Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Граблюк Оксана Александровна

     

    1. Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
    2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
    3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   

                                   Родительское собрание на тему  

          «Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться»

    Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.

    Задачи:

    1. Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
    2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
    3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.

    Форма проведения: семинар – практикум.

    Подготовка:

      «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»

                                                                                                                                                     Легуве

       «Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера»

                                                                                                                                                      Левис

       «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться»

                                                                                                                                                        Ж.Руссо

        «Кто не может взять лаской, тот не может взять строгостью»

                                                                                                                                                        А.Чехов

     Тексты заповеди( приложение)

    Анкеты для учащихся и для родителей (приложение)

    Ход собрания:

    Учёба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно  участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда ещё малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учёбой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного учёного, профессора Махмутова, посвящённая проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности.

    Наша задача состоит сегодня в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические  приёмы оказания помощи им в этой деятельности.

    Слово психологу школы.

    А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности(участники разбиваются на группы). Перед вами на доске – «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?». Значимые , на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах листьях, а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу – 8 – 10 минут. (Возможные причины:

    Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

    Недостаточное умение читать и понимать текст.

    Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

    Несформированность настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности.

    Неумение сравнивать, находить аналоги.

    Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.

    Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

    Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

    Низкая самооценка школьника)

    Этот этап завершается комментариями каждой группы.

    Ув.участники! в процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась вашей роли и степени вашего участия в учебной д-ти детей. Сопоставив результаты анкет, вы можете определить для себя, насколько вы осведомлены о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребёнок, и какова степень вашего участия в учебной д-ти. Сравнение поможет вам выявить то, на что вы , возможно, не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. (замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует  очень серьёзно задуматься, если оно 5 или менее. В этом случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебнлй д-ти своего ребёнка и вам следует находить больше времени для его поддержки.

    Сейчас, ув.участники, каждая группа получит вариант ситуаций, который вы обсудите в течение 5 минут и представите возможное решение данной проблемы. Вместо этого можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. (ситуации – приложение)

     Общий вывод: нет правильных и неправильных решений в какой-то сложной для ребёнка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых следует изучать своего ребёнка, быть рядом с ним, разделять проблемы и учиться их разрешать вместе.

    Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности – учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться – это значит получать одни «пятёрки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя прцесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

    Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, решённой задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребёнка, чем хорошая оценка.

    Если появились плохие оценки и ребёнок не может с ними справиться, вы ему можете помочь, соблюдая ряд простых правил:

      *постарайтесь не особенно ругать ребёнка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

       *выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребёнка оценка, чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребёнок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то ещё.

       *проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребёнка как личности. На ошибки следует указывать сдержанно.

       *хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребёнок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принёс вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребёнка.

       *хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправит или избежать.

       *ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

    Мы завершаем работу, благодарю участников и прошу каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребёнка.

    Слово родителям. (предаём друг другу листок)

    Подведение итогов собрания:

    Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребёнка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

    У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького человека никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть стоит присмотреться к себе и измениться. Я приготовила для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаю их вам, завершая наш сегодняшний разговор.

    Приложение 1.

                             Заповеди воспитания:

    *найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.

    У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

    *не ругайте, а учите!

    Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. и маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему в порыве гнева. Критиковать надо не  ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоя объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит. Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

    *оцените сильные стороны своих детей.

    Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребёнка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» его ответы могут открыть нам такие способности ребёнка, о которых мы раньше и не подозревали.

    *развивайте в ребёнке уверенность в себе.

    Если ребёнок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя ещё выше, что ведёт к достижению ещё больших успехов.

    *научите своего ребёнка расслабляться.

    Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думаете более чётко, и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и нучите ребёнка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чём надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребёнок думает об этом, пока не успокоится.

    *напоминайте ребёнку о его успехах.

    Можно также предложить ребёнку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

    *идите к цели постепенно.

    Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесить её на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что по программе и т.д.

    ! никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

    Приложение 2.

                                               Анкета для учащихся.

    1. поддерживают тебя родители в учёбе?
    2. говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
    3. назови твой самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
    4. часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
    5. какой предмет был самым любимым

    а)у твоей мамы,

    б)у твоего папы?

    6.   назови, что в течение последней недели читали твои

          а)мама,

          б)папа?

    7.   что в течение последней недели прочёл ты?

    8.   обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

    9.   наказывают ли тебя родители за промахи в учёбе? Как?

    10. любишь ли ты учиться?  Если нет, то почему?

                                               Анкета для родителей.

    1. поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
    2. говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
    3. назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
    4. часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
    5. назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у мужа (жены)?
    6. назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж(жена)?
    7. назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?
    8. обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
    9. наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? Как?
    10. любит ли ваш ребёнок учиться? Если нет, то почему?

    Приложение 3.

    Ситуация 1.

    «Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».

    Ситуация 2.

    «У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе».

    Ситуация 3.

    «Придя с работы, вы застаёте ребёнка в слезах. Поговорив с ребёнком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, кА выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребёнок абсолютно уверен в том, что у нег это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. КА помочь ребёнку, не сломав его?»

    Ситуация 4. «Ребёнок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о её содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации  должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силён в математике?»

    Ситуация 5.

    «Накануне ребёнок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребёнок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?»

    Ситуация 6.

    «Ребёнок получил четвёртую «двойку» по одному из предметов».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.

    Родительское собрание в 7 классе с применением ИКТ....

    родительское собрание "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

    . Задача данного собрания - вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приёмы оказания им помощи в этом виде деятельности. Собрание проводится в форме семи...

    Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться». Презентация к родительскому собранию

    О трудностях ученияГений — это один процент таланта и девяносстодевять процентов труда.Томас ЭдисонЗадачи: ознакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти; показать родителям достижения ...

    Родительское собрание «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»

    Родительское собрание    «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»...

    Методическая разработка родительского собрания по теме «Трудный диалог с учебой» (с участием педагогов и учащихся)

    Родительское собрание по теме "Трудный диалог с учебой"Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию успешной учебной деятельности учащихся; анализ учащимися своей учебн...

    Родительское собрание " Как помочь своему ребёнку учиться"

    Родительское собрание "Как помочь своему ребёнку учиться"...