Трансляция опыта и апробация своей методической системы "От Homo faber к Homo moralis, или духовно-нравственное воспитание как важнейшая цель иноязычного образования"
методическая разработка по французскому языку

Будан Анисса Туфиковна

Данная публикация заострает внимание на безграничном воспитательном потенциале урока иностранного языка. Духовно-нравственное воспитание ребенка должно не разрывно быть связано с основной целью обучения иностранному языку по формумированию коомуникаивной компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл translyatsiya_opyta_v_formate_metodicheskiy_masterskoy.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Будан Анисса Туфиковна

Учитель иностранных языков МБОУ

 «ЦО №8 им,. Героя Советского СоюзаЛ.П.Тихмянова»

Трансляция своего педагогического опыты и апробация собственных методических разработок в формате «Методическая мастерская»

От Homo faber к Homo moralis, или духовно-нравственное воспитание как важнейшая цель иноязычного образования

         

 Слайд 1 Вступление

Bonjour, Mesdames et Messieurs, Chers collegues, pour moi c’est un grand honneur d’etre ici. Добрый день, уважаемые члены жюри, меня зовут Будан А.Т., я учитель французского и английского языков, Тульская область, мне очень приятно иметь возможность представить свой педагогический опыт. Welcome to my workshop!

Свое выступление я назвала «От Homo faber к Homo moralis, или духовно-нравственное воспитание как важнейшая цель иноязычного образования». От человека действующего к человеку духовному.

Слайд 2 Проблема

Мы часто говорим о компетенциях языковых, социокультурных, и таким образом низводим язык до уровня инструмента и относимся к нему утилитарно.

А не делаем ли мы шаг назад на эволюционном пути, пытаясь все многообразие мира воспринимать через компетенции, т.е. через ту ловкость, с которой мы пользуемся различными инструментами? Что станет с человеком без инструмента, что остается в плане духовности?

Восточная мудрость гласит: «Для уничтожения народа нет необходимости идти на него войной, достаточно уничтожить его нравственность».

 Слайд 3 Цель образования

Поэтому ФГОС ставит целью образования воспитание человека высоконравственного, творческого и компетентного. Но главная цель иняза по ФГОС – это коммуникативная компетенция (языковая+социокультурная). По мнению же Ефи́ма Изра́илевича Па́ссов, доктора педагогических наук, основоположника коммуникативной методики,  главная цель образования и иноязычного образования – это Homo moralis, человек моральный, духовный, не только компетентный (владеющий навыками), а тот, кто обладает  устойчивыми личностными внутренними ориентирами, управляющими его деятельностью в любой сфере. Овладение культурой, как содержание образования, влияет на становление личности, а в конечном счете, на образовательный уровень общества.

При обучении инязу возникают безграничные воспитательные возможности, если иняз используется, не только как инструмент передачи информации, а как средство приобщения учеников к духовной культуре других народов, и своей, и познания действительности путем иноязычного общения, самопознания.

Слайд 4 Задачи

Воспитательные возможности урока иняза отражаются в: 1) содержании образования, 2) в личности преподавателя, 3) методической системе.

Думаю, вы не станете со мной спорить, если я скажу, что личность преподавателя важна с точки зрения и воспитания, и мотивации учащихся. Для того, чтобы заинтересовать ученика содержанием урока с первых слов, учитель должен уметь рассказывать истории. Ведь еще Цицирон сказал, что Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление.

Слайд 5 Личность учителя

Знаете ли вы, что Франция славится своим кулинарным искусством? А какое самое знаменитое французское лакомство? Конечно, круассаны. Вот и я, размышляя о метафоре к своей методической мастерской, представила свой урок французского языка, как круассан. Что вы представляете, когда слышите это слово? Как хрустит тончащая слоеная корочка, когда мы разламываем полумесяц круассана и протягиваем другу, чтобы поделиться вкусом и настроением.

Вот я и начинают свой урок с интересной истории, то есть технологии сторителлинга, и создания благоприятного психологического климата на уроке. Когда же ребята приходят на урок в понуром настроении я использую психологический прием из позитивной педагогики - аффирмации. Мы стараемся переформулировать проблему, которая их беспокоит, в положительное утверждение. Разделить круассан добра.  Например, la vie est un combat- la vie est une aventure, C’est un echec – c’est une lecon.

Но это только начало. Одним личным примером и хорошим настроением языку на научишь.

Слайд 6 Эдьютейнмент: визуализация и сторителлинг

Жан Жак Руссо говорил, что «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Поэтому я считаю, что учиться должно быть интересно, учение должно приносить удовольствие.

Достичь этого эффекта на своих уроках мне помогает технология эдъютейнмента – это технология приготовления моего круассана, от которой зависит получится ли мое слоеное воздушное тесто.

Чтобы вовлечь учащихся в процесс иноязычного образования, перейти к планированию деятельности учащимися, я стараюсь воздействовать на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. При обучении трем китам языка: фонетике, лексике, грамматике, а также для формирования речевых компетенций я использую комиксы, лексические наглядные таблицы, карточки, диаграммы, стихи, поговорки, скороговорки, песни, мультфильмы, фильмы, которые я нахожу в аутентичных источниках. Таким образом, дети знакомятся с культурой изучаемого языка, французской детской литературой, песней, кинематографом. Урок не заканчивается со звонком, дети, увлекшись той или иной темой, заходят в мое сообщество ВК, где я постоянно пополняю свою библиотеку дидактических материалов. Там они с удовольствием смотрят фильмы, поют песни, пользуются средствами наглядности. И не только мои ученики, но и мои коллеги заходят ко мне на страничку, и мы с ними обмениваемся методическими находками и педагогическими идеями.

