HOMO «STUDIOSUS»
статья на тему

Кононенко Светлана Равильевна

Выполнение домашних заданий позволяют ученику закрепить полученные знания, применить эти знания на практике. В действительности же выполнение домашнего задания превращается, порой, в элементарное списывание с электронного ресурса, которыми кишит всемирная паутина. Как к этой проблеме относятся учителя, ученики и их родители вы узнаете в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.72 КБ

Предварительный просмотр:

HOMO «STUDIOSUS»

Как бы медленно не росло благосостояние народа, но интернет есть почти в каждой семье. Всемирная паутина добралась до самых отдаленных участков нашей огромной страны.  В настоящее время без него не обходиться ни одно учреждение, что уж говорить о школе. У современных учеников вы не найдете в школьном рюкзаке дневника. Бумажный дневник заменил электронный. Не страшно, что ребенок не записал домашнее задание, об этом позаботился учитель. Родителям стоит только открыть электронный дневник. Тут уж не отвертишься, приходиться выполнять. Любой родитель скажет, что это хорошо. Выполнение домашних заданий позволяет ученику закрепить полученные знания, применить эти знания на практике и т.д. Но в действительности, выполнение домашнего задания превращается, порой, в элементарное списывание с электронного ресурса которыми кишит всемирная паутина. Интернет позволяет современному ученику обойти учебные затруднения, выдать чужой ответ за собственный. Какими психологическими рисками (возможными неблагоприятными последствиями) чревата эта проблема? Какая доля учащихся использует помощь интернет - ресурсов в выполнении домашнего задания? Как к этой проблеме относятся ученики, учителя, родители?

В рамках подготовки к олимпиаде по психологии  группа учащихся девятого класса, под моим руководством, провела анонимный опрос среди учеников восьмых и девятых классов нашей гимназии по данной проблеме. Нас интересовало мнение  ребят: насколько они сами считают это проблемой, как, по их мнению, относятся к этому их родители, учителя. Результаты нас немного удивили. Оказалось, что чем старше ученик, тем чаще, выполняя домашнее задание он обращается к Интернет – ресурсам. Большинство родителей, по мнению  ребят, не видят проблемы в том, что их ребенок скачивает домашнюю работу с интернета. 52% учащихся 8-х классов все же тревожатся о том, что подумает учитель о нем, если обнаружит, что работа скачана с интернета. В 9-х классах это тревожит только 20% учащихся. 30,4% учителей, работающих в 8-х классах,  озабочены этой проблемой, тогда как 92% преподавателей 9-х классов  проблемы в этом не видят. 30% родителей учащихся 8-х классов не хотят, чтобы их дети пользовались помощью Интернет-ресурсов при выполнении домашнего задания, а больше думали своей головой. Родителей учащихся 9-х классов, по мнению ребят, это не заботит вовсе.

Домашнее задание является видом самостоятельной работы ученика и приносит определенную пользу, так, как давно известно, что знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью. Но здесь идет речь не о знаниях, а об элементарном переписывании информации.  Мыслительная деятельность заканчивается после того, как ученик нашел то, что искал. И так как эта проблема касается, прежде всего, самих учащихся, мы решили узнать их мнение и попросили назвать возможные способы противодействия, которые могли бы работать в школе. Ниже приводятся ответы учеников:

- Родители хотят помочь, но решить такие задания, какие нам задают, не могут. Можно не скачивать с интернета, но тогда будет «2». Задания должны даваться адекватные.

- Просто не нужно скачивать и тогда не будет проблем.

- Если списываешь с интернета, то хотя бы меняй слова, фразы, выражения незнакомых людей, написавших эту «инфу» своими словами.

- Учителю надо проводить больше дополнительных занятий, заинтересовать в получении информации, а если учителю это не нужно, то проблему никак не решить.

- Ограничить доступ в интернет.

- Попытаться все сделать самому, а если использовать интернет, то переписать хотя бы своей рукой.

- Учителю надо давать такую тему, которой в интернете нет ответа. В данное время самое простое – это скачать в интернете. Других ресурсов сегодня почти нет. Будет обидно трудиться самому, а кто-то возьмет с интернета.

- Учителю надо объяснять ученикам задание очень подробно, тогда им и не придется обращаться к интернету.

Судя по ответам ребят, большинство рекомендаций были адресованы учителям.

 Главным показателем нормального развития ребенка является способность быстро приспособиться к окружающей среде и меняющимся условиям. Если педагога не интересует качество выполнения домашнего задания, ученик не будет прилагать усилия, а пойдет легким путем. Интернет-ресурсы – огромный кладезь знаний, не пользоваться им, значит тормозить прогресс.

По нашему мнению, задачей взрослых является не ограждать ребенка от Интернета, а обучать его  работать с  информацией: выделять главное, существенное. Не быть передатчиком чужих знаний, а иметь собственное мнение. Поощрять не только эрудицию, но и творчество. Самостоятельная работа ученика должна быть не рутиной, а поиском нового знания. Должна не обременять, а мотивировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский проект летней творческой школы "Homo creativus"

Проект летней творческой школы "Homo creativus" -это заявка на городской грантовый конкурс проектов в сфере художественного образования и культурно-досуговой деятельности для учреждений культуры г. Ке...

Спасение Homo sapiens при пожаре

СпасениеHomo sapiens при пожаре...

презентация в формате pdf Особенности вида Homo sapiens

в этой презентации содержаться иллюстрации из доклада Станислава Владимировича Дробышевского к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова,который про...

Эссе на тему "Педагог - Homo informatikus"

Эссе для конкурса «Педагог года ЮЗАО - 2013»...

Трансляция опыта и апробация своей методической системы "От Homo faber к Homo moralis, или духовно-нравственное воспитание как важнейшая цель иноязычного образования"

Данная публикация заострает внимание на безграничном воспитательном потенциале урока иностранного языка. Духовно-нравственное воспитание ребенка должно не разрывно быть связано с основной целью обучен...