Как помочь ребенку стать успешным в школе
консультация на тему

Мокрова Ирина Михайловна

Не у каждого ребенка процесс обучения вызывает интересс и бывает успешным. Как помочь ребенку в этой ситуации? Огромную роль в привлечение внимания к обучению играют родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_stat_uspeshnym_v_shkole.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку стать успешным в учебе

Мокрова И.М. учитель химии ГБОУ гимназия № 622.

В наше время без помощи родителей хорошего результата в учебе достичь трудно. Когда у ребенка появляются серьезные проблемы с успеваемостью, родителей приглашают в школу. Позиция некоторых мам и пап ставит в тупик. Приходится слышать: "Я много работаю, мне некогда следить за его учебой" или "Ну не буду же я вместо него делать уроки". А бывает, что родители начинают в присутствии педагогов отчитывать своего ребенка. Или просто говорят: "Я не знаю, что мне с ним делать". Так и хочется спросить: "Позвольте, разве это не ваш ребенок?"

Кто-то из родителей может возразить: "Давайте каждый будет заниматься своим делом. Мы же не зовем учителей помогать нам дома готовить ужин или работать за нас на работе". Но ведь никто и не говорит, что родители должны вместо учителя учить ребенка чтению, письму или решению задач. Их помощь должна заключаться совсем не в этом.

Воспитываем примером

Начнем с того, что дети усваивают ценности и установки, принятые в семье, в т. ч. отношение к учебе. Сегодня многие родители озадачены тем, как приучить ребенка читать. Однако часто ли ребенок видит своих родителей читающими книги, особенно качественную художественную или научно-популярную литературу? Читают ли родители ребенку вслух или, как только он научился складывать буквы в слова, предоставляют ему возможность приобщаться к книгам самому? В раннем детском возрасте ребенок еще технически не способен прочесть ничего интереснее "Репки", а ему уже пора пережить интересные приключения вместе с героями Носова и Драгунского. Только открыв ребенку и разделив с ним ни с чем не сравнимую прелесть чтения, этого универсального рецепта от скуки, можно привить ему любовь к книгам.

Часто родителей возмущает, что ребенок ничем не интересуется. А чем они интересуются сами? Могут ли они показать пример увлеченности, заразить своими интересами сына или дочь? Воспитатель в детском саду говорит, что у ребенка бедный словарный запас и узкий кругозор. А бывает ли ребенок вместе с родителями на познавательных экскурсиях, в музеях, на выставках? Если не бывает или бывает редко, то плохо. Ведь только так можно развить у ребенка потребность в познании, сделать процесс обучения интересным и тем самым помочь ему учиться.

Мотивируем к учебе

Иногда можно услышать, как родители мотивируют своих детей к учебе: "Учись, чтобы потом зарабатывать много денег" или "Закончишь школу с плохими оценками — пойдешь работать дворником". Но ведь то, что делается по необходимости, а не по внутреннему побуждению, быстро становится скучной обязаловкой, от которой в итоге не будет никакой пользы.

Итак, что же конкретно могут сделать родители для своего ребенка-школьника? В чем должна заключаться их помощь в учебе?

В первую очередь родители должны сделать так, чтобы у ребенка было желание идти в школу. К сожалению, иногда они заранее формируют у малыша негативную установку: "Ничего, скоро кончится твое беззаботное детство", "Вот пойдешь в школу, хлебнешь". Или запугивают: "Не хочешь буквы учить - станешь двоечником". Или критикуют: "Как же ты, такой копуша (неряха, лентяй, балбес), будешь в школе учиться?!". Малыш еще и в школу не начал ходить, а уже усвоил: добра от нее не жди.

Понятно, что все эти слова объясняются стремлением родителей помочь своему ребенку, желанием уберечь его от неудач. Однако так они, к сожалению, могут как раз эти самые неудачи запрограммировать, поскольку порождают у ребенка неуверенность в своих силах и негативные ожидания от школы.

Конечно, не следует обещать малышу золотые горы, но и запугивать его не нужно. Самое лучшее — дать ему понять, что в школе он узнает много нового, что там он встретит новых друзей, а если ему будет трудно, учителя и родители будут рядом и обязательно помогут.

Готовим к школе .

Родители ребенка-дошкольника должны в первую очередь создать условия для развития у него личностных качеств и способностей: восприятия, внимания, мышления, мелкой моторики, — которые необходимы для успешного обучения в первом классе. Помочь в этом могут развивающие игры, рисование, лепка, конструирование, чтение вслух.

Некоторые родители говорят: "У нас не хватает времени на занятия с ребенком!". Однако время при желании всегда можно найти: по пути в детский сад, в очереди к врачу, во время прогулки. Не нужно забывать, что с помощью самых простых игр можно развить у ребенка логическое мышление, словарный запас, память и творческие способности, причем этот процесс может принести обоюдное удовольствие.

Не менее важно, чтобы у ребенка были желание общаться и опыт взаимодействия со сверстниками. От того, сможет ли он ладить с одноклассниками, будет зависеть его эмоциональное состояние, отношение к школе, а значит, и успешность в обучении.

Обычно детям, посещавшим детский сад, легче выстроить отношения с ребятами в школе. А если ребенок не ходил в детский сад? Хорошо, когда у родителей есть возможность путешествовать, посещать родственников, знакомых, общаться с другими семьями, в которых тоже растут дети. Важны также совместные походы в магазин, в кафе, в кино, где ребенок учится себя вести в различных коммуникативных ситуациях...

Вот такой багаж может помочь собрать ребенку в школу каждый любящий родитель. И для этого не нужно ни высшего образования, ни специальных знаний, достаточно желания интересно, весело и с пользой проводить время со своим ребенком.

Учим учиться

Но вот ребенок уже и школьник. Вместе с первыми радостями появились и первые трудности, неудачи, слезы. В начале школьной жизни без помощи мамы и папы ему просто не обойтись. Как и все, что сначала ребенок не умеет делать совсем, затем делает с помощью взрослого и только спустя какое-то время сам, учеба не будет для него проблемой, если научить его правильно учиться. Родители, которые не пожалеют времени и сил в начале пути, потом не будут сетовать на то, что дома каждый день скандал "из-за этих уроков".

"Ты часто рассказываешь о школе родителям?" - такой вопрос психолог задает каждому первокласснику. И часто слышит в ответ: "Вообще не рассказываю" или "Рассказываю, что я сегодня получил" (имеются в виду оценки, наклейки, звездочки и другие знаки отличия). Родители редко спрашивают о том, как прошел школьный день: что было интересного, удивительного, веселого, грустного в классе, с кем ребенок играл. Им, как правило, подавай успехи, а если сегодня их нет? В результате дети привыкают не делиться с родителями своими школьными делами, особенно трудностями, и значит вовремя не получат от них поддержку и помощь.

Часто родители забрасывают своих детей в школьную жизнь, как в воду, — авось выплывет. Сашу, например, с продленки забирают только в шесть вечера, хотя мама не работает. А что, очень удобно: здесь с ним и уроки сделают, и покормят, и погуляют. Ничего, что он в школе с девяти утра, для него это только полезно — быстрее станет самостоятельным...

Маша пришла на урок труда с неподточенными цветными карандашами, а Вера — без клея и ножниц. Учитель, разумеется, недоволен, а у девочек возникает чувство тревоги, страха, ощущение неуспешности, которое в будущем может стать хроническим.

Первоклассник не в состоянии без помощи мамы или папы приготовить все необходимое к урокам, вовремя прийти в школу. И собирать правильно портфель его сначала надо научить, делая это вместе с ним (но не вместо него!). А еще нужно помочь ему организовать рабочее место (письменный стол), подсказать, какой урок лучше сделать сначала, а какой потом, похвалить за старание — иногда авансом.

Помогаем преодолевать трудности

Можно не сомневаться, что ребенок постепенно научится выполнять домашние задания и будет обращаться к родителям только в случае необходимости. Однако надо учитывать, что дети все разные: кто-то станет относиться к учебе ответственно уже во 2-м классе, а кто-то в 9-м. Важно не пропустить то время, когда пора "отпустить руль". Но даже после этого у любого школьника могут возникнуть трудности, для преодоления которых снова потребуется помощь родителей. Довольно часто это происходит в переходные периоды - в 5-м и 10-м классах, когда меняются условия обучения, или тогда, когда у ребенка начинается подростковый кризис с неизбежным ослаблением учебной мотивации и проявлениями духа противоречия. Как помочь ребенку на этих этапах школьной жизни? В первую очередь поддерживать связь со школой, чтобы знать, как организован учебный процесс и какие требования предъявляются к подготовке заданий. Такую информацию можно получить у классного руководителя и на родительских собраниях. Главное — вовремя заметить проблему, например, когда ребенку хронически "не задано", понять, почему появились "двойки" или "тройки", и обратиться к учителям за помощью.

