Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия ( класс) на тему

Горенская Алина Геннадьевна

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КВИТОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Учитель-логопед: Горенская Алина Геннадьевна

23 марта 2016 года

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (6-7 лет).

Тема: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях».

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях. Проанализировать положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях, сравнить их. Закрепить зрительный образ звуков [C] – [Ш], используя их графический образ. Развивать фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом с предлогом, изображенном в виде модели.

Коррекционно-развивающие: 

Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение. Развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: 

Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать потребность в речевом общении. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы свои и товарищей, применять свои знания в разных условиях. Мотивировать потребность в достижении успехов.

Предполагаемый результат: воспитанники правильно артикулируют звуки [с], [ш] в различных позициях, четко их  дифференцируют. Умеют составлять предложения со словами, изображенными в виде модели.

Форма занятия: подгрупповое, индивидуальное.

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: занятие контроля и оценки знаний.

Образовательная технология: игровая.

Временной ресурс: 30 мин.

Необходимое техническое оборудование: ТСО: проектор; наглядно-игровое пособие: «Друзья - коллекционеры»: картинки со звуками [C] – [Ш] в различных позициях (начало, середина, конец); модели звуков [C] – [Ш], отражающие их основные характеристики (согласный, место образования преграды  [C] – внизу, [Ш] – вверху, глухой, температура воздушной струи [C] – холодная, [Ш] – теплая), карточки объекта (по ТРИЗ), фишки предлогов, зеркала на каждого ребенка.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

  1. Мотивационно – проблемный этап

Психологический настрой – 1 мин.

Установление зрительного, слухового контакта. Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие. Эмоциональная поддержка детей.

Участвуют в приветствии.

Проявляют эмоции.

Вводно-организационное слово педагога

Психологическая готовность

Мотивация к деятельности.

3 мин.

Заинтересовать детей представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Подготовка детей к предстоящей деятельности: развитие зрительного и фонематического восприятия.

Разбирают картинки игровым персонажам (одни картинки начинаются со звука[c], другие картинки начинаются со звука [ш].

Отвечают на вопросы.

Сюрпризный момент. ТСО с привлечением игровых персонажей: к нам в гости пришли друзья – коллекционеры: они собирают различные картинки, в названиях которых есть те же звуки, с которых начинаются их имена. Но картинки перепутались, когда они добирались к нам в детский сад и друзья забыли, как правильно произносятся их звуки. Поэтому они просят вас помочь им: найти их звуки и научить их правильно произносить. А если вы им поможете, выполните правильно и быстро все задания, то в конце победителя ждет сюрприз, а за правильный ответ вы будете получать фишку, у кого в конце заданий будет больше всех фишек, тот и победил. Знакомство с друзьями: если вы правильно разберете картинки, вы узнаете, с каких звуков начинаются их имена «Саня и Шурик».

Стремление участвовать в игре.

Внутренняя мотивация на деятельность.

  1. Деятельностный этап.

Обобщение имеющихся представлений.

3 мин.

Вызвать у детей интерес, желание помочь сверстнику, побудить к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «Как помочь мальчику, над которым смеялся весь класс, когда он рассказывал стихотворение: «Про мышку»».

Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации с использованием ТСО: «Однажды с мальчиком, который живет с нами по соседству, приключился такой случай в школе: он выучил стихотворение и рассказал его, но почему-то над ним стали все смеяться. Он убежал из класса домой и до сих пор не знает, что он смешного сделал. Тогда мы попросили его рассказать выученное им стихотворение нам. И вот как он рассказал нам этот стих: «Про мыску».

Мыска сусек насусила.

Мыска мисек пригласила. Мыски суски кусать стали, зубы сразу же сломали».

У детей появился интерес, желание помочь мальчику научиться правильно проговаривать и не путать звуки [c]-[ш]. Самим следить за собственным произношением, чтобы не насмешить окружающих, стремиться правильно произносить все слова.  

Практическая работа.

Игра: «Сломанный телевизор»

3 мин.

Закрепить положение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [c]-[ш], закрепить буквенное обозначение звуков.

Объяснение. Подведение воспитанников к разрешению проблемной ситуации.

Проблемная ситуация: у телевизора сломался звук и теперь не понятно, какие звуки произносят с экрана. Как можно различить звуки [c]-[ш], если не слышно, как они звучат.

Произносят сначала звук [c] и проговаривают положение органов артикуляции (что делают губы, зубы, язык, где идет воздушная струя, холодная она или теплая, трудится или нет горлышко).

Затем по такой схеме разбирают артикуляцию звука [ш].

После этого играют в игру, где логопед беззвучно произносит звуки[c] или [ш], а дети определяют, какой звук произнес логопед и поднимают соответствующую букву.

Игровая деятельность с персонажами. Исследуют собственное положение органов артикуляции при произношении звуков[c] и [ш]. Описывают положение органов артикуляции у себя при произношении заданных звуков. Соотносят свои кинестетические ощущения при произношении звуков и положение органов артикуляции логопеда.

Дети разобрали и закрепили положение органов артикуляции при произношении звуков [c] и [ш] на собственном произношении и соотнесли его с положением органов артикуляции собеседника.

Игра: «Узнай звук».

3 мин.

Развивать кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата. Закрепить модель звуков [c]-[ш], отражающую их основные характеристики: положение языка, звонкость-глухость, температура воздушной струи.

Логопед предлагает воспитанникам проанализировать звуковые модели, опираясь на кинестетические ощущения и определить какой звук [c] или [ш] они обозначают. Сравнить их.

Воспитанники рассматривают модели, определяют, какой звук[c] или [ш] они обозначают, опираясь на кинестетические ощущения органов артикуляции.  

Наглядность в виде модели. Анализ ощущений положения органов артикуляции.

Воспитанники закрепили схематичное изображение звуков [c]-[ш]. Сравнили положение органов артикуляции, опираясь на кинестетические ощущения.

Массаж мимической мускулатуры.

1мин.

Улучшение качеств артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость.

Проведение массажа.

Выполняют массаж.

Игровой момент.

Снятие напряжения.

Получение нового игрового опыта.

Игра: «Поймай звук, слог».

3 мин.

Развивать у детей фонематические процессы.

Объяснение предстоящего задания: «Чтобы правильно произносить звуки, их надо хорошо слышать».

Логопед показывает карточку – действие объекта. Совместно с детьми обговаривает движения, которые будут выполнять, когда услышат звук [c], звук [ш].

Воспитанники слушают слоги и слова, которые через экран произносятся и услышав звук [c], выполняют одно определенное движение «хлопают в ладоши», а услышав звук [ш], выполняют другое движение «топают ногами».

Приемы активизации слуховой и мыслительной деятельности детей.

Запоминание и выполнение определенных действий. Использование экрана, чтобы воспитанники активизировали слух, а не ориентировались на зрительный образ звука.

Дети поупражнялись в различении на слух смешиваемых в речи звуков.

Игра: «Повторялка-объяснялка».

3 мин.

Способствовать умению дифференцировать звуки [c]-[ш] в словах, развитию словаря воспитанников.

Объяснение. Направление речевой деятельности.

Дети произносят за логопедом пары слов, четко произнося звуки [c]-[ш] и объясняют значение слов. Например: миска-мишка.

Миска – это такая посуда, а мишка это игрушка или имя мальчика. (варианты ответов на слайдах).  

Приемы активизации речемыслительной деятельности воспитанников.

Отраженное проговаривание пары слов. Если кто-то затрудняется объяснить значение слов, то им предлагаются слайды названных объектов.

Рассказывают друзьям.

Воспитанники поупражнялись в объяснении слов, дифференциации звуков [c]-[ш] в словах.

Динамическая пауза

«Танцевалка-повторялка».

1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Проведение танцевальной композиции под музыку.

Участвуют в выполнении танцевальных движений.

Показ танцевальных движений на слайде.

У воспитанников снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый игровой опыт.

Игра «Раз, два, три, картинку с заданным звуком найди».

3 мин.

Дифференциация звуков в словах – названиях объектов на картинке. Развитие фонематических процессов.

Объяснение, показ способа действий.

Воспитанники слушают и запоминают задание. Выбирают из лежащих на столе картинки со звуком [c] или [ш] (каждому логопед говорит индивидуально, картинки с каким звуком и в каком положении: начало, середина, конец слова, ему нужно выбрать).

Постановка индивидуальной задачи для каждого ребенка.

Рассказывают друзьям.

Воспитанники дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах – названиях объектах на картинках, определили местонахождение этих звуков в слове (начало, середина, конец), отобрали картинки для дальнейшей работы.

Игра «Составь предложение с предлогом».

4 мин.

Дифференциация звуков [c]-[ш] в словах. Закрепление употребления в речи предлогов с опорой на схему.

Объяснение, индивидуальная работа.

Дети придумывают со своим словом – названием изображенного на картинке объекта предложение с предлогом, представленным в виде схемы и «усаживают» на ладошку.

Использование жестов – символов (усаживаем) короткое слово (предлог) на ладошку). Использование наглядного изображения предлога.

Рассказывают и показывают друзьям.

Воспитанники дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах, поупражнялись в составлении предложений с предлогом, с опорой на схему.

  1. Рефлексивный этап.

Рефлексия.

1 мин.

Организация обратной связи.

Обобщение полученного опыта.

Подведение итогов НОД. Похвала и поощрения детей.

Высказывают мнение по поводу выполненных заданий.

Беседа.

Обсуждение.

Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса.

Самооценка деятельности воспитанниками.

1 мин.

Формирование  элементарных навыков самооценки

Логопед предлагает детям выбрать угощения (сушки) по количеству заработанных фишек.

Предложить детям самим выбрать угощение и посчитать.

Например: 6 фишек, значит возьму 6 сушек, 3 фишки, значит, возьму 3 сушки и т.п..

Выбирают поощрения за деятельность.

Каждый ребенок попробовал оценить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях".

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые

Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"

Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...