Как защитить ресурсы своего ребёнка
статья (5 класс) на тему

Крохина Елена Фёдоровна

Материал для обсуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как защитить ресурсы своего ребёнка

 

Каждый ребёнок обладает большими защитными ресурсами психологического и физического здоровья. Но в непростых условиях современной жизни всё же достаточно поводов для родительских тревог. Взрослым следует помнить, что часть защитных ресурсов ребёнка напрямую связана с нашим поведением как родителей, и сохранять определённую долю оптимизма. Некоторые идеи и советы практических психологов давно доказали свою эффективность. Постарайтесь следовать им, когда это возможно.

Чаще выражайте любовь к своим детям: словами, тоном голоса и взглядами.

Поговорите с ребёнком о том, как сделать вашу квартиру более гостеприимной и удобной для него и его друзей. Сделайте всё, чтобы ваш дом был приятным местом для друзей вашего ребёнка.

Будьте готовы всегда внимательно выслушать ребёнка. Пусть для него станет очевидно, что вы цените его мнение, знания, уважаете его чувства.

Время от времени проводите с сыном или дочерью целый день вместе. Пойдите в парк, в театр, на природу. За этот день вы переговорите обо всём на свете.

Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребёнком, тем больше он с вами будет делиться. Если вы что-то не знаете и не можете ответить на вопрос ребёнка, помогите ему докопаться до истины.

Предоставьте своему ребёнку возможность иногда проводить время вместе с другими взрослыми: родственниками, учителями, соседями. Они могут положительно повлиять на ребёнка.

Регулярно спрашивайте ребёнка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий.

Когда вы куда-то уходите, скажите детям, куда вы идёте и когда придёте. Оставьте телефон, по которому вас можно найти. Это хороший пример ответственного поведения, которому ваши дети будут подражать в будущем.

Во многих школах есть психологи, научите ребёнка в случае необходимости обращаться за помощью к профессионалам.

  • Обучение безопасному выражению гнева.

« Недружественный шарж»- нарисовать карикатуру обидчика. После этого спросить, как ребёнок себя чувствует, и что ему хочется сделать с этим « шаржем» (пусть ребёнок совершит это в действительности).
« Мешочек криков». Договориться с ребёнком, что, пока мешочек у него в руках, он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо, но когда он мешочек отпустит, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.
« Лист гнева»- лист можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока ребёнок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко справится со своим гневом, собрав все кусочки « листа гнева» и выбросив в урну.
« Подушка для пинаний»- этот игровой способ подойдёт к тем детям, которые, разозлившись, склонны реагировать, прежде всего, физически - сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются. Подушка небольшая тёмного цвета, которую ребёнок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным.
« Гнев на сцене»- этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребёнок злится ( или только, что испытал злость), можно предложить ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. Произносить реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, какие считает необходимым, при этом выразительно двигаясь.
Научить ребёнка расслабляться. При этом использовать показ и тактильную помощь. Упражнения « роняем ручки», « трясём кистями», «стряхиваем воду с пальцев» и др.
Игры с шишками, песком.

Пальчиковые игры, « нарисуем на пальчиках ниточки», « кап-кап»« нарисуем губки, бровки, глазки».

Формула самовнушения с 6 лет.

Релаксация.
Расслабление с помощью дыхания (короткий вдох-длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания).
Упражнения для снятия напряжения. Встать прямо, плечи отвести назад, руки опустить вдоль туловища. Постепенно приподнимать пятки от пола, перенося всю тяжесть тела на ступни ног, одновременно поднимать руки и разводя их на уровне плеч, словно крылья-вдох. Выдыхать воздух, переходя в и. п.
 «Посчитал до десяти, и я решил…»
Визуализация. 
А). Рассмотреть в течение нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан с водой, настольную лампу. Закрыть глаза и представить этот предмет.
Б). Закрыть глаза и вообразить яркий, живой цветок. Взять его в руки и поднести к лицу. Почувствовать аромат.
В). Сесть, закрыть глаза, расслабиться, сосредоточиться. Мысленно представить светящийся белый круг (квадрат, треугольник, яблоко, грушу).
Музыкотерапия.
« Сладкие грёзы» П.И.Чайковский, « Грустный вальс» Я.Сибелиуса;
« Фантазия – экспромт» Ф. Шопен;
« Аве Мария» Ф. Шуберт;
« Лунная соната» Л. Бетховен;
« Хор пилигримов» Р. Вагнера;
« Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский;
Танцетерапия
« Танец утят»;
« Лавата»; 
« Если весело живётся».
Изотерапия
Рисование с закрытыми глазами; штриховка контуро изображённых предметов; фронтаж (обведение картонных фигурок на ощупь);
Пуантилизм (пальцевая живопись);19.Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических рассказов, « игра в смешные слова»;
Ароматерапия, управляющая настроением, работоспособностью, снижающая уровень утомляемости, снимающая стрессовые состояния
( ароматы лаванды и розмарина-успокаивают, настойка ивы, остролиста снимают напряжение, раздражительность).
Созерцание маленького животного, аквариума с рыбками; слушание журчания воды, звуков природы и т. д.;
«Эмоциональный словарь» (набор карточек с изображением лиц в эмоциональных различных состояниях).
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребёнка, его проблем и переживаний.

*Самооценка.
Каждый родитель знает, насколько она важна для развития и становления личности ребёнка.
Но как воспитать в ребенке умение правильно оценивать себя и свои поступки? Как убедиться в том, что наши дети в достаточной степени уверены в себе и готовы преодолевать все трудности, с которыми им предстоит встретиться?
Это действительно не легко. Если в вашей семье растёт младший школьник, постарайтесь нащупать тонкую грань между воспитанием у него чувства уверенности в себе и излишней опекой. Ведь, с одной стороны, каждый ребёнок нуждается в нашем внимании и заботе. А с другой – очень важно вовремя почувствовать тот момент, когда уже пора дать ему возможность проявить самостоятельность! Именно это и поможет воспитать в вашем ребёнке здоровую самооценку.

*Эти советы помогут вашим детям обрести чувство уверенности в себе.

Я тебя люблю. Эти три таких знакомых всем нам слова способны свернуть горы, если речь идёт о развитии самооценки у ребёнка. Постоянно давайте вашему чаду возможность почувствовать и понять, что вы его любите и очень цените как необычайно важного члена семьи.

Я тебя внимательно слушаю. Насколько это возможно, уделяйте вашему ребёнку максимум внимания. Задавайте ему вопросы. Давайте ему понять, что вы высоко цените все его идеи и уважаете его чувства.

Главное, ты старался. Будьте реалистичны в ожидании результатов от самостоятельных действий вашего ребёнка, адекватно соотносите их с его возрастом. Если ваш ученик с гордостью объявил, что сам заправил кровать, не мечтайте, что на ней не будет ни одной складочки. Пусть она в ваших глазах будет выглядеть, как почти незаправленная. Самое главное, что он старался.

Молодец, хорошо потрудился! Чаще хвалите вашего ребёнка, но при этом будьте с ним честны и справедливы. Постарайтесь его не захваливать. Если ребёнок почувствует с вашей стороны неискренность, он перестанет доверять своим собственным чувствам и мнению.

На ошибках учатся все, и ты тоже. Если это безопасно для ребёнка, давайте ему возможность самому совершать ошибки. Рассказывайте ему о ваших собственных проколах и неудачах. Например, покажите ему, что только что испеченный вами пирог получился немного кривым, но при этом он всё равно очень вкусный. Страх потерпеть неудачу может настолько закомплексовать ребёнка, что он вообще будет бояться делать что-то новое. Собственные ошибки, наоборот, помогут ему обрести веру в свои силы и начинания.

*Как дать ребёнку почувствовать, что он особенный.

• Сделайте коллаж из фотографий вашего ребёнка в разном возрасте.
• Оформите книгу «Как я расту», где будут описаны его успехи, различные смешные случаи, его друзья, а также любимые блюда, цвета, животные и пр.
• Поставьте/повесьте его лучшие работы и поделки на самом видном месте.
• Пригласите его в парк, кафе или просто на прогулку.
• Напишите лично для него записку и положите её, скажем, на стол, где он занимается или играет.
• Почитайте вместе с ним книгу или журнал.
• Разрешите ему самому дать имя новому домашнему питомцу.
• Чаще обнимайте его!
• Просто любите его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...

Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.

Родительское собрание в 7 классе с применением ИКТ....

родительское собрание "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

. Задача данного собрания - вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приёмы оказания им помощи в этом виде деятельности. Собрание проводится в форме семи...

Умеете ли вы любить своего ребёнка

материал для работы с родителями. Родительское собрание для 5 класса...

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка.

Кто участвует в буллингеЧто делать, если ребёнок стал жертвой буллингаКак распознать буллингЧто делать родителямЧто делать учителюЧто делать ребёнкуЧто делать, если твой ребёнок — буллер...

Устный журнал «Чтоб защитить Москву свою, Ты должен отстоять Воронеж!»

    Задачи мероприятия:       1. В ходе мероприятия показать значение битвы за город Воронеж в Великой Отечественной войне.       2. На пр...