Консультации для родителей
консультация ( класс) по теме

Песоцкая Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения

«Жемчужина»

Консультация для родителей

«Первые рисунки - от каляки-маляки до головоногов».

Подготовила:

Л.Н. Песоцкая,

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными  

возможностями

Когалым, 2014

Первые рисунки - от каляки-маляки до головоногов.

Дали Мурочке тетрадь.
Стала Мура рисовать.
А.Барто

Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их чадо умело хорошо рисовать, а еще лучше, если бы в своих рисунках дети могли выразить себя, свое отношение к миру. Как было бы здорово, если бы наши дети могли рисовать легко и радостно, творить для души, и радоваться своим успехам! И в то же время, многие родители сами рисуют мало и редко, поскольку стесняются того, что и сами они рисуют не намного лучше, чем их дети. У многих, наверное, до сих пор в ушах звучит суровый приговор воспитательницы в садике или учительницы рисования: "Это не годится! Почему так мелко? Это что - дерево?! Делай, как все! Дерево рисуют не так! Посмотри на образец, и быстро сделай точно так же!" Многие родители смутно понимают, что рисование по шаблону, по образцу - не лучший способ развить творческие задатки ребенка. Но ведь малыш так часто просит: "Нарисуй мне домик! И машинку! И дядю!"

Как же быть? Бабушки зачастую в такой ситуации не задумываясь рисуют квадратик, на нем треугольную крышу, и настаивают, что домик рисуют так - и только так. Если мама в ответ на просьбу ребенка нарисовать домик ему ничего не нарисует, то и ребенку скоро наскучит рисование, и он найдет себе другое занятие. Если же мама будет учить, что домик рисуют только так, а елочку - вот так: палочка и веточки вниз, а машину - только так, вот кузов, вот кабина, и два колесика, то эти занятия тоже вряд ли принесут много пользы. Значит, если уж мы рисуем для ребенка картинки, то надо рисовать малышу не один образец для подражания, а несколько: мы ведь можем нарисовать домик с двумя окошками, а можем - с пятью, или крышу нарисовать не треугольную, а в форме трапеции, или добавить балкон, лесенку, крылечко, флюгер на крыше или флажок. Машин тоже можно придумать много, и деревьев, и человечков.

Чаще всего родители дают детям рисовать лет с полутора, и иногда даже покупают малышам специальные пальчиковые краски. Убедившись, что малыш пока предпочитает рисовать по себе, а не по бумаге, или наслаждается процессом отмывания кисточки, многие убирают краски надолго, иногда - до самой школы.

Иногда малышу покупают коробочку дешевой акварели, и он мгновенно перемешивает все краски в одну - грязно-бурую, после чего рисовать отказывается. И неудивительно - получившимся цветом и впрямь трудно нарисовать нечто красивое, а дети очень остро чувствуют красоту.

Предположим все-таки, что вы не спрятали кисти и краски, и готовы попробовать научить малыша рисовать. А вот что дальше делать с малышом, с чего начать, как научить его, и чему стоит учить - этого родители, к сожалению, обычно не знают. Давать ли малышу краски, и если да, то какие? Давать ли ребенку раскрашивать книжки-раскраски?

Какие придумать занятия, чтобы получилось красиво? Вот об этом мы и попробуем немного рассказать. Если найдете, почитайте книги замечательного человека - Елены Макаровой "В начале было детство", "Освободите слона", "Лето на крыше". В этих книжках она подробно рассказывает о том, как творчество просыпается в душе у ребенка, и как построены ее занятия в детской студии для дошкольников, как они лепят и рисуют, какие темы они придумывают.

Все дети в своем развитии повторяют тот же путь, что прошло и все человечество. И точно такая же картина с детскими рисунками. Сначала малыш просто начинает понимать, что некоторые его движения оставляют следы. Сначала - любые следы, на бумаге, на обоях, на снегу - и лишь потом осмысленные и узнаваемые картинки. Без простого каляканья не обойтись - ребенку нужно познакомиться с бумагой и карандашами, с красками и кисточками, но не ждите, что он сразу же нарисует вам собачку или велосипед!

Детям нравится топать по свежему снегу - и потом смотреть на свои следы, или протопать по луже - и разглядывать потом мокрые отпечатки на асфальте. Это очень хорошая и полезная игра, ребенок таким образом исследует мир!

И такой же восторг у многих детей вызывают мелки, карандаши и краски.

Рисовать можно не только дома, но и на улице: ведь кроме мелков для асфальта, есть еще и палочки, которыми можно рисовать по земле или по мокрому песку, а можно выкладывать дорожки и узоры из камушков, палочек и желудей, а можно взять на прогулку бутылку с подкрашенной водичкой - и поливать на дорожку, и рассматривать цветные пятна на снегу или мокрые пятна на сухом асфальте: Рисовать можно и красками, и фломастерами, и карандашами, и восковыми мелками, и даже углем! А можно рисовать еще зеленкой и свекольным соком, ягодами рябины и черноплодки, и другими интересными красками!

Важно знать, что стадии рисунка напрямую связаны с развитием интеллекта и речи. Примерно через месяц после того, как малыш начнет ходить, он начинает активно рисовать. А карандаши и толстые восковые мелки стоит давать с 10-11 месяцев, чтобы ребенок видел, какие получаются следы.

Пока нет фразовой речи, то, как правило, нет и предметного рисунка. А это значит, лет до двух, иногда и до трех, ребенок сам вам вряд ли нарисует нечто осмысленное. В научной литературе эта стадия детского рисунка так и называется - стадия марания или каракули. На этой стадии мы можем наблюдать несколько ступенек: сначала ребенок просто проводит хаотичные линии, причем далеко не всегда попадает карандашом по тому листу бумаги, который вы ему предложили.

На этой стадии можно рисовать на магнитном экране, можно рисовать широкой кистью и гуашевыми красками на стенках в ванной комнате, и потом смывать, можно рисовать восковыми мелками. Фломастеры сначала лучше не давать - они плохо отмываются, и портятся, если слишком сильно давить на них - грифель вдавливается внутрь. Лучше давать широкую кисть - толщиной в палец и даже толще!

И еще одно правило: чем меньше ребенок, тем больше листы - ватман, старые обои, листы А2и А3. Если ребенок облизывает кисточку, рисуйте свекольным и ягодным соком, а также медовой акварелью. И все-таки, старайтесь рисовать не только в ванной, но и на бумаге, и самые удачные рисунки сохраняйте, подписывайте и вешайте на стену. Малыш должен видеть ваше уважительное отношение к его рисункам. Если мама сразу после того, как закончит рисовать, на глазах у малыша скомкает и выкинет все рисунки в ведро, он поймет, что его рисунки никому не нужны.

Вторая ступенька - малыш начинает попадать на лист. При этом можно давать ему широкую кисть и закрашивать вырезанные из бумаги картинки. Например, мама заранее вырезает из плотной бумаги листочки (по размеру - не меньше ладони), и потом вместе с малышом закрашивает листочки красной и желтой краской - если дело происходит осенью, или зеленым - если на дворе весна или лето. Если потом взять эти листочки, на большом листе бумаги нарисовать ствол дерева, и приклеить на ветки ваши листочки, получится отличное дерево!

Третья ступенька - ритмичные каракули, круги и спирали. На этой стадии иногда дети начинают подробно рассказывать, что они нарисовали. Не спорьте с ним, если он видит в беспорядочных каляках поезд с вагончиками или киску, грушу или даже маму. Порадуйтесь - это значит, скоро появятся и первые осмысленные картинки!

На стадии каракулей ребенку очень нравится закрашивать те картинки, которые для него нарисовала мама. Поскольку закрашивать толком он не умеет, то просто замалевывает весь лист, и от маминой картинки ничего не остается. Некоторые мамы на это обижаются. А на самом деле малыши таким образом познают мир: мама строит башню из кубиков, а малыш ее ломает. Мама лепит, малыш разбирает на части - эта стадия очень важна, без нее не обойтись! Пройдет немного времени, и малыш начнет рисовать сам!

Ребенку очень интересно рисовать красками, причем очень важно, какие цвета вы используете. Идеально подходят чистые цвета - акварель желтая, красная и синяя в тюбиках - развести в баночке и дать малышу посмотреть, как смешиваются 2 цвета на мокром листе. Можно лист бумаги для акварели формата А3 смочить губкой, положить на стол, и капать краски на лист, наблюдая, как постепенно растекаются краски по листу, и как при этом смешиваются цвета.

Дети такого возраста не могут сами мыть кисточку и аккуратно набирать краску - это должна делать мама. Используйте две или три кисти, и меняйтесь с ребенком: вы ему моете кисть и набираете краску, а он рисует.

И вот наступает торжественный момент - ребенок начинает рисовать нечто узнаваемое. Эту ступеньку называют стадией головоногов.

Помните, что ребенок рисует не то, как он видит мир, а то, как он этот мир воспринимает. Он рисует самое важное - человечков, машины, домики, солнышко, цветы, кошек и собак, птичек и многое другое. В первую очередь, дети рисуют самого себя, маму, папу.

Ребенок рисует кружок - голову, две палочки - ножки, и заявляет, что это - бабушка. Так и выглядит классический головоног. Одни дети рисуют таких человечков в два года, другие - в три или четыре, но суть одна: голова и ножки. Это - самое главное, и такие рисунки вы увидите у самых разных детей, вне зависимости от того, учили ли их рисовать. Потом к подобным изображениям добавляются глазки, ручки, еще позже - ботинки, шапка, варежки. Не торопитесь учить ребенка рисовать туловище или животик - он сам заметит, когда придет пора, что он не все нарисовал.

Старайтесь как можно меньше критиковать рисунки детей, и избегайте фраз типа "Ты неправильно нарисовал". Он нарисовал так, как умеет, и так, как он понимает. Не беда, что дерево смахивает на расческу, суть он уловил - есть вертикальный ствол, а от ствола в стороны растут ветки. Вы можете с ребенком вместе рассмотреть на прогулке кусты и деревья - может быть, он заметит, что не все ветки прямые, и что от одной ветки растут веточки потоньше. Можете постоять, раскинув руки-ветки, и покачаться, как дерево на ветру. Но не настаивайте на своем решении, ведь ребенок рисует по-своему! Не страшно, если пальцев на детском рисунке человечка на руке не пять, а 7 или 8 - зато он вспомнил, что на руках есть пальцы!

Когда появляются головоноги, то вслед за ними, примерно тогда же, дети начинают рисовать машинки, солнышко, тучи и дождик, потом - домики, деревья, цветы, самолеты и подъемные краны, зайчики и мишки, бабочки и грибочки.

Маленькие дети любят тиражировать свои картинки. Уж если малыш научился рисовать солнышко, то теперь он, вероятно, будет рисовать его на каждом своем рисунке. Он нарисует вам сотню человечков, потом целую кучу цветов, потом великое множество домов и машин, котят и зайчиков.

Если вы хотите, чтобы ребенок научился проводить длинные прямые линии, то научите его рисовать дождик из тучи. Можно учить ребенка топать по дорожкам, можно рисовать солнышко, дорисовывать ниточки к воздушным шарикам, колеса к машине и др. Самые удачные рисунки надо вешать на стенку и всем показывать, дарить бабушкам и друзьям, чтобы ребенок видел, что вам нравится, когда он рисует.

Ребенка 2.5-3 лет можно учить смешивать краски на палитре, например, можно взять гуашь синюю или красную и смешать с белилами, а потом голубым покрасить зимний домик или вазу, а розовым - цветы. Если нет палитры, то для смешивания цветов годятся одноразовые пластиковые или картонные тарелки. Многих детей процесс смешивания красок увлекает куда сильнее, чем само рисование. Это нормально, ребенок изучает свойства красок, не мешайте ему познавать мир!

Малышам нередко нравится мыть кисточку, и смотреть, как при этом меняет цвет вода в банке. Что же, используйте этот интерес, и заморозьте эту подкрашенную воду в морозилке, а потом возьмите цветные ледышки с собой на прогулку, и выкладывайте из них узоры на снегу. Покажите ребенку, что если в стаканчике растворить много красной краски, то вода стане темно-красная, а если краски взять чуть-чуть, то водичка будет розовая.

С детьми старше двух лет хорошо бы рисовать красками не реже раза в неделю, а можно и чаще. Сочетайте рисование с аппликацией, и вы сможете создать немало красивых композиций!

Если ребенок увидит, что маме самой нравится рисовать, то он тоже будет рисовать с удовольствием! Так что не стесняйтесь своего неумения, пробуйте и творите вместе с детьми!

И под конец - несколько практических советов.

  • Купите большой набор гуаши (и проверьте, есть ли там белила!), а также акварель в тюбиках - она гораздо лучше подходит для детского творчества. С коробочкой обычной акварели малышу справиться трудно - краски смешиваются, все цвета пачкаются, и нарисовать что-то красивое не получается. А акварель из тюбика можно растворить в небольшом количестве воды, взяв именно тот цвет, который вам нужен сегодня. (Для разведения акварели прекрасно подходят баночки из-под детского питания и соков). Разведенную акварель можно хранить в банке в холодильнике.
  • Для акварели нужны мягкие объемные кисти - белка, пони, коза.

Для гуаши нужны жесткие кисти из щетины.

Некоторые считают, что кисти из щетины нужны только для клея, но это не так. Кисти из щетины идеально подходят для работы с гуашью.

Помните: чем меньше дети, тем толще кисти и больше листы.

  • Очень хорошо использовать для рисования и аппликации бумагу разной фактуры и разного цвета - шершавую бумагу для акварели, гладкую бумагу для черчения, и др. Можете попробовать рисовать красками по цветной бумаге. Например, если из зеленой бумаги вырезать елочку, а сверху поставить желтые и красные точки, то получится очень нарядная елочка. А если рисовать белой гуашью на темном фоне, то легко нарисовать снеговика, и снежинки.
  • Не надо выставлять на стол больше, чем нужно. Если нам нужна синяя гуашь, то не надо выставлять всю коробку! Дети любят строить из баночек гуаши заборчики и башенки, переставлять баночки, катать их по столу, открывать. Если уж вы хотите порисовать, то не устраивайте лишних соблазнов! Пока вы рисуете, на столе должны быть только нужные вам краски и вода. Потом можно достать клей и ножницы, и вместе с ребенком сделать аппликацию.
  • Когда ребенок рисует, удобно иметь поблизости влажную тряпочку или салфетку, чтобы малыш мог вытереть руки, если ему неприятно ощущение засохшей краски на руках.
  • Хорошо комбинировать рисование и аппликацию, добавлять элементы из природных материалов.

И хотелось бы закончить консультацию словами известного психолога Василия Сухомлинского

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества».



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения

«Жемчужина»

Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники рисования»

Подготовила:

Л.Н. Песоцкая,

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными  

возможностями

Когалым, 2014

Нетрадиционные техники рисования

Опыт работы с детьми показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал: карандаш, фломастер, бумага

Ход работы:

А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!

А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/43%D1%8B%D0%B2%D1%87-300x240.jpg

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

МОНОТИПИЯ

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/9%D1%80%D1%80%D0%B8-%D0%BC-300x240.jpg

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B7%D0%B3-240x300.jpg

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/0-%D0%BA%D0%B5%D1%81-240x300.jpg

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ  

Материал: краска, тарелочки, бумага

Ход работы.

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков.  Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%B5%D0%BD78%D0%B3%D1%80-240x300.jpg

ПЕЧАТКА

Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное.  «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/3%D0%B5%D0%BF34%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%80%D0%B8-300x240.jpg

КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/32%D1%8B-240x300.jpg

РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ

Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Ход работы.

1-ый способ

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

2-ой способ

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/6%D0%B0%D1%81%D0%BC-300x240.jpg

МЯТАЯ БУМАГА

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/3%D0%B55%D0%B5%D0%B8%D1%80-240x300.jpghttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/908%D1%80%D0%BD7-240x300.jpg

ГРАТТАЖ

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы.

Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист.  «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ

Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.

Ход работы.

Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

Ход работы.

В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/32%D1%86%D0%B2%D0%B57-240x300.jpg

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ

Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.

Ход работы.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.

Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/35%D0%BF%D0%BA%D0%B5%D0%B8%D0%B54%D0%B8-240x300.jpg

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

Ход работы.

1-ый способ

Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

2-ой способ

Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Ход работы.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку

2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п.  Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Ход работы.

Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/0-9%D1%88%D0%BE-240x300.jpg

РИСОВАНИЕ СКОТЧЕМ

Материал: Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.

Ход работы.

Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.

РИСОВАНИЕ ТУШЬЮ

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

Ход работы.

1-ый способ

Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.

Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

2-ой способ

На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.

Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

ГЕЛЕВАЯ ГРАФИКА

Материал: Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

Ход работы.

1-ый способ

Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.

2-ой способ

Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Работа такова вида прекрасно смотрятся, когда она оформлена в паспорту.

3-й способ.

Начнём использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелиевыми ручками. У каждого ребенка имеется своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т.д.). Используя такой способ, у детей получаются прекрасные изображения.

ТОНИРОВАНИЕ БУМАГИ

Материал: Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).

Ход работы:

1-ый способ

Масляную краску 2-3 тонов разведите масляным разбавителем до густоты очень жидкой сметаны. Каждый цвет в отдельной посуде, отдельной кисточкой.

В миску или ванночку налейте холодной воды, на нее брызгайте разведенную краску одного цвета. На получившиеся разводы (мраморная пленка) кладите лист бумаги (бумагу держите за отогнутый уголок) и сразу снимайте.

На другие листы можно брызгать сразу 2-3 краски разного цвета. Окрашенную бумагу высушите на газете и положите под пресс. Бумага, выкрашенная таким способом, напоминает разводы мрамора.

2-ой способ

Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.

ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕ

Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.

Ход работы:

1-ый способ

Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля, друг от друга.

Можно использовать побольше разных красок.

Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение, прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.

2-ой способ

На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким либо тяжелым предметом.  Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%B5%D0%B555-300x240.jpg

ВОЛШЕБСТВО БУМАГИ

Материал: Туалетная бумага, альбомная бумага, ванночки, краска, кисти.

Ход работы:

Разлить краску по ванночкам, разбавить водой.

Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок.

Чтобы сделать цветы, сложите полоски 4-6 квадратиков пополам и еще раз пополам. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода.

Чтобы сделать листья, согните полоски бумаги из 2-х квадратов пополам, и свернуть в трубочку. Также покрасить и отжать как цветы.

Положить цветы и листья на блюдо, покрыть калькой и просушить в духовке 10 минут.

Готовые цветы размещают и приклеивают на бумагу. Можно добавить вазу, веточке или другие детали, по вашему желанию.

Использованная литература.

  1. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961.
  2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. - М.: «Экзамен», 2006.
  3. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения

«Жемчужина»

Консультация для родителей на тему

«Родителям о биокерамике – тестопластике»

Подготовила:

Л.Н. Песоцкая

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными

возможностями

Когалым 2014г.

«Родителям о биокерамике – тестопластике»

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.

  • Цели и задачи: совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами; развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, в её бесконечном многообразии, развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей. овладение
  • элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.
  • формирование творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование чувства цвета;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • воспитание организованности, аккуратности.
  • Умения начатое дело доводить до конца.
  • Формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами
  • аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища.
  • интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности
  • формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.
  • формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

Преимущества соленого теста:

1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2. Легко отмывается и не оставляет следов;

3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.

8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

В своей работе я так же замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное — не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получались хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.

Нередко бывает, что основным элементом изделия является толстая лепешка большого размера.

Здесь могут возникнуть две проблемы.

Первая: изделие получается очень тяжелым и плохо пропекается внутри.

Вторая: большую поверхность трудно сделать идеально ровной. Справиться с этими проблемами позволит простой прием. Необходимо взять фольгу, смять её в комок и заложить вовнутрь большого колобка теста, немного покатать в руках и сплющить, получив лепёшку нужной толщины.

В некоторых случаях лепку фигуры следует начинать с отдельных деталей, так как их необходимо предварительно подсушить и лишь, потом приступать к работе над основной частью изделия.

Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка (шарика) и колбаски. Начните лепку с изготовления нескольких шариков и колбасок. Если вы хотите получить элементы — лепешки и ленточки, рюшечки и жгутики, цветочки и листочки одинаковой величины, то и заготовки для них должны быть одинаковыми по размеру.

  1. Из колобка всегда можно расплющить или раскатать лепешку, а из колбаски — ленточку.
  2. Из лепёшек легко скрутить кулёчки, сделать мелкие детали или набрать орнамент.
  3. Ленточка красиво собирается в рюшечку или скручивается в спираль.
  4. Более сложные элементы – фигурки, лучше вырезать из раскатанного теста с помощью кондитерских формочек или обыкновенного ножичка.
  5. Если необходимо вырезать несколько одинаковых деталей сложной формы, сделайте шаблон из картона, тонкого пластика, клеёнки.

Создание фактурных поверхностей

При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

Для создания фактуры поверхности элемента композиции стоит лишь поколоть тесто иголкой, провести по нему портновским или кондитерским колесиком, покатать колечком, подавить расческой или насадками для кулинарного шприца и т. д. Такие нехитрые приемы помогут украсить ваши изделия. Например, колпачок от фломастера одной стороной выдавит на вашем изделии кружочки, а другой — прекрасные снежинки. А пуговицы? Выберите из них самые рельефные и начинайте фантазировать. Различные методы нанесения рисунка можно комбинировать между собой самыми разнообразными способами. Для создания шероховатой поверхности, меха, причёски и многого другого вам помогут не очень мелкое ситечко и чесноковыжималка.

Соединение и сушка деталей

Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, можно использовать зубочистки, можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины.

При работе с небольшими элементами смачиваем влажной кисточкой места соприкосновения деталей. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.

Для прикрепления основы из ткани и рамки, а также изделий к основе используем клей ПВА.

Способов сушки и запекания изделий существует несколько.

Сушка на воздухе – на это уходит больше времени, в помещении должно быть сухо и тепло.

Сушка и запекание в электрической духовке. Процессы запекания и подрумянивания точно по времени рассчитать нельзя: все изделия различаются по объёму, каждая печь имеет свои особенности.

Ещё раз хотелось бы отметить полезность занятий лепкой из соленого теста.

  • На занятиях по тестопластике, дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • тестопластика включает в себя множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств, работа с красками и еще многое другое;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия;
  • тесто является теплым, экологичным и доступным материалом.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного и образовательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения

«Жемчужина»

Консультация для родителей

«Роль совместного творчества в семье»

Подготовила:

Л.Н. Песоцкая,

Инструктор по труду

отделения реабилитации

для детей и подростков

с ограниченными  

возможностями

Когалым, 2015

Консультация для родителей: «Роль совместного творчества в семье»

Тема детского творчества неисчерпаема. Мы говорили, и будем говорить о детских творениях, так как именно через творчество наши малыши проявляют себя, заявляют миру взрослых о своем отношении к тем или иным вещам. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов.

Еще совсем недавно рисование, лепка, аппликация считались занятиями для ребятишек лет с трех, никак не раньше. Мало кому из мам лет 10-15 назад пришло бы в голову дать краски или пластилин в руки двухлетнему карапузу. Сейчас уже никого не удивишь художниками в памперсах. Ведь малышам важен сам процесс, а не конечный результат! Но об этом знают не все взрослые. Многим уже с пеленок не терпится знать, вырастет ли из их крохи Пикассо или второй Шагал.

Психологи и педагоги отмечают, что в определенном возрасте детскому рисунку характерны те или иные черты. То, что хорошо для трехлетки, не совсем норма для шестилетнего «автора». А при определенных обстоятельствах и в определенном возрасте (чаще переходном) вообще наступает охлаждение к изобразительной деятельности. Не будем делать на этом акцент, а уделим внимание позиции родителей, которым не безразлична судьба их маленьких рисовальщиков.

Взрослые «любят» видеть в детских рисунках то, чего нет. Особенно это касается цвета. Доступность и распространенность современных рисуночных тестов сыграли с нами злую шутку. Скажу сразу: нет ничего страшного в том, что малыш рисует каким-то одним цветом. Черное небо и тому подобные вещи на рисунках маленького исследователя вовсе не означают, что он переживает депрессию, мрачно смотрит на жизнь или что-то в этом роде. Это для нас, взрослых, цвет несет символический смысл: черный олицетворяет печаль, страх или грусть; красный – страсть, агрессию; желтый – радость и т.п.  Чаще всего для ребенка процесс изучения красок начинается с того, что какой-то один цвет привлекает его внимание больше остальных и становится предметом экспериментов. Так, в течение некоторого времени все детали рисунка (дома, люди, машины, деревья) будут именно такими. Пройдет день, неделя – и ситуация изменится. И только после того, как малыш познакомится со всей палитрой, мир его рисунков снова станет многоцветным.

И немного о способах… Их гораздо больше, чем вы можете себе представить! В стране детских фантазий бывает все! Не ограничивайте маленьких художников! Давайте им для рисования бумагу разного размера, цвета, фактуры. Кисточки различной эластичности, толщины и длины ворса. Предложите на выбор карандаши, фломастеры, цветные ручки, мелки, краски. И хвалите, непременно хвалите! И если малыш нарисовал нечто серо-буро-малиновое и назвал это кошкой, обязательно восхититесь и ни в коем случае не доказывайте, что ТАКИХ кошек не бывает. Если вагончики в паровозе отрываются колесами от земли и плывут по небу, а цветы растут вверх ногами – не беда. Не стоит все это отрывать и переклеивать заново! В такой непосредственной детской работе куда больше очарования, чем в строго выровненных симметричных шаблонных аппликациях. Не бойтесь пластилина, соленого теста, глины. Для ребенка игра с ними — отличный способ снять негативную энергию, полезный тренажер для маленьких пальчиков. Учите ребенка пользоваться этими материалами, но не предлагайте «готовых» решений. Пусть он сам решает, что и как лепить. По словам писательницы, педагога, скульптора Елены Макаровой, если однажды вылепить для ребенка стоящую собаку, он уже никогда не слепит собаку сидящую.

Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Многие родители считают: главное — восхищаться любимыми детскими работами, оберегая «внутренний мир» ребенка, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но научить ребенка навыкам и умениям необходимо. В каком возрасте возникает детское творчество? Каковы его источники? Почему родители должны обращать внимание на проявление творческих способностей у ребенка? Как правило, детское творчество раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать. Детское творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, навыки, умение, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию. Чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимы определенные условия. Прежде всего, связь обучения с жизнью: родители должны знать и понимать, что ребенка может заинтересовать, то, что связано с его непосредственным опытом и окружением. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить. А в связи с тем, что восприятие дошкольников является чувственным (для них важно потрогать, увидеть, «почувствовать» реалии этого мира), познание мира должно носить наглядный характер. Для создания творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка, в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера. Приобщаясь к детскому творчеству, приобретаются практические умения, благодаря которым ВЫ РОДИТЕЛИ  вместе с детьми будете заниматься и творить. Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра.



Предварительный просмотр:

БУ социального обслуживания Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Радуга надежды»

Консультация для родителей.

Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми

с задержкой психического развития.

Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Песоцкая Л.Н.

Когалым 2013г.

Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми

с задержкой психического развития.

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все фронтальные и индивидуальные занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой, конструированием.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким, друзьям, а также использовать их в игре.

Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, педагог тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:

  • Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»).
  • Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное).
  • Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
  • Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
  • Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
  • Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице и т.д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.
  • "Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т.д.).

Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные кляксы), а также выполненных ранее детских работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы Премудрой построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру).

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях по изодеятельности используют разнообразные приемы и методы:

  • Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).
  • Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.
  • Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ педагога.
  • Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.
  • Игры и танцы на занятии.
  • Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.
  • Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках).

Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Педагог предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать, раскрасить все изображения.

В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).

Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные:

«Что я умею рисовать»

«Веселое рисование»

«Что хочу ... и чем хочу ...» (рисование, лепка, аппликация)

«Картинка из мозаики» (аппликация) «Лепим продукты для магазина» «Мой любимый праздник»

«Укрась что хочешь» (салфеточка, платье, юбка, коврик, шарфик)

«Кто летает?» (рисование, лепка) «Нарисуй любимую сказку» «Вылепим что-нибудь вкусненькое» Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу.

Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....