Беседа с родителями «Проблемы и возрастные периоды подростковой наркомании»
консультация ( класс) по теме

Фролова Ирина Ивановна

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._problemy_i_vozrastnye_periody_podrostkovoy_narkomanii.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила классный руководитель 7 «а» класса МБОУ СОШ № 2 п. Клетня Брянской области – Фролова Ирина Ивановна.

Беседа для родителей № 1 «Проблемы и возрастные периоды подростковой наркомании»

(Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»)

Классный руководитель: Уважаемые родители, сегодняшний наш разговор будет серьезным и посвящен он проблеме подростковой наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Нужно публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной, требующей незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим последствиям она должна быть отнесена к категории прямых угроз российской безопасности.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его устоявшаяся личностная позиция по отношению к окружающему миру. Главенствующую роль играет семья.

В первой части сегодняшнего разговора мы постараемся раскрыть отношение к наркотикам в разные возрастные периоды:

Возрастная группа детей 10—12 лет. Ребята этого возраста наркотические вещества употребляют редко. Им пока достаточно курения табака. Это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ (бензин, растворители, клей).

При проведении профилактических бесед с детьми данного возраста необходимо как можно больше проявлять внимание и заботу, стараться быть для них авторитетом. Рассказывая подросткам о вреде курения, о вреде токсических веществ, не следует увлекаться перечислением их видов, способов приготовления и употребления.

Возрастная группа детей 13—14 лет. Этих интересует возможное употребление так называемых «легких» наркотиков. Подростки этой группы уже эпизодически пробовали некоторые виды стимуляторов из любопытства. Информацию получают друг от друга, представление о наркомании как о тяжелой болезни отсутствует. Считают, что наркотики не опасны. Они не видят угрозы физической, психической зависимости. Верят в то, что в любое время смогут отказаться от употребления наркотиков.

Родителям необходимо обратить внимание на некоторые личностные особенности ребят данного возраста: снижение критического отношения к своему поведению, поверхностные рассуждения, примитивность интересов. Беседуя с этой категорией подростков, необходимо постоянно акцентировать внимание на последовательность этапов наркозависимости.

Начальный этап — социальная зависимость от наркотиков. Будучи принятым в группу, подросток обязан следовать ее правилам и принимать наркотик, но вскоре ситуация начинает изменяться: организм приспосабливается к наркотику и наступает зависимость от данного зелья.

В этот момент наряду с социальной начинает формироваться психическая зависимость. Ее основой служит стремление к изменению собственного сознания и получение удовольствия. Используя механизм психической зависимости, наркотик уводит человека из реального мира в мир иллюзий. Постепенно наркоман перестает интересоваться всем, что происходит вокруг него, исчезают интересы, изменяются взгляды. Значимым становится только получение удовольствия.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, к какому наркотику пристрастился подросток. На этом этапе и возникает физическая зависимость, когда расстаться с наркотиком становится все труднее, а потребность организма в его получении возрастает.

Любой наркотик разрушает личность, делает человека безвольным, неспособным учиться и работать, жить счастливо в семье и обществе. И наша главная задача — своим примером и терпением помочь ему научиться любить обычную трезвую жизнь.

Третья возрастная группа 15—17 лет. Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. Часть ребят сменила место учебы, кто-то пошел работать, т. е. изменился жизненный стереотип его поведения. Появились новые, иногда старшие по возрасту друзья, перед которыми для самоутверждения и для врастания в новый коллектив необходимо сделать что-то необычное, чем-то выделиться. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь... По отношению к наркотикам молодежь в этом возрасте можно разделить на сторонников, противников, колеблющихся.

В борьбе за здоровый образ жизни необходимо большее внимание обращать на колеблющихся. Дискуссии и беседы вести в форме диалога и не отходить на стиль «вопрос — ответ». Нужно отметить, что информация, направленная на запугивание, нагнетание страстей, скорее принесет вред, чем пользу. Поэтому необходимо максимально точно и объективно показать степень риска появления зависимости от наркотиков в случае их частого и длительного приема. Уголовно-правовые и социальные вопросы обязательно должны присутствовать при беседах с подростками.

Ваша роль как родителей чрезвычайно велика именно в вопросе предупреждения алкоголизма и пристрастия к наркотикам. Почему? Потому, что раннее предупреждение употребления алкоголя и наркотиков более эффективно — и это очень важно. Детство — это время, когда вы можете доверительно обсуждать с ребенком опасности алкоголя, табака и других веществ, используемых подростками и подготовить его к встрече с ними в будущем (если эта встреча еще не произошла).

Что должны рассказать родители своим детям об алкоголе и наркотиках?

В первую очередь, прежде чем приступить к беседе на подобную тему, вы должны сами быть компетентны в проблемах алкоголизма и наркомании. Не приуменьшайте компетентности вашего тихонького семиклассника или восьмиклассника! Вполне возможно, что от старших ребят он уже не раз слышал о «прелестях» подростковой токсикомании, курения, распития пива или наркомании. Чтобы быть готовым аргументировать свои выводы в беседе с подростками, родители должны сами хорошо владеть современной терминологией в области алкоголизма и наркомании (а может быть, и молодежного сленга). Сложно? Но ведь это необходимо в современной жизни. Вспомните любимую поговорку многих полководцев: «Чтобы победить врага, надо хорошо его знать».

Во-вторых, вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он случится во время отдыха, и вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто «формальное обсуждение». Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ.

Многие из этих представлений могут быть ошибочными, и у вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что:

  • Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.
  • Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они по-настоящему не помогают решить ни одну проблему.
  • Употребление алкоголя или наркотиков - прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение детьми до 14 лет. И ваши дети должны четко осознавать это.
  • Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешными в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.
  • Абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых мы так часто видим на экранах телевизоров, приходят к выводу о необходимости трезвого, здорового образа жизни.

Литература:

  • Правовые классные часы в 7 – 9-х классах / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с. – (Сердце отдаю детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Беседа с родителями по теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

Цель беседы  -  помочь родителям понять значение физиологических и психологических изменений, происходящих в жизни подростка; обратить их внимание на собственное поведение в этот период....

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Беседа с родителями "Первые проблемы подросткового возраста"

Проблемные ситуации, которые можно предложить родителям в качестве тренинга...

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»...