Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия ( класс) на тему
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КВИТОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности
по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Учитель-логопед: Горенская Алина Геннадьевна
23 марта 2016 года
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (6-7 лет).
Тема: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях».
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях. Проанализировать положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях, сравнить их. Закрепить зрительный образ звуков [C] – [Ш], используя их графический образ. Развивать фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом с предлогом, изображенном в виде модели.
Коррекционно-развивающие:
Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение. Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать потребность в речевом общении. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы свои и товарищей, применять свои знания в разных условиях. Мотивировать потребность в достижении успехов.
Предполагаемый результат: воспитанники правильно артикулируют звуки [с], [ш] в различных позициях, четко их дифференцируют. Умеют составлять предложения со словами, изображенными в виде модели.
Форма занятия: подгрупповое, индивидуальное.
Вид занятия: практическое.
Тип занятия: занятие контроля и оценки знаний.
Образовательная технология: игровая.
Временной ресурс: 30 мин.
Необходимое техническое оборудование: ТСО: проектор; наглядно-игровое пособие: «Друзья - коллекционеры»: картинки со звуками [C] – [Ш] в различных позициях (начало, середина, конец); модели звуков [C] – [Ш], отражающие их основные характеристики (согласный, место образования преграды [C] – внизу, [Ш] – вверху, глухой, температура воздушной струи [C] – холодная, [Ш] – теплая), карточки объекта (по ТРИЗ), фишки предлогов, зеркала на каждого ребенка.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | |
| ||||||
Психологический настрой – 1 мин. | Установление зрительного, слухового контакта. Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие. Эмоциональная поддержка детей. | Участвуют в приветствии. Проявляют эмоции. | Вводно-организационное слово педагога | Психологическая готовность | |
Мотивация к деятельности. 3 мин. | Заинтересовать детей представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Подготовка детей к предстоящей деятельности: развитие зрительного и фонематического восприятия. | Разбирают картинки игровым персонажам (одни картинки начинаются со звука[c], другие картинки начинаются со звука [ш]. Отвечают на вопросы. | Сюрпризный момент. ТСО с привлечением игровых персонажей: к нам в гости пришли друзья – коллекционеры: они собирают различные картинки, в названиях которых есть те же звуки, с которых начинаются их имена. Но картинки перепутались, когда они добирались к нам в детский сад и друзья забыли, как правильно произносятся их звуки. Поэтому они просят вас помочь им: найти их звуки и научить их правильно произносить. А если вы им поможете, выполните правильно и быстро все задания, то в конце победителя ждет сюрприз, а за правильный ответ вы будете получать фишку, у кого в конце заданий будет больше всех фишек, тот и победил. Знакомство с друзьями: если вы правильно разберете картинки, вы узнаете, с каких звуков начинаются их имена «Саня и Шурик». | Стремление участвовать в игре. Внутренняя мотивация на деятельность. | |
| ||||||
Обобщение имеющихся представлений. 3 мин. | Вызвать у детей интерес, желание помочь сверстнику, побудить к предстоящей деятельности. | Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «Как помочь мальчику, над которым смеялся весь класс, когда он рассказывал стихотворение: «Про мышку»». | Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения проблемной ситуации. | Создание проблемной ситуации с использованием ТСО: «Однажды с мальчиком, который живет с нами по соседству, приключился такой случай в школе: он выучил стихотворение и рассказал его, но почему-то над ним стали все смеяться. Он убежал из класса домой и до сих пор не знает, что он смешного сделал. Тогда мы попросили его рассказать выученное им стихотворение нам. И вот как он рассказал нам этот стих: «Про мыску». Мыска сусек насусила. Мыска мисек пригласила. Мыски суски кусать стали, зубы сразу же сломали». | У детей появился интерес, желание помочь мальчику научиться правильно проговаривать и не путать звуки [c]-[ш]. Самим следить за собственным произношением, чтобы не насмешить окружающих, стремиться правильно произносить все слова. | |
Практическая работа. Игра: «Сломанный телевизор» 3 мин. | Закрепить положение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [c]-[ш], закрепить буквенное обозначение звуков. | Объяснение. Подведение воспитанников к разрешению проблемной ситуации. Проблемная ситуация: у телевизора сломался звук и теперь не понятно, какие звуки произносят с экрана. Как можно различить звуки [c]-[ш], если не слышно, как они звучат. | Произносят сначала звук [c] и проговаривают положение органов артикуляции (что делают губы, зубы, язык, где идет воздушная струя, холодная она или теплая, трудится или нет горлышко). Затем по такой схеме разбирают артикуляцию звука [ш]. После этого играют в игру, где логопед беззвучно произносит звуки[c] или [ш], а дети определяют, какой звук произнес логопед и поднимают соответствующую букву. | Игровая деятельность с персонажами. Исследуют собственное положение органов артикуляции при произношении звуков[c] и [ш]. Описывают положение органов артикуляции у себя при произношении заданных звуков. Соотносят свои кинестетические ощущения при произношении звуков и положение органов артикуляции логопеда. | Дети разобрали и закрепили положение органов артикуляции при произношении звуков [c] и [ш] на собственном произношении и соотнесли его с положением органов артикуляции собеседника. | |
Игра: «Узнай звук». 3 мин. | Развивать кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата. Закрепить модель звуков [c]-[ш], отражающую их основные характеристики: положение языка, звонкость-глухость, температура воздушной струи. | Логопед предлагает воспитанникам проанализировать звуковые модели, опираясь на кинестетические ощущения и определить какой звук [c] или [ш] они обозначают. Сравнить их. | Воспитанники рассматривают модели, определяют, какой звук[c] или [ш] они обозначают, опираясь на кинестетические ощущения органов артикуляции. | Наглядность в виде модели. Анализ ощущений положения органов артикуляции. | Воспитанники закрепили схематичное изображение звуков [c]-[ш]. Сравнили положение органов артикуляции, опираясь на кинестетические ощущения. | |
Массаж мимической мускулатуры. 1мин. | Улучшение качеств артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость. | Проведение массажа. | Выполняют массаж. | Игровой момент. | Снятие напряжения. Получение нового игрового опыта. | |
Игра: «Поймай звук, слог». 3 мин. | Развивать у детей фонематические процессы. | Объяснение предстоящего задания: «Чтобы правильно произносить звуки, их надо хорошо слышать». Логопед показывает карточку – действие объекта. Совместно с детьми обговаривает движения, которые будут выполнять, когда услышат звук [c], звук [ш]. | Воспитанники слушают слоги и слова, которые через экран произносятся и услышав звук [c], выполняют одно определенное движение «хлопают в ладоши», а услышав звук [ш], выполняют другое движение «топают ногами». | Приемы активизации слуховой и мыслительной деятельности детей. Запоминание и выполнение определенных действий. Использование экрана, чтобы воспитанники активизировали слух, а не ориентировались на зрительный образ звука. | Дети поупражнялись в различении на слух смешиваемых в речи звуков. | |
Игра: «Повторялка-объяснялка». 3 мин. | Способствовать умению дифференцировать звуки [c]-[ш] в словах, развитию словаря воспитанников. | Объяснение. Направление речевой деятельности. | Дети произносят за логопедом пары слов, четко произнося звуки [c]-[ш] и объясняют значение слов. Например: миска-мишка. Миска – это такая посуда, а мишка это игрушка или имя мальчика. (варианты ответов на слайдах). | Приемы активизации речемыслительной деятельности воспитанников. Отраженное проговаривание пары слов. Если кто-то затрудняется объяснить значение слов, то им предлагаются слайды названных объектов. Рассказывают друзьям. | Воспитанники поупражнялись в объяснении слов, дифференциации звуков [c]-[ш] в словах. | |
Динамическая пауза «Танцевалка-повторялка». 1 мин. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Проведение танцевальной композиции под музыку. | Участвуют в выполнении танцевальных движений. | Показ танцевальных движений на слайде. | У воспитанников снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый игровой опыт. | |
Игра «Раз, два, три, картинку с заданным звуком найди». 3 мин. | Дифференциация звуков в словах – названиях объектов на картинке. Развитие фонематических процессов. | Объяснение, показ способа действий. | Воспитанники слушают и запоминают задание. Выбирают из лежащих на столе картинки со звуком [c] или [ш] (каждому логопед говорит индивидуально, картинки с каким звуком и в каком положении: начало, середина, конец слова, ему нужно выбрать). | Постановка индивидуальной задачи для каждого ребенка. Рассказывают друзьям. | Воспитанники дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах – названиях объектах на картинках, определили местонахождение этих звуков в слове (начало, середина, конец), отобрали картинки для дальнейшей работы. | |
Игра «Составь предложение с предлогом». 4 мин. | Дифференциация звуков [c]-[ш] в словах. Закрепление употребления в речи предлогов с опорой на схему. | Объяснение, индивидуальная работа. | Дети придумывают со своим словом – названием изображенного на картинке объекта предложение с предлогом, представленным в виде схемы и «усаживают» на ладошку. | Использование жестов – символов (усаживаем) короткое слово (предлог) на ладошку). Использование наглядного изображения предлога. Рассказывают и показывают друзьям. | Воспитанники дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах, поупражнялись в составлении предложений с предлогом, с опорой на схему. | |
| ||||||
Рефлексия. 1 мин. | Организация обратной связи. Обобщение полученного опыта. | Подведение итогов НОД. Похвала и поощрения детей. | Высказывают мнение по поводу выполненных заданий. | Беседа. Обсуждение. | Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса. | |
Самооценка деятельности воспитанниками. 1 мин. | Формирование элементарных навыков самооценки | Логопед предлагает детям выбрать угощения (сушки) по количеству заработанных фишек. | Предложить детям самим выбрать угощение и посчитать. Например: 6 фишек, значит возьму 6 сушек, 3 фишки, значит, возьму 3 сушки и т.п.. | Выбирают поощрения за деятельность. | Каждый ребенок попробовал оценить себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях".
Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые
Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"
Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...
Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"
Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель: создать условия для обоб...