Игры для расширения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи
материал

Акимова Александра Владимировна

Подборка игр для совершенствования грамматического строя речи. Можно использовать как родителями так и воспитателями, на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №12 «Золотая рыбка» г.Черепаново

Игры для расширения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи

Учитель-логопед Акимова Александра Владимировна

2015г.

«Чья голова?»

Чья у зверя голова?  Подскажи скорей слова!

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Метод. Указание: игра проводится после обсуждения картинок.

Ход игры: Логопед бросая мяч одному из детей, говорит: «У вороны голова», а ребёнок возвращая мяч обратно, заканчивает: «Воронья»

Примеры: у рыси, рыбы, кошки, сороки, зайца, кролика, верблюда, лошади, утки, лебедя, оленя, лисы, собаки, птицы, овцы, белки, медведя, тигра, курицы, голубя, орла

«Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера вы были!

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем(чем) был раньше названный объект: цыплёнок – яйцом, лошадь- жеребёнком, корова- телёнком, дуб- желудем, рыба- икринкой, яблоня – семечком, лягушка- головастиком, бабочка –гусеницей, хлеб- мукой, шкаф, доской, велосипед- железом, рубашка- тканью, ботинки- кожей, дом- кирпичом, сильный- слабым.

«Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Ход игры: из чего сделано: сапоги из кожи – кожаные, рукавички из меха – меховые, тазик из меди- медный, медвежонок из плюша- плюшевый, рукавички из шерсти- шерстяные, стакан из стекла- стеклянный, горка из льда – ледяная, ваза из хрусталя – хрустальная, варенье из вишни- вишнёвое.

«Один – много»

Мы волшебники немного: был один , а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: Логопед бросает мяч детям называя имена существительные во множественном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Примеры: стол, двор, нос, гора, нора, мост, дом, глаз, луг, город, провод, холод, день, пень, сон, лоб, ухо, стул, кол, лист, перо, крыло, дерево, носок, чулок, кусок, кружок.

«Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь? От меня не убежишь!

Цель: закрепление в речи детей правильного употребление предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры: Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковёр перед собой»…

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?»

«Животные и их детёныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете!

Ход игры: Назови детёнышей тигра, медведя, утки, гуся, верблюда, кролика, коровы, овцы, лошади, свиньи, орла…

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай!

Ход игры: скажи ласково шар-шарик, шапка- шапочка, книга, ложка, мыло, жук, вишня, башня, перо, стекло.

«Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Ход игры: кто что делает: повар- варит, носильщик – носит, чертёжник- чертит, рабочий- работает, уборщица- убирает, художник- рисует, строитель- строит, воспитатель- воспитывает, учитель- учит….

«Тут, там, много»

Тут дом- там дома- много домов

Тут площадь-

Тут улица-

Тут парк-

Тут завод-

Тут школа-

Тут театр-

Тут поликлиника-

Тут курица-

Тут утка-

Тут петух-

Тут индюк-

Тут цыпленок-

Тут утёнок-

Стихи – небылицы

Прочитайте ребёнку стишок – небылицу. Если ребёнок не удивляется, не даёт никаких объяснений, если стих его не забавляет, то спросите: «Бывает так?», «Как ты думаешь, смешно ли это?», «Почему?»

Овощи- фрукты

Слушай сказку, не скучай

Да ошибки примечай.

Любит овощи внучок:

Грушу, яблоко, лучок,

И морковку, и лимон,

С овощами дружит он.

Чтоб побольше было силы,

Ира мёду попросила.

Угостила мама дочку

Ложкой кислого медочку,

Сладкого лимона сверху положила

Разве эта мама вас не удивила?

Осень. Весна.

Дети гуляли, стихи сочиняли:

«Листопад, листопад-

Хлопья снежные летят».

Хитро смотрит старый пёс.

У него в глазах вопрос:

«Листья плавают по лужам.

На дворе наверно стужа?»

«Прилетели птицы с юга,

Значит скоро будет вьюга»,-

Думал старый воробей.

Ну а ты его умней?

Зима.

Санки вытащила Света-

На дворе, наверно, лето?

Или осень? Или снег?

Поскорее дай ответ.

Мы у мамы шубы просим-

Значит к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять

 И грибочки собирать.

Я нарву букет ромашек

 И венок сплету сама.

Полюбуйся на ромашки,

Наша зимушка- зима.

Дикие животные.

У зелёной у лисы

Хвост невиданной красы.

И в каком это лесу

Отыскать лису-красу?

Баба Маша сон видала,

Утром детям рассказала:

«Заяц съел большого волка, доедает кость под ёлкой».

Если спит медведь в берлоге-

Значит лето на пороге.

Отвечай- ка, правда ль это?

Разве спят в берлоге летом?

Нам Незнайка рассказал,

Но, наверное приврал:

«Долго гладил Саша волка,

Потому, что волк в иголках».

Домашние животные. Профессии.

Заболела наша кошка:

У неё чихает ножка.

Со стала возьми ириску,

Угости больную киску.

Нам воспитатель готовит еду,

Повар нам сказки читает в саду,

Доктор нам волосы быстро стрижет

А парикмахер лекарства даёт.

Перелётные птицы. Одежда, обувь.

На кормушке во дворе

Много птичек в январе:

Стриж, снегирь и воробей

Журавли и соловей.

Надевал Антошка

Варежки на ножки,

На руки сапожки,

Шапочку на рожки.

Всё неверно, всё не так!

Снова скажем, только как?

Зимние забавы.

Снеговик боялся стуж

И бежал под тёплый душ.

Очень париться любил-

Часто в баню он ходил.

Плачет Саша маленький:

«Ноги мёрзнут в валенках.

Дайте мне сандалики

Или тапки стареньки».

Мебель. Транспорт.

На окне у нас висит

Анина кроватка,

Под кроватью аня спит

Очень-очень сладко.

Сяду я на самолёт

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Инструменты.

Я лопатой подметаю,

По гвоздям стучу пилой,

Утюгом бельё стираю,

А копаю я метлой.

Незнайкины стихи

(на развитие фонематического слуха)

Эти стихи развивают умение слышать звуки, различать их. Взрослый читает, а ребёнок должен услышать ошибку и исправить её.

З-ж л-р

У Светланы и у Лизы

Есть и санки есть и лызы.

Был закат и тих и светел,

Но потом поднялся ветел.

Ж-з рь-ль

Что стучишь так громко, дождик?

Не забьёшь ты даже гвождик.

Мама, мама, мне поверь

Сам убрал свою постерь.

С-ш рь-ль

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Огибает речка

Рощу, как коречко.

С-ш ль-рь

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно двойняски.

Встал Илья на тонкий лёд

И хотел пойти впелёд.

Ш-с ч-ть

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

Не за рыбой охотится чайка,

А за булкой – ну что за ленчайка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Родителям предлагается несколько простых и увлекательных игр для расширениясловарного запаса ребёнка....

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у дошкольников.

Развитие словарного запаса и грамматического строя речиПредлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и  задач...

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые

Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать...

Развиваем речь и мыслительные процессы с использованием игр и упражнений на совершенствование грамматического строя речи

Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается, поэтому развитие речи тесно связано с развитием мыслительных процессов....

Консультация для родителей "Игры для расширения словарного запаса ребенка"

Консультация для родителей "Игры для расширения словарного запаса ребенка"...