Статья "Влияние возрастных психологических особенностей на обучение и социализацию первоклассников "
статья ( класс) по теме

Кутырина  Светлана Анатольевна

Особенности психологического развития восьмилетних первоклассников. На что следует обратить внимание родителям первоклассника и как помочь ребёнку адаптироваться в новом для него коллективе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_vosmiletnego_rebyonka.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Психология ребенка 8 лет

   Впервые психика ребенка очень четко проявляет себя в восемь лет. Восьмилетние дети начинают понимать различие между полами. Девочки начинают лучше приучаться к порядку и становятся более опрятными. Мальчики чаще отвлекаются, становятся менее внимательными на занятиях.

   В психология детей 8-9 лет можно отметить интересный аспект: восьмилетние дети начинают сомневаться в правильности действий взрослых. В семье могут часто происходить конфликты по причине того, что ребенок что-то прочитал в книге, а родители предоставили ему иную информацию, и эта информация отличается от информации в книге. В этом возрасте могут не совпадать мнения учителей и родителей. Как следствие, наблюдается непослушание ребенка.

   В восемь лет психика ребенка нарушается. Восьмилетние дети очень эмоциональны и достаточно несдержанны. Очень часто им трудно решить проблему, которая кажется очень простой. Чтобы облегчить детям задачу — приучайте их к самостоятельности. Однако делать это следует медленно и очень ненавязчиво по отношению к малышу.

Мотивация ребенка

   Семь — восемь лет — это период кризиса. В восьмилетнем возрасте малыш утрачивает детскую наивность и непосредственность. В отношении окружающих он уже не настолько непосредственен. Данный процесс происходит очень эмоционально. В возрасте восьми лет происходит дифференциация внутренних и внешних сторон личности дошкольника.

   Очень важно обратить внимание ребенка на мотивацию. В восьмилетнем возрасте появляются новые поведенческие мотивы. Познавательный мотив занимает главенствующую роль, именно он и побуждает школьников идти на занятия в школу. В данном возрасте у школьников возникает мотив в получении хороших оценок, в социальном и в общественном признании. Познавательный мотив более развит у школьников, нежели у детей, которые еще не достигли шестилетнего возраста.

Есть ли разница в психологии мальчиков и девочек?

   Относительно психологии детей восьми-девятилетнего возраста можно сказать, что восьмилетний ребенок начинает различать два своих «Я» — идеальное и реальное. У него появляется понимание того, кем он хочет стать и кем является на сегодняшний момент. Восьмилетки оценивают себя достаточно адекватно, завышенной самооценки в этом возрасте не наблюдается. Можно заметить, что дети в восемь — девять лет стали медленнее делать домашние уроки. Интересно будет узнать, что девочку легче заставить думать на уроке, нежели мальчика. Мальчики более непоседливы, им труднее переносить статическую нагрузку на уроках — как следствие, они невероятно шумят на перерывах (не соблюдая правила своей и чужой безопасности), могут нарушить дисциплину на уроке  (мешая получать знания своим одноклассникам, что ведёт к очередному конфликту со стороны сверстников и их родителей). Если раньше не приучили ребенка к порядку, то в возрасте восьми — девяти лет это становится сделать немного труднее. Мальчишки реже начинают обращать внимание на то, в каком состоянии их одежда. Они легче относятся к тому, что их одежда грязная или рваная. Девочек состояние их одежды очень волнует.

   Что касается психологии детей 8-9 лет, то можно заметить, что у девятилетних мальчишек можно отметить отсутствие ответственности. К сожалению, их не очень интересует выполнение домашних заданий — они могут о них попросту забывать. Также не придается большого значения полученным оценкам в школе. Часто бывает так, что родителям приходится узнавать о домашних заданиях сына (по телефону у одноклассников, в электронных дневниках). У девятилетних ребят менее развиты аккуратность, терпеливость, усидчивость и исполнительность.
  Данный период является сложным в жизни ребенка. У девочек наблюдается некая стабильность в отношении настроения. У мальчиков происходят перепады настроения — начиная от чрезмерной самоуверенности до полной потери уверенности в себе.
  Что касается словарного запаса, то здесь лидируют мальчики. Он у них намного больше.
  Это обусловлено тем, что в словарном запасе девочек больше предметно-оценочных слов, а в словарном запасе мальчишки больше слов, которые передают действия.

Родительское сопровождение

   Свое свободное время девятилетние мальчишки уделяют подвижным играм, спорту. Девочкам начинает больше нравиться играть на музыкальных инструментах, читать. В возрасте восьми — девяти лет малыша можно отдавать на занятия горнолыжным спортом, акробатикой или спортивной гимнастикой.

   В этом возрасте малыш нуждается в собственных оценках личного «Я». Когда ребенок что-то сделает — не спешите давать оценки или высказывать собственное мнение. Для начала ребенок должен научиться самостоятельно выполнять как можно больше действий.

   Родителям потребуется иногда подсказывать, но, по большому счету, нужно научить ребенка самостоятельной самооценке (в школе это заполненный ежедневник/дневник с самооценкой).
  Разговаривая с родителями о своих действиях, ребенок начинает понимать суть своего внутреннего «Я».
  Анализ поступков вместе со своим ребенком приведет к тому, что малыш научится предварительно раскладывать ситуацию на составляющие, он научится понимать последствия своих действий или бездействия.      

    Анализируя поступки, ребенок перейдет от импульсивных действий к осознанному поведению, к самовоспитанию.

   Девятилетний ребенок может стать неразговорчивым, может отдалиться от родителей, и стать скрытным. Ребенок становится старше и может стесняться того, что Вы забираете его из школы. Именно в возрасте девяти лет следует показать ребенку всю важность ценностей.
  Сделайте упор на передаче духовных, моральных ценностей. Когда школьник общается со своими ровесниками — он очень многое слышит, и ему просто необходима фильтрация информации — именно родители должны стать тем источником, который поможет разобраться в различных, порою противоречивых, сведениях, ситуациях, поступках.
  В этом возрасте еще есть возможность внести некоторые изменения в воспитание школьника.
  Ребенок стал старше, он уже больше не ходит в детский сад, его считают взрослым, ставят некоторые рамки и условия его поведения — это обуславливает трудности в возрасте восьми — девяти лет.

   Кроме того, ребенок постоянно пытается понять, как ему нужно себя вести на улице, с родственниками, в школе, с друзьями.

    Сопровождение со стороны взрослых:  обмен информацией с родителями (беседа: выслушать