Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях".
план-конспект на тему

Татьяна Юрьевна Логишенкова

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по теме:

«Автоматизация звуков З и ЗЬ

в слогах,

словах,  предложениях».

        

        

Цели и задачи:

1.Закрепить умение чётко произносить звуки З, ЗЬ в слогах, словах, предложениях.

2. Закрепить умение различать звуки З, ЗЬ на слух.

3.Развивать мышление, память, внимание, общую моторику.

4. Совершенствовать умение работать по инструкции.

5. Закрепить умение работать с деформированной фразой.

6. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слова.

7. Воспитание интереса к учебной деятельности, к звуковой культуре речи.

8. Развитие монологической и диалогической речи.

9. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

- зеркала;

- мяч;

-карточки для игры «Шифровка» («Лиза», «Зина»);

- карточки с изображением девочек;

- синий и зелёный домики;

- ёлки с игрушками – кружками (на звуки З, ЗЬ);

- фишки для обозначения звуков (зелёные и синие квадраты, красные кружки);

- карточки для игры «Цепочка слов»;

- карточки для звукового анализа слов: кот, кит, лиса;

- фланелеграф;

- маски медведя и лисы;

- Бабушка - загадушка (кукла);

- сундучок;

- призы каждому ребёнку.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам пришла Бабушка-загадушка, чтобы повторить с нами знакомые звуки, загадать загадки. Отгадайте первую её  загадку и вы узнаете какие звуки мы будем повторять.

                       Это что за зверь лесной

        Встал как столбик под сосной

        И стоит среди травы

        Уши больше головы.

-Какой первый звук в слове «заяц»? (З)

- Он гласный или согласный? (согласный).

- Твёрдый или мягкий? (твёрдый).

- Как мы будем  обозначать звук З? (квадратом синего цвета).

-Отгадайте следующую загадку.

                          Что за коняшки

          На всех тельняшки? (зебры).

- Какой первый звук в слове «зебра»? (ЗЬ).

- Какой он согласный или гласный? (согласный).

- Твёрдый или мягкий? (мягкий).

- Квадратом  какого цвета мы будем его обозначать? (зелёного).

  - Сегодня на занятии мы и будем повторять звуки З и ЗЬ в слогах, словах, предложениях.

2.Сравнение артикуляции двух звуков. Работа с зеркалами.

Возьмите зеркала. Произнесите звук З.

- Что делает язычок? (кончик языка упирается в нижние зубки, а боковые края приподнимаем вверх).

- Губы? (в улыбочке).

- Зубы? («заборчиком»).

Произнесите звук ЗЬ.

-Что делает язычок? (кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края поднимаются вверх, спинка язычка чуть-чуть поднята кверху).

-Что делают губы? (улыбаются).

- Зубы? («заборчиком»).

3.Произнесение звуков З, ЗЬ в слогах.

Поиграем в игру «Поймай слог».

Я произношу звуки, а вы их соединяете и произносите получившийся слог.

З, А     (За)

З, Ы   (ЗЫ)

З, О   (ЗО)

З, У   (ЗУ)

З, Э   (ЗЭ)

Игра «Наоборот».

Я называю слоги с твёрдым звуком З, вы должны назвать слог с мягким звуком ЗЬ и наоборот.

ЗА – (ЗЯ)        ЗУ - (ЗЮ)

ЗО – (ЗЁ)                ЗЫ – (ЗИ)

ЗЯ – (ЗА)        ЗЮ -  (ЗУ)

ЗУ – (ЗЮ)                ЗЕ – (ЗЭ)

4.Произнесение звуков З, ЗЬ в словах.

Бабушка – загадушка задаёт следующую задачу. Отгадайте имена девочек, выделив первые звуки из слов.

Карточки:       лиса, иголка, заяц, апельсин ---Лиза    

                        зеркало, индюк, нож, автобус---Зина

- Какой домик подойдёт для Лизы? (синий).

- Почему? (потому что в слове Лиза мы слышим твёрдый  звук З.)

- Какой домик подойдёт для Зины? (зелёный).

-Почему?  (потому что в слове «Зина» мы слышим мягкий звук ЗЬ).

-Скажите  какой праздник люди отмечают в самом конце года? («Новый год».)

Зина и Лиза будут украшать ёлки.

- Лиза будет украшать ёлку игрушками, в названии которых есть звук З, а Зина – игрушками, в названии которых есть звук ЗЬ.

Возьмите по 3 игрушки.

Картинки: Обезьянка,  гвозди,  корзина,  земляника,  зебра,  зеркало,  ваза,  коза,  зонт,  замок,  звезда,  забор.

  Дети по очереди прикрепляют картинки к ёлке.

-Украсили Зина и Лиза ёлки.

-Ксюша, назови все картинки, в названии которых есть твёрдый звук З и стоит он в начале слова. (зонт, замок, звезда, забор).

- Коля, назови                игрушки, в названии которых есть мягкий звук ЗЬ. (обезьяна, корзина, гвозди, земляника, зебра, зеркало.)

- Бабушка – загадушка ещё приготовила для вас задание.

- Моделируем слова. Перед вами квадраты синего и зелёного цвета и красные круги.

Я буду говорить  в какие звуки вы превращаетесь, вы выбираете соответствующую фишку, запоминаете звук и выходите вперёд.

- Ксюша, ты превращаешься в 1-ый звук слова «зеркало».

-Коля, ты -  гласный звук который живёт в слове «рис».

- Женя, ты – первый звук слова «мороз».

- Аня, ты – последний звук слова «рыба».

Назовите те звуки, в которые вы превратились. (ЗЬ, И, М, А).

Кто догадался, какое слово получилось? (ЗИМА).

- А теперь для каждого звука своё задание.

- Для звука ЗЬ – загадка.

           Хвостище, усище, когтище

              А моется всех чище.   (кот).

Садись на своё место, составь звуковую модель слова «кот».

- Для звука  И  – загадка про кита.

              Через море – океан

                  Плывёт чудо – великан. (Кит).

- Садись на своё место, составь звуковую модель слова КИТ».

- Для звука М – игра.

 Слова: трактор, рак, кот, тыква, арбуз.

              портфель, лес, слон, нож, шарф.

              фонтан, носорог, кран.

- Для звука  А – загадка

                  Хвост пушистый,

                  Мех золотистый

                  В лесу живёт

                  В деревне кур крадёт   (лиса)

Ксюша будет выполнять звуковой анализ слова у фланелеграфа.

- Проверяем.

-Молодцы! Все с заданием справились.

Динамическая  пауза.

Скок-поскок, скок-поскок

Зайка прыгнул на пенёк

В барабан он громко бьёт.

В чехарду играть зовёт.

На носочках подтянись.

Ставим лапки на бочок

На носочках скок-поскок.

А теперь в присядку, чтоб не мёрзли лапки.

5. Автоматизация звуков З, ЗЬ на фоне предложения (игра с мячом). Упражнения с деформированной фразой.

   А теперь поиграем в игру «Путаница».

Я произношу слова, а вы попытаетесь из них составить красивое предложение.

 Например: Заяц, морковка, грызть.

 Какое предложение получилось? («Заяц грызёт морковку».)

- коза,  лес,  пастись,  за  (За лесом пасётся коза.)

- стол,  дети,  сидеть,  за  (За столом сидят дети.)

- незабудки, Лиза, дом,  за,  посадить. (За домом Лиза посадила незабудки.)

- пастись, поляна,  на,  козлёнок. (На поляне пасётся козлёнок.)

- идти, Зоя, под, зонт. (Зоя идёт под зонтом.)

- зайка,  куст, вылезать,  из - за. (Зайка вылез из-за куста.)

- Лиза,  красивый, у, зонт. (У Лизы красивый зонт.)

- Зоя, бант, у, зелёный. (У Зои зелёный бант.)

- Зоя,  беседка, выглянуть,  из - за. (Зоя выглянула из-за беседки.)

6. Итог.

- Что понравилось на занятии?

- Какое задание было самое трудное?

- Оценки в виде призов.

        

Конспект

открытого логопедического подгруппового

занятия по теме:

«Дифференциация звуков  С и Ш в

слогах, словах, предложениях,

связном  тексте».

        

        Подготовила и провела

        Учитель-логопед

         МОУ «НШ-ДС №9»

         Логишёнкова Т. Ю

        Г. Пикалёво

2008 г.

        

        

Цели:

1. Научить различать звуки  С,  Ш в изолированном положении, слогах, словах, предложениях.

2.Закрепить правильное произношение этих звуков.

3. Развитие монологической и диалогической речи.

4. Развитие познавательных процессов.

5. Развитие слухового внимания, памяти.

6. воспитание интереса к учебной деятельности.

7. Воспитание интереса к звуковой культуре речи.

8. Обогащение словарного запаса.

9. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

- кукла Маша, лягушка, мышка, собака (игрушки);

- мешочек с подарками: игрушки (лиса,  носорог,  самовар,  собачка,  груша,  мышка,  шишка,  кошелёк,  неваляшка);

- наборное полотно;

- мяч;

- фланелеграф;

- карточки из игры «Чего не хватает?»

- сюжетные картинки из сказки «Маша и медведь»;

- лепестки с изображением символов для звуков С и Ш;

- зеркала.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Посмотрите, что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Стол на четверых накрыт.

Маша за столом сидит.

На столе том угощенье,

Есть и чай там, и варенье.

Гости к Машеньке спешат.

Поздравлять её хотят.

Ребята, какой праздник сегодня у Маши?  (У Маши день рождения.)

Посмотрите, какая она сегодня нарядная, красивая. Машенька ждёт гостей. А кто они, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадку.

2. Сравнение артикуляции 2-ух звуков.

Летом в болоте вы её найдёте

Зелёная квакушка

Кто это? (лягушка).

- Давайте посмотрим. (из - за ширмы достаётся лягушка).

 Здравствуй, Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! (протягивает цветок).

- Подумайте, что ответила Маша? (спасибо, лягушка).

- Что подарила лягушка Маше? (Лягушка подарила Маше цветок.)

Посмотрите на этот цветок. Он непростой. Лепестки у него

Красного и синего цвета. Переверните лепесток синего цвета. Песенку чего мы услышим, посмотрев на эту картинку? (песенку водички).

Возьмите зеркала, произнесите звук С.

- В каком положении губы? (в улыбочке).

- В каком положении зубы? (заборчиком).

- А язык вверху или внизу? (внизу).

  Переверните лепесток красного цвета.

- Песенку кого мы услышим, посмотрев на эту картинку? (песенку гуся).

Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ш.

- В каком положении губы? («хоботочком»).

- В каком положении зубы? («заборчиком»).

- А язык вверху или внизу? (вверху).

Ребята, как вы думаете, какой звук сейчас хочет произнести лягушка? (С).

Почему? (язычок внизу).

- А сейчас? (Ш).

- Почему? (язычок вверху).

Молодцы! Мне понравилось как вы научились различать звуки С и Ш – говорит лягушка и садится за стол.

 3. Работа на фоне слога, слова.

Кого же ещё пригласила Машенька? Отгадайте.

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки.

- Почему вы решили, что это мышка?

- посмотрим…(достаётся мышка)

-«Здравствуйте, Маша! Поздравляю тебя с днём рождения»- говорит мышка.

Мышка принесла в подарок Машеньке вот такой красивый мяч, с которым можно поиграть в интересные игры.

Давайте с вами встанем и поиграем в игру, которая называется «Наоборот».

Я бросаю вам мяч, называю слог –СА-, вы заменяете звук С на звук –Ш-, получается – ША-  и бросаете мне мяч обратно. Например: СА-ША.

СА   (ША)

СО   (ШО)

СУ   (ШУ)

А теперь задание посложнее. Я называю слова, а вы заменяете звук С на звук Ш и бросаете мне мяч обратно. Например: .маска – Машка

каска-(кашка)

мишка-(миска)

мыс-(мышь)

усы-(уши)

сутки-(шутки)

крыша-(крыса)

касса-(каша)

басня-(башня)

Мышке понравилось, как вы играете.(садится за стол)

Кто-то ещё спешит к Маше в гости. Отгадайте кто это?

С  хозяйкой дружит

Дом сторожит

Живёт под крылечком

Хвост колечком

(Собака)

Правильно, ещё к Маше пришла собачка. Зовут её Шарик.

Подумайте, что сказала собачка Маше?

(- Здравствуй, Маша, поздравляю тебя с днём рождения).

С собой Шарик принёс подарки. Какие подарки, хотите узнать?

  Сейчас каждый из вас по очереди будет доставать из мешочка по 3 предмета и ставить их на 2 полочки: на 1-ю полочку – предметы со звуком С, на вторую – предметы со звуком Ш.

  Например, в слове «самовар» я слышу звук С. И ставите на верхнюю полочку.

  Слова (игрушки): слон, лиса, самовар, собака, мышка, мишка, кошелёк, неваляшка.

  Ещё раз посмотрите на эти предметы. Запомните их.

- Какие предметы вы запомнили со звуком Ш?

- Какие предметы вы запомнили со звуком С?

- Много слов запомнили, молодцы!

4. Работа на фоне предложения.

Подарили гости Машеньке много подарков. Но маша тоже придумала для гостей игру – «чистоговорки –небылицы».

Повторение за логопедом.. (по 1 чистоговорке).

са-са-са – на луне сидит лиса

уш-уш-уш – слон с лисою съели душ

лон-лон-лон -  на лопате едет слон

уша-уша-уша – на слона упала груша

аф-аф-аф – к Сане в гости едет шкаф

ыш-ыш-ыш – на окошке дремлет мышь

ос-ос-ос – кот забрался в пылесос

ост-ост-ост – у собаки красный хвост.

   Динамическая пауза (под музыку «Танцуем сидя».

  Машенька придумала ещё одну игру для гостей, которая называется:»Чего не хватает?».

 Я показываю картинку, а вы говорите полным предложением, чего не хватает.

  Например: «У кастрюли не хватает ручки».

У стула не хватает спинки.

У часов…стрелки.

У самолёта…крыла.

У стола…ножки.

У коровы…рогов.

У петушка…гребешка.

У дома…окон.

   Понравились вам Машенькины игры?

5. Работа над сказкой.

Машенька готовилась ко дню рождения, чтобы гости не скучали. Она приготовила для нас сказку. Но по дороге сюда случилась беда. Все странички из её книжки разлетелись. Давайте поможем Машеньке расставить их по порядку.

- В сказке этой девочку зовут также,  как нашу именинницу. Эта девочка забрела далеко в лес, заблудилась и увидела избушку. Если вы вспомните кто жил в этой избушке, то отгадаете сказку.

- Как называется сказка? (Маша и медведь).

Ребята, попробуйте сейчас все вместе, сообща расставить картинки в правильном порядке .Даю вам 1 минуту. (Дети работают у фланелеграфа).

- Сейчас мы будем озвучивать каждую картинку.

-Кто хочет быть Машенькой?

-Кто медведем? (надеваются маски).

   По первым картинкам будет рассказывать Настя.

   По 3 и 4 картинкам будут рассказывать Рита  и Серёжа.

- Какой медведь в сказке? (грубый, доверчивый).

 А Машенька? (ласковая, хитренькая).

- Каким голосом должен говорить медведь? А Маша?

(Далее дети рассказывают сказку).

6. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать? (С и Ш).

- Кто пришёл к Маше в гости? (лягушка, мышка, собачка).

- Что понравилось на занятии?

 Вы хорошо занимались. Машенька угощает вас гостинцами. Занятие закончено.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Лексическая тема: «Школьные принадлежности»

Конспект занятия в подготовительной группеЛексическая тема: «Школьные принадлежности» с использованием иллюстрированных чистоговорок для автоматизации поставленных звуков Задачи:...

Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) Тема: « Автоматизация звука Р в словах, предложениях»

Конспект занятия   в  подготовительной группе  (ОНР) Тема: « Автоматизация звука Р  в словах, предложениях»...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...

Конспект ноод индивидуально – подгруппового занятия в старшей группе по теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах» с использованием презентации

Конспект ноодиндивидуально – подгруппового занятия в старшей группепо теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах»с использованием презентации...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...