык – горами качает», «Язык – телу якорь», «От языка не уйдёшь. Язык везде достанет», «Слово не стрела, а сердце язвит».

-изречения святых и современных богословов:

«Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души» (святитель Тихон Задонский).

«Воздержание языка показывает человека мудрого» (преподобный Авва Исайя).

«Слово есть видимое обнаружение ума» (доктор педагогических наук и доктор богословия Н. В. Маслов).

- в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна Маслова:

«Внимательно следить, чтобы не употреблять язык в грех», «Враг использует наш язык против нас»,  «Язык бывает причиной войн и кровопролитий».

В конце двух занятий, посвящённых языку мы должны определить: «Язык мой – друг или враг?!»

Эпиграфом урока к новому празднику Дню народного единства были взяты слова: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству» (Н.В. Маслов). Фрагментом урока для разбора и обсуждения были взяты рассуждения из «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Свобода дороже всего на свете… Вси свободу почитают паче всякого мира сего  сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем. Птицы и прочия безловесныя лучше изволяют на свободе быть, нежели в неволе и питаться готовою пищею. У всех природное желание и любовь к свободе. Почему никто ничем так не утешается, как свободою». Об этом же говорилось и на занятии о святом благоверном великом князе Александре Невском.

Современные дети не знают значение таких слов, как милосердие, благодать, благодушие, целомудрие, кротость и многие другие. Не знают они и подлинного значения слова любовь. Но чтобы начать знакомство со всеми этими понятиями педагог сам должен ориентироваться в этом.

Для любого педагога очень важно определить цель и задачи своей деятельности. Цель педагога, опирающегося на православие, намного шире и глубже других предметников. Необходимо не просто дополнить знания ребёнка предметными понятиями, связать с историческими событиями, необходимо  дать ему нравственные ориентиры. Нужно показать воспитанникам, что духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как и материальные и физические (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Законы эти давно сформулированы и описаны. 

 В книге д.п.н. Н.В. Маслова  «Основы русской педагогики» – энциклопедии российского учителя – определена цель воспитания как раскрытие воспитаннику цели и смысла жизни. Многие взрослые и по сей день не могут вразумительно ответить о смысле жизни. Дети считают, что это: учёба, хорошая работа, хорошая машина, удобная квартира, развлечения, семья…. Кроме поставленной цели в книге определены и пути её достижения, исходя из природы человека и опыта христианского наследия.

Труд «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» д.п.н. Н.В. Маслова – энциклопедия по выживанию в современном мире, далёкого от христианства современного человека, который всё-таки хочет стать христианином. В отдельно изданных книгах  «Семья. Прочность, цель и назначение» и  «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи», материалы которых есть в выше названном труде, подобраны прекрасные иллюстрации, которые также являются достоянием российской культуры, основанной на православии. Ведь большинство наших соотечественников о них просто не знают. Только на уроках дети и могут увидеть не только святые лики, но и просто благочестивые лица. Из современных СМИ мы привыкли видеть гламурные лица, на которых часто очевидны отпечатки различных пороков. Литературная подборка хрестоматии – прекрасные описания благочестивого быта наших предков – пример для подражания. Кроме того, прекрасный русский язык. Всё это является продуктом для мыслительной деятельности человека, пищей для души, измученной прессингом негатива.  

В этом году на форуме «Глинские чтения»  обсуждались вопросы о значении мыслей, внимания, наблюдения и воображения в жизни человека. Современный человек привык обращать внимание только на видимый мир. Поэтому большинство из нас даже не обращают внимания, например,  на  свои  мысли.  А  ведь наши педагоги-предшественники говорили, что по виду семени, питаемого землёю, бывает растение и плод; по виду мыслей, питаемых сердцем, бывают жизнь и дела. Кроме того, внимание современного человека так же не может долго сосредотачиваться на чём-то конкретном, что даёт обо всём поверхностные понятия. Внимание – это страж ума, который должен какие-то мысли допускать или наоборот сразу же отсекать их. В противоположность вниманию рассеянность ума требует постоянного развлечения. В конечном итоге, человек теряет цель и смысл жизни.

Деятельность познавательных сил человека во многом основывается на сведениях об окружающем мире и внутреннем мире человека, которые собираются посредством наблюдения. Поэтому способность наблюдать, и при этом правильно наблюдать, очень важна для человека. Затем всё, что человек наблюдал (видел и чувствовал другими органами чувств) остаётся в его памяти и может воссоздаваться воображением. То есть образы наблюдаемых предметов образуют человека. Из всего этого следует, насколько важно родителям и педагогам следить за тем, какими впечатлениями питается память и воображение ребёнка.

Очень важно, что сейчас о семейном устроении и о семейных ценностях нужно говорить не только воспитанникам, но и их родителям. Многих наших детей воспитывают бабушки или госучреждения, а родители мотаются по свету в поиске счастья (даже и в местах изоляции от общества). Но если детям вовремя дать нравственные ориентиры, они могут и не повторять судьбы своих горе-родителей. Например, девочки-выпускницы из числа сирот (воспитанницы факультатива «Домашний очаг»), в своё время брошенные асоциальными родителями, сейчас имеют по два, три ребёнка, не бросают их, а заботятся о них. Девочка, у которой мама, скитаясь по дачам, обморозилась, оставшись без пальцев рук и ног, не бросила её тогда, сейчас забрала к себе и также заботится о ней и о своих детях.

Следует также отметить, что монастырский уклад жизни, с которым мы знакомимся в ходе изучения Глинского наследия, может стать эталоном для школы-интерната, так как, не смотря на статус светского учреждения,  сохраняется много общего:

  • Единоначалие;
  • Устав;
  • Наставничество;  
  • Послушание;
  • Общежительная организация жизни: режим, общая трапеза, общий и индивидуальный труд;
  • Просветительская деятельность:

- продолжаем работу во всероссийском Интернет проекте на портале школьной прессы. Выпускаем школьную газету «Родничок», духовно-нравственного содержания с церковным календарём, творчеством детей, зарегистрированную в Реестре школьной прессы, Лауреата Всероссийских конкурсов. Газета размещается как на школьном сайте, так и на portal.lgo.ru школьной прессы России;

- проводятся Школьные Рождественские чтения (в этом году прошли        VIII Школьные Рождественские чтения); уже два года принимают участие дети из других школ;

- создаются презентации и слайд-фильмы православной тематики. Есть презентация «Глинские старцы – пример для подражания»;

- информация об участии в форуме «Глинские чтения» доводится до сведения министерства общего и профессионального образования Ростовской области,  педагогического коллектива школы-интерната, размещается на педагогических сайтах;

- материалы Глинских чтений используются в подготовке образовательных мероприятий. На базе нашей школы-интерната были проведены две региональные конференции. В рамках одной работала секция, а вторая целиком была посвяшена духовно-нравственному воспитанию обучающихся.  Осенью 2016 была проведена одна из секций Димитриевских образовательных чтений (Ростовская область) на базе нашей школы-интерната «1917-2017 – потери и обретения». Совместно с руководителем кружка «Бисеринка» я проводила интегрированный  урок «Новомученики и исповедники Российские. Праздник Белого цветка». После информационной части с презентацией дети продолжили изготовление ромашки из бисера, а гостям подарили ромашки из бумаги.

Трансляция опыта нашей работы осуществляется через СМИ, в т.ч. ТВ и Интернет. Кроме того, опыт работы представлялся на Международных Рождественских, Глинских, Димитриевских образовательных чтениях (доклады).

Регулярно осуществляется публикация методических разработок и занятий, статей.

Наша школа-интернат была дважды  победителями в номинации Всероссийского конкурса   работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

 В школе-интернате отработала пилотная площадка по региональному компоненту, для которой был разработан курс «Духовно-нравственная культура Дона». Также завершена работа инновационного проекта «Воспитание гражданина России, его духовно-нравственных основ личности через изучение отечественных культурных традиций». Сейчас в школе-интернате действует  инновационная программа «Моё здоровье – моё будущее», подпрограммой которой является «Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из главных условий их успешной социализации и интеграции в общество».

Своё имя – «Восхождение» наша школа-интернат получила в  ноябре 2015 года. Для наших детей в нём будут воплощены и преодоление своих недугов, и восхождение к вершинам знаний, но самое главное – это восхождение к миру горнему.

  Труды Московской Педагогической Академии и доктора педагогических наук, доктора богословия, профессора МДА Н.В.Маслова, материалы форумов «Глинские чтения используются, прежде всего, для собственного образования, а также в работе с подопечными и коллегами. Это беседы, классные часы, творческие работы, родительские собрания, доклады, публикации.

В работе с подопечными можно проследить следующие тенденции:

- Дети становятся более сдержанными, менее агрессивными, повышается ответственность, развивается сострадание.

- Повышается уровень общей культуры и грамотности.

- Повышается культура общения, снижается объём употребления ненормативной лексики (при мне нет вообще).

- Повышается интерес к духовным знаниям, желание участвовать в создании различных творческих работ, олимпиадах по ОПК.

- Дети были неоднократными победителями в различных конкурсах (духовно-нравственного направления) всех уровней, в т. ч. международного.

Форум «Глинские чтения» – это один из чистых родников православия. Во всех своих трудах Московская Педагогическая Академия и д. п. н. Н.В. Маслов не уклонились от Истины, потому, что, вся их деятельность основана на трудах святых отцов. Они взяли на себя, по словам Архиепископа Иоанна Шаховского,  деятельность учителей, которые  будут говорить одну и ту же Истину слова Божьего, но в форме, наиболее понятной должной эпохе, данному обществу и народу.

Наше участие в форуме Глинские чтения все эти годы стало возможным при большой заинтересованности и поддержке директора ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»                Т.Я. Белоусовой,  управленца высшей категории, Почётного работника общего образования РФ, имеющей правительственные награды, в т.ч. медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

г. Волгодонск Ростовской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Одной  из  важнейших  задач  системы  образования  является  забота  о  здоровье  молодого поколения нашей страны, обучение детей здоровому образу жиз...

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

   Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...

Параметры мониторинга по выявлению уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья по ГКОУ РО« Колушкинская специальная школа-интернат» 4 класс 2016 -2017 учебный год

       Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида: 1. Здоровье....

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...