Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые
план-конспект на тему

Фролова Ирина Николаевна

Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать умение подбирать признаки к предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_attestatsiyu_nasekomye.odt20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи

Тема. Насекомые

Цели:

коррекционно-образовательные:

-углубление и расширение знаний о насекомых, закрепление обобщающего слова «насекомые»;

-пополнение и уточнение словаря по теме «Насекомые»;

-образование слова-антонимов,

-употребление предлогов: за, из, на , по , через, над, в;

коррекционно-развивающие:

-развитие умения подбирать признаки к предмету, согласовывать существительные с прилагательными;

-развитие слухового внимания, речевого слуха, памяти, мышления, мелкой моторики;

коррекционно-воспитательные:

-воспитание любви, интереса ибережного отношения к природе;

-воспитание умения слушать ответы товарищей.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, проектор, магнитная доска, сухой бассейна с песком, набор пластиковых насекомых.

Раздаточный материал: пособие «бабочка и иромашка» для развития речевого дыхания, маленькие плоскостные изображения насекомых с креплением (липучкой).

Форма работы: подгрупповая.

Демонстрационный материал: презентация «Насекомые вредные, полезные и просто интересные», плакат с изображением лесной поляны с крупными цветами, деревьями, аудиозапись стука в дверь.

Методические приёмы:

Словесные: беседа, ответы на вопросы, объяснение.

Наглядные- демонстрация картинок, презентация.

Игровые- дидактическая игра «Кто где?», «Скажи наоборот», сюрпризный момент-гость-игрушка «божья коровка Клава».

Практические-упражнение для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с ромашки», отгадывание загадок, дидактическая игра с использованием сухого бассейна «Летают, прыгают, ползают».

Лексика.

Предметный словарь: насекомое, стрекоза, комар, богомол, клещ, личинки, яйца насекомых, надкрыльля, куколка, усы, улей.

Словарь признаков: полосатая, полезный, вредный, пёстрый, разноцветный, блестящий, трудолюбивый, выносливый, летающий, прыгающий, ползающий.

Глагольный словарь: ползать, порзать, летат, кружиться, жужжать, звенеть, стрекотать, кусать, жалить.

Используемые технологии:

-технология дифференцированного обучения (дидактические игры и задания на активизацию различных видов памяти для включения каждого ребёнка в развивающую деятельность, сказочный персонаж для развития познавательного интереса к занятиям).

-здоровьесберегающие (физкультминутка «В гости к нам», упражнение «Сдуй бабочку с ромашки», развитие мелкой моторики -использование сухого бассейна в игре «Летающие, прыгающие, ползающие»).

-информационные (видеопрезентация «Насекомые вредные, полезные и просто интересные, конспект занятия, аудиозапись стука в дверь).

Ход занятия

1.Организационный момент.

Л: В ярком платье модница-погулять охотница.

     От цветка к цветку порхает, утомиться-отдыхает.

-Кто это?

Д: Бабочка!

2.Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуть бабочку с ромашки».

-А сейчас задание: возьмите на столах каждый свою ромашку. Кто к ней прикреплён на нитке?

Д: Бабочка.

Л: Сдуйте бабочку с ромашки. Как надо дуть? (Набрать воздуха через нос, подуть на бабочку, вытягивая губы хоботком, щёки не надувать).

-Хорошо справились с заданием все ребята.

3.Сообщение темы занятия.

Л: Посмотрите на картинки и назовите их.

Д: Муравей, муха, воробей, кузнечик, гусеница.

Л:  Кто здесь лишний?

Д: Воробей.

Л: Уберём воробья. Как одним словом назвать, кто изображён?

Д: Насекомые.

Л: Сегодня мы поговорим о насекомых.

(Сюрпризный момент: логопед включает запись стука в дверь и незаметно достаёт игрушку-божью коровку.)

-Кто к нам в гости пожаловал?

Д: Божья коровка!

Л: Она принесла нам письмо. Прочитаем, что в письме. Зовут её Клава. Прислали её другие божьи коровки, которые хотят, чтобы дети знали о них побольше и не обижали полезных насекомых. Она принесла нам диск, просмотрев который, мы увидим, какие бывают её божьи коровки, их разновидности, какие ещё есть насекомые.

4.Просмотр видеопрезентации «Насекомые вредные, полезные и просто интересные». Комментирует слайды учитель-логопед.

Слайд 1. Какие бывают божьи коровки6 круглые, вытянутые, семиточечные, пятиточечные, какого цвета: жёлтые, красные, коричневые, чёрно-белые, синие.

Слайд 2. Где живут божьи коровки6 в Азии, в Африке, в Европе и Америке, только в тёплом климате. Некоторые на зиму собираются в стаи и улетают в тёплые края, зимующие забиваются в развалы камней, под кору деревьев.

Слайд 3. Чем питаются божьи коровки: пыльцой цветов, тлёй, гусеницами, яйцами бабочек. Живут около года. Очень полезное для человека насекомое.

Л: Ребята, Клава заметила, что вы немного устали. Пусть глазки отдохнут. А вам такая игра «Скажи наоборот».

5.Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Л: Я говорю вам слово и передаю в руки Клаву, а вы подбираете противоположное слово и возвращаете Клаву мне в руки.

  • Есть насекомое вредное, а есть...

Д: Полезное!

  • Некоторые насекомые живут высоко, а некоторые...

Д: Низко!

  • Стрекоза летае, а муравей...

Д: Ползает!

  • У жука усы толстые. А у бабочки...

Д: Тонкие.

  • Шмель большой, а пчела...

Д: Маленькая!

  • Пчела трудолюбивая, а гусеница...

Д: Ленивая!

6.Продолжение видеопрезентации.

Слайд 4. Клещ. Водится в лесах, на полянах. Питается кровью животных и человека. Переносит болезнь-энцефалит (заболевает головной мозг). Нельзя самостоятельно вынимать клеща, давить его, только ехать в больницу.

Слайд 5. Муха. Водится повсеместно. Любит ползать по гниющим продуктам и отходам жизнедеятельности. На лапках и теле переносит около 6 миллионов вредных бактерий, вызывающих заболевания кишечника.

Слайд 6. Комар. Обитает в лесах, рощах, парках, возле водоёмов. Питается кровью человека и животного. Самы вредный-малярийный, переносит опасную болезнь-марярию, вызывающую болезнь крови, лихорадку.

Слайд 7. Пчела медоносная. Водится на территории всей Земли, кроме самых северных и холодных районов. При полёте жужжит. Живёт в улье. Питается нектаром Опыляет плодовые деревья, многие другие растения. Пчелиный яд используется в изготовлении лекарств. Даёт человеку мёд.

Л: Какие интересные факты из жизни насекомых вы запомнили? Какие бывают насекомые?

Д: Вредные и полезные. Клава очень довольна, что в многое запомнили и узнали. А сейчас разомнёмся.

7. Физкультминутка. «В гости к нам».

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

Руки за спину, кружимся на месте.

А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк.

Руки на поясе-двигаем локтями вперёд-назад.

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.

Пальцы кольцами вокруг глаз, наклоны вперёд.

Полетали, полетали, от усталости устали.

Прыжки на месте, взмахи оруками, на последнем слове-присели на корточки.

8.Дидактическая игра с использованием сухого бассейна «Летающие, прыгающие, ползающие».

Л: Клава приготовила для вас игру. В бассейне спрятаны насекомые. Вы подходите по одному к бассейну, достаёте насекомое, называете его и определяете, какое оно: летающее, прыгающее, ползающее.

(В сухом бассейне спрятан набор пластиковых насекомых: богомол, кузнечик, майский жук, жук-рогач, бабочка, стрекоза, блоха, комар, паук, гусеница).

Д: Это бабочка. Она летает. Это паук. Он ползает. Это кузнечик. Он прыгает.

Л: Ребята, божья коровка Клава рада, что вы отвечали правильно.

9.Задание на развитие навыка подбора признаков к предмету, умения согласовывать существительные с прилагательными.

Л: А теперь Клава хочет, чтобы вы рассказали, какая она красивая и какие интересные и разнообразные насекомые водятся на планете Земля. (Учитель-логопед листает слайды с изображениями насекомы, дети называют насекомое и подбирают признак к нему).

Д: Это божья коровка.

Л: Какая она?

Д: Разноцветная, красная, синяя, добрая, овальная, красивая.

Д: Это стрекоза.

Л: Какая?

Д: Стрекоза большеглазая, больша, летающая, серебристая, голубая.

Д: Это паук.

Л: Какой он?

Д: Страшный, мохнатый, криволапый, голодный, ужасный, ловкий, трудолюбивый.

Д: Это пчела.

Л: Какая она?

Д: Полосатая, добрая, трудолюбивая, полезная, медоносная, маленькая.

Д: Это комар.

Л: Какой он?

Д: опасный, вредный, малярийный, злой, маленький, незаметный, летающий, звонкий.

Д: Это клещ.

Л: Какой он?

Д: Коричневый, круглый, блестящий, опасный, вредный, мелкий, злобный.

Л: Молодцы, ребята, вы запомнили нашу беседу о насекомых. Клава довольна!

10.Дидактическая Игра «Кто где?» (Употребление предлогов).

На доске вывешивается плакат с изображением лесной поляны с крупными цветами, деревом, пнём, муравейником..

Л: Нужно подойти к лесной поляне, выбрать насекомое (они лежат в коробке) и прикрепить его на полянку туда, куда я покажу. Комментируете так: «Это пчела. Она спряталась за дерево».

  • Д: Это жук. Он выглядывает из колокольчика.
  • Это богомол. Он сидит возле дерева.
  • Это гусеница. Она ползёт по листу.
  • Это кузнечик. Он прыгает через пенёк.
  • Это комар. Он пролетает над цветком.
  • Это муравей. Он заползает в муравейник.

Л: Хорошо!

11. Итог занятия. Оценка работы детей.

Л: Божьей коровке Клаве понравилось у нас в гостях. Вы весёлые и добрые. Клава надеется, что теперь в будете больше знать о жизни божьих коровок и других насекомых. Клава улетает, а самым активным ребятам дарит наклейки со своим изобажение. (Учитель-логопед убирает игрушку за дверь).

Л: О чём мы говорили на занятии?

-Каких полезных насекомых вы запомнили? Почему их нельзя обижать?

-Назовите вредных насекомых. Почему они вредные?

-Спасибо за работу, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...