Консультация для родителей "Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…"
консультация на тему

Шевчук Людмила Викторовна

     Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия  в преодолении имеющихся проблем, принять  обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_vas_trevozhit_razvitie_vashego_rebyonka.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…

    В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребёнка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребёнка с отклоняющимся развитием в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребёнка, влияющие на его судьбу, и сделать выбор иногда нелёгкий для родительского самолюбия. Особенно мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребёнок «станет как они», «научится» у них неправильному поведению или речи, будет ещё больше отставать в развитии.

    На практике часто встречаются  две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребёнка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чём затрудняется, подгоняют ребёнка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его, таким образом, на собственной не успешности и программируя его дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребёнок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между  возможностями вашего ребёнка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам - только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребёнку.

    Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребёнка?

1. Ребёнок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжёлые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах). 

2.Ребёнок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.). 

3.В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние. 

4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас. 

5. У ребёнка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения. 

6. Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления). 

7. Не способен  следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается). 

8. Импульсивен (сначала делает, потом думает). 

9. Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности. 

10. Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора. 

11.Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен. 

12. Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен. 

13.Быстро устаёт и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его. 

14. Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему. 

15. У ребёнка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным. 

     Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.

        Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребёнка?

     В психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.) смогут оценить особенности развития ребёнка и его возможности в обучении.

        Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?

     Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребёнка: его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения, все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.

     Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения - где и как обучать и воспитывать своего ребёнка.

     Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребёнка и о предлагаемом пути обучения.

     Не стесняйтесь задавать вопросы - в результате консультации не должно остаться «тёмных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.

- Какие особенности ребёнка свидетельствуют о диагностированном варианте развития? 

- Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием? 

- Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?

- Какова перспектива развития и обучения ребёнка, какой объём знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения? 

- Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребёнок? 

- Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение? 

- Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом? 

  Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребёнка.

   Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе - если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребёнком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим  у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться  вам ещё ни один раз.

      Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка просто не бывает.

      В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления  мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять  интереса к чтению рассказов и сказок, к играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

      С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость  и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях. «На  перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

     Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

    К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение вести себя, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое, и зрительное  внимание у них ограниченно, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идёт более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

    Всё это создаёт предпосылки для  возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

    Переживающий свои  неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены - и  обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу - как только будут выявлены.

     С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

     Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное, неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом  уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните - попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

     Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

     Конечно, от специалистов зависит  многое. Но от вас - ещё больше.

     Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.

     Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия  в преодолении имеющихся проблем, принять  обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Учитель-дефектолог МБДОУ «Д/с № 40» Шевчук Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о вреде некоторых детских телепередач для вашего ребёнка

О влиянии  видеофильмов и телепередач на формирование психики ребёнка....

ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ

ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ(собран...

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребёнка

Памятка для родителей Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребёнка...

Практические советы для родителей: "Если вас тревожит развитие Вашего ребёнка..."

Только родители могут дать своему ребёнку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребёнка. Но их...

Консультация для родителей "Зачем-вашему-ребёнку-нужна-музыка"

Консультация для родителей: Зачем вашему ребёнку нужна музыка?Уважаемые родители, вы наверно не раз задавались вопросами: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем...