Здоровье. Факторы его разрушающие. Здоровьесбережение подростков
консультация (8, 9 класс) на тему

Толстунова  Екатерина Владимировна

родительское собрание и информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_uchashchihsya_i_faktory_ego_razrushayushchie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 "Здоровье, факторы его нарушающие. Здоровьесбережение подростков"

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей;

Обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни.

Ход собрания

1. Организационный момент. Постановка проблемы и целей собрания.

2. Оснавная часть собрания.

 педагог: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой..Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.

Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.

– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет.(После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Родителям следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой устойчивых черт.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

1. Проблема здорового питания.

Интересные факты:

– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90% настаивают на этом праве;

– 66%детей желают кушать по-разному. В зависимости от своего пола;

– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

Родителям нужно знать, что подростки особенно мальчики. В месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца.. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

2. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури.Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

3. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

4. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

Вредные привычки.

Тревожные факты:

-В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2раза больше чем у некурящего мужчины,потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

6. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

“Жаворонок”

Рано просыпается, рано ложится спать        

9-10 часов утра, 16-17 часов вечера

“Сова”

Встает позже, очень активен вечером

11-12 часов утра, 18-20 часов вечера

“Голубь”

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно

10-12 часов утра, 15-18 часов вечера

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Ученики 8 б класса провели исследование уровня здоровья своих одноклассников. Результатом стал экологический проект «Окружающая среда и здоровье школьников». Выступление воспитанников.

Окружающая среда и здоровье школьников

Здравствуйте! Здоровье человека – его достояние и ценность. От чего зависит наше здоровье? Как показывают исследования, влияние факторов распределяется следующим образом: наследственность - 20%,  условия внешней среды  - 20%,  деятельность системы здравоохранения - 10%, образ жизни - 50%.

В настоящее время состояние здоровья школьника в России вызывает огромную тревогу, а  современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача современной школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

Главный резерв здоровья человека - это образ жизни. Поэтому мы решили провести данное исследование среди восьмиклассников нашей школы,  обратить их внимание на состояние своего здоровья и причины его разрушающие.

Цель работы:  оценка основных показателей здоровья учащихся 8-х (9-х) классов МБОУ СОШ №10 г. Ногинска; оценка окружающей среды, влияющей  на здоровье.

В соответствии с целью работы нами были поставлены исследовательские задачи, которые вы видите на экране.  

Данная работа выполнялась нашей группой  на базе школы  №10 в течение 2010-2012 года занятиях экологического кружка. Работа состояла из двух этапов. На первом этапе было проведено исследование основных параметров здоровья учащихся 8-х классов (о своих результатах мы рассказали на конференции в прошлом году).  Нами  было обследовано 86 учащихся нашей школы в возрасте 14-15 лет. Мы провели  определение гармоничности физического развития учащихся по соматометрическим данным; изучили осанку  восьмиклассников; определили форму стопы методом получения отпечатка; изучили функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем учащихся 8-х классов; определили хронотип восьмиклассников. На основе полученных данных разработали рекомендации  по здоровому образу жизни для данных учащихся. В 2011-2012 учебном году исследуемые нами учащиеся перешли в 9 класс, а мы занялись изучением основных показателей  школьной среды и жилища данных школьников.

Состояние здоровья школьников, как уже говорилось выше, на 20% зависит от условий окружающей среды (природной и социальной). В отличие от экологических условий окружающей среды, для изменения которых требуется продолжительное время, школьные факторы (санитарно-гигиенические условия, качество учебников,  учебные перегрузки и т.д.) возможно изменить, получив данные об их состоянии. Поэтому мы решили провести оценку основных параметров школьной среды: экологическое состояние рабочего места школьников, рабочей зоны, класса, качество учебников, учебная нагрузка.

Достаточно много времени учащиеся проводят за школьными партами. Основное оборудование рабочего места стол и стул должны обеспечивать правильное положение тела во время занятий. Мебель обеспечивает точки опоры, уменьшение напряжения мышц. Важно, чтобы мебель была подобрана правильно и соответствовала росту учащихся.

Мы измерили высоту стульев от пола до сиденья, глубину сиденья, расстояние от спинки стула  до переднего края стола, ширину крышки стола в кабинете химии и Изо. Оказалось, что мебель в данных классах не соответствует росту 65% учащихся.

На своем рабочем месте каждый ученик должен иметь достаточную свободу движений, возможность выбрать удобную позу в процессе работы, встать, подойти к  другому рабочему месту или доске. Поскольку активным элементом рабочей зоны в классе является классная доска, она должна быть хорошо видна под определенным углом с каждого рабочего места.

Мы оценили основные параметры рабочей зоны: измерили расстояние между рядами, расстояние от первой и последней парты до доски и т.д. в кабинете химии. Основные параметры рабочей зоны в данном кабинете соответствуют норме.

Экологическую  оценку класса мы провели на примере кабинетов химии и ИЗО. Оказалось, что все основные показатели соответствуют нормам. Исключение составляет коэффициент искусственного освещения, который необходимо немного повысить  за счет  увеличения в классах количества ламп дневного света.

Шум – один из видов загрязнения среды на рабочем месте.  Шум оказывает свое  разрушающее  действие  на  весь  организм человека. Для измерения шума используются шумомеры разных марок. Мы использовали измеритель шума  Center 321. Как оказалось, шум в классе во время урока колеблется около 40 дБ, а на перемене превышает допустимую норму.

Из литературы мы узнали, что учебники и учебные пособия также могут отрицательным образом влиять на здоровье школьников. Мы провели гигиеническую оценку учебников для 9 класса, обращали внимание на  тип бумаги, расположение текста, характер печати и иллюстраций, вес и формат учебников. Определили, что практически все учебники соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.  

В связи с переходом на новые учебные стандарты нагрузка  в школах растет. У девятиклассника на данный момент недельная учебная нагрузка составляет 32 часа. Очень важно, чтобы учебная нагрузка была правильно распределена в течение недели. Для оценки рациональности школьного расписания учащихся 9-х классов мы использовали «Ранговую шкалу трудности общеобразовательных предметов» И.Г. Сивкова. В соответствии с этой шкалой мы составили графики учебной нагрузки для всех 9-х классов. Оказалось, что наиболее правильно и рационально составлено расписание у 9 А класса. С понедельника по среду нагрузка возрастает, а в пятницу уменьшается. Согласно графику наиболее трудный учебный день приходится на четверг, что соответствует норме.

Человек проводит дома большую часть жизни. Чтобы способствовать сохранению здоровья необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды.  Большое значение имеют используемые для строительства и отделки жилища стройматериалы. Опасными для здоровья являются следующие строительные и отделочные материалы: бетон, блочные конструкции, ДСП, ДВП, линолеум, ковролин, ПВХ (пластиковые окна). На человека в жилище постоянно воздействуют различные неблагоприятные физические факторы: вибрация, звуки, электромагнитные излучения, радиационный фон.

Мы провели исследование экологического состояния жилища девятиклассников нашей школы. В своем исследовании мы использовали опросный метод, сопоставляли и статистически обрабатывали полученные данные. В ходе исследований мы получили такие данные: у 44 % девятиклассников экологическая обстановка  жилища удовлетворительная, у 56% - неудовлетворительная. Окна ПВХ установлены в квартирах 81% исследуемых школьников. А из литературы нам известно, что ПВХ относится к ядовитым веществам первого класса опасности.  Такие результаты настораживают, так как подобная обстановка квартиры может стать прямой причиной нарушения  здоровья школьников.  

вывод

  1. Мебель в изучаемых кабинетах химии и изо не соответствует росту 65% учащихся. Основные параметры рабочей зоны в исследуемых  кабинетах соответствуют норме, за исключением КИО.
  2. Все учебники  для 9 класса соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.  
  3. Учебная недельная нагрузка девятиклассников распределена неравномерно и нуждается в корректировке.
  4. Уровень шума в классе во время урока соответствует норме, во время перемены превышает допустимый показатель.  
  5. Экологическая обстановка жилища является неудовлетворительной у 56% исследуемых школьников.

По результатам проведенной работы нами подготовлено выступление на традиционную школьную экологическую конференцию «Экология и человек» с целью привлечения учителей и школьников к вопросу профилактики заболеваний и сохранения здоровья.

Заключительная часть.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.” Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье. Берегите его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»

Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия  Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка

Выступление на районном заседании учителей иностранного языка...

Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков

В  работе "Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков" исследуется проблема подростковой девиации, возникшей в результате влияния неполной семьи.Главное внимание обр...

Здоровьесбережение подростков

Сценарий родительского собрания...

Презентация: Конструктивное общение как фактор духовно-нравственного развития подростков.

   Конструктивное общение в подростковом возрасте является важным фактором духовно-      нравственного воспитания. Навыки конструктивного общения формируются на уроках....