Бывает так, что ребенок в школе часто болеет и пропускает много уроков. Что должны в этом случае сделать родители? Подсказать ребенку, как организовать самостоятельные занятия. Вместе разобрать сложный материал. Проконсультироваться у учителя. Убедить ребенка брать задания у одноклассников и обращаться к ним за помощью. Найти необходимые образовательные интернет-ресурсы, в т. ч. видео-уроки. Узнать, есть ли в школе дополнительные занятия, которые ребенок сможет посещать после выздоровления, чтобы восполнить пробелы в знаниях, — ведь на выпускных экзаменах никто не будет делать скидку на то, что ребенок болел.

Кстати, о подготовке к экзаменам. "С какой стати мама стала проверять мои тетрадки?! Я с первого класса училась без ее помощи!" — возмущается одиннадцатиклассница. Такое бывает довольно часто: родители, пустившие с самого начала образование ребенка на самотек, вдруг спохватываются в выпускном классе. Тревога и страх заставляют их резко усилитьконтроль, ужесточить требования к оценкам. В результате отношения между родителями и ребенком ухудшаются, обстановка в семье становится напряженной. Как же быть?

Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Запугиванием и руганью ребенку не поможешь. А чем можно помочь? Заранее выбрать предметы для сдачи на экзаменах, чтобы было достаточно времени на подготовку. Обеспечить ребенка необходимыми справочными материалами, найти образовательные интернет-ресурсы с экзаменационными заданиями и интерактивными тренажерами. Узнать в школе график занятий по подготовке к экзаменам и убедить ребенка добросовестно их посещать. Обеспечить ребенку полноценное и богатое витаминами питание и спокойную домашнюю обстановку. И наконец, верить в него и вселять ему веру в себя.

Эти советы касаются непосредственно обучения. Однако родители должны вносить свой вклад и в отношения ребенка с учителями и одноклассниками, ведь чем более благоприятными и позитивными они будут, тем легче ребенку будет учиться.

Конечно, идеальных школ и идеальных учителей не бывает. Но родители ни в коем случае не должны при ребенке их резко критиковать или ругать. Поступая так, они зарождают в ребенке негативизм и недоверие, отнюдь не помогающие ему в учебе. Лучше не пожалеть времени, прийти в школу и спокойно обсудить возникшие проблемы с учителем или, при необходимости, с администрацией.

А если конфликт возник среди детей? Кто в этом случае, как не родители, должны показать им пример цивилизованного поведения и совместно с педагогами его разумно разрешить? Как правило, в каждом классе находятся родители, которые помогают классному руководителю организовать для ребят интересный досуг: экскурсии, походы в кино и театр, соревнования, праздники. Это очень хорошо. Благоприятные межличностные отношения в классе положительно влияют на учебу, поскольку в атмосфере взаимного уважения учиться гораздо легче.

Итак, успешность детей в школе во многом зависит от родителей — их личной заинтересованности и готовности помочь в трудной ситуации. Помощь необходима на всех этапах обучения: и в начальной школе, когда, собственно, надо "дать старт" на долгий школьный путь, и когда ребенок сталкивается с проблемами в средней школе, и, конечно, в старших классах перед выпускными экзаменами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку стать успешным?

Данный материал я использовала при проведении классного часа "Как помочь ребенку быть успешным?" в 6 классе. Беседа с родителями, построенная на этом материале заинтересовала родителей. После обсужден...

Буклет "Как помочь ребенку стать успешным?"

Данный буклет стал вспомогательным материалом при проведении родительского собрания....

Как помочь ребенку стать успешным.

Рекомендации для родительского собрания....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку стать успешным в обучении".

Простые правила, которыми может руководствоваться в воспитании любой родитель....

Как помочь ребенку стать успешным? Советы психолога

Как помочь ребенку  стать успешным? Советы психолога...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать успешным"

Материал для родительского собрания по данной теме...