Слайд 7. Методы эдьютейнмента. Проблемный метод

Из чего же состоит мой урок-круассан. Не из одной же корочки! Содержание предмета – это слоеное тесто, главный ингредиент. Но готовность слоев зависит от технологии.

Следуя технологии Edutainment я использую игровые методы, проблемно-поисковые, метод творческой деятельности и нетрадиционные формы урока.

Овладение навыками монологической и диалогической речи, аудирования, чтения и письма происходит быстрее при использовании моделирования, различных игр: ролевых, игр-тренингов, настольных, компьютерных . Любой диалог становится имитацией жизненной ситуации, которая действительно может произойти, например, турист заблудился, спрашивает дорогу

Для развития культуры познания, мне кажется, учитель должен сам сформировать привычку излагать материал проблемно, и любую информацию стараться заставить учеников добыть самим. На моих уроках ученики сами находят закономерности, формулируют правила.

Очень хорошим средством достижения метапредметных целей является использования сопоставительного подхода при изучении французского и английского в параллели как для освоения лексико-грамматических явлений, так и овладение речевыми компетенциями. Например, сами приходят к пониманию образования и использования будущего времени Futur Proche через английскую конструкцию, выражающую будущее to be going to do something. Так, начиная с сопоставления строя языка, идет процесс сопоставления мировоззрений различных стран и их выражения в речи. Учащиеся понимают, как тесно переплетаются история и культура французская, английская, русская.

           Слайд 8. Творческие задание – шаг к проектной деятельности

Когда я планирую урок, я всегда думаю о том, как его разнообразить, сделать живым, но и о том, что могут дети создать своими руками. Мои ученики привыкли творчески выражать себя, часто сами предлагают идеи для творческого продукта. Лэпбуки, открытки, постеры, журналы, газеты, выпуски новостей…

Одной из своих находок считаю игру с учениками в звукозаписывающую студию. Мы озвучили отечественный мультик «Машу и Медведь», получивший признание во всем мире, на французский, а потом мультфильм демонстрировали младшим ученикам. При этом с малышами можно вести разговор о добре и зле, хороших и дурных поступках, которые совершают герои мультфильма, тем самым затрагивая проблемы нравственности и морали.

Или, при изучении темы «Книги» ученики в командах переводили русско-народные сказки на английский и создавали иллюстрированные брошюры, которые потом использовались учениками младших классов. Такого рода преемственность поколений не только мотивирует учиться, но и воспитывает в детях бережное отношение к труду и творчеству. Я всегда акцентирую внимание старших на том, как я в дальнейшем активно использую их работы с малышами. Неосознанно реабилитируется чтение, как традиционная форма досуга.

Слайд 8.  Духовность через мультикультурность

Важно, что любое культурное явление, традиции всегда изучается в параллели с отечественным. Только через знание традиций и культуры своего народа, можно постичь всю глубину и мудрость культуры другого народа. Через иноязычное образование мы приходим к воспитанию чувства патриотизма.. Так при чтении Чехова в переводе ребята почувствовали, как тяжело передать стиль автора, и чтобы суметь оценить русскую литературу по достоинству иностранцам нужно изучать русский язык. Русский называют не иначе как языком Чехова и Достоевского. А при знакомстве с поэзией Гийома Аполлинера мы убедились, что перевод не передает в полной мере стиль поэта, и что лучше быть способным читать его в оригинале.

 Слайд 10. Нестандартные формы

Эдьютейнмент предполагает нестандартные формы обучения, выход за рамки традиционной классно-урочной модели. Всегда хорошо проходят квесты, поиск сокровищ по школе, организация виртуальных экскурсий, а также проведение урока вне школы. Например, в формате путешествия в Париж в парковой зоне, где был макет Эйфелевой башни. Экскурсии на языке по тульским достопримечательностям (Ясная поляна, Кремль, Музей самоваров), что безусловно развивает патриотические чувства.

Я не представляю изучение языка без искусства. Знакомство с музыкой, театром, живописью обязательно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Песенные и стихотворные конкурсы, школьные постановки, вернисажи, итоговый праздник знаний вместо контрольной работы, участие в школьных праздниках с привлечением языка развивают коммун. компетенции и культуру эстетического восприятия.

Слайд 11 Оценка успешности

Об успешности применения выбранной мной системы работы можно судить по изменившемуся отношению учащихся к предмету «иностранный язык». Восприятие французского языка как второго иностранного, который был впервые введен в учебном году 2018-2019, за два учебных года изменилось. Если вначале нововведение встретило неприятие как со стороны учащихся, так и со стороны родителей, так как наш центр образования не имеет гуманитарного уклона. То на данный момент на третьем году обучения учащиеся успешно осваивают программу и выражают интерес к стране и культуре Франции.

Увеличилось количество учеников, принимающих участие в различных олимпиадах: Skyeng, Меташкола, British Bulldog, региональная on-line олимпиада школьников, всероссийская олимпиада школьников. Ученики стали активнее участвовать в работе школьного научно-исследовательского общества «Эрудит». Ребята чаще в качестве тем для своих проектных работ выбирают языковые и культурологические аспекты. Например, «История французских духов», «Путешествие по странам Франкофонии» и т. п.

Слайд 12 Заключение

Конечно, достижение результатов в плане нравственного воспитания тяжело измерить эмпирически, однако говоря о воспитании, я вижу, как мои воспитанники растут, меняются, развиваются. Карл Великий говорил: «Parler une autre langue, c’est avoir une autre ame» «Владеть другим языком – значит обладать второй душой». И я уверена, что мои ученики посредством иноязычного образования вырастут не только Homo creatus, Homo faber, но и Homo moralis, которые и в трудную минуты не потеряют лицо, будут действовать, будут созидать, опираясь на внутренний духовный стержень. Именно такие граждане нужны нашей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования

Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.

Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое.            ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)

Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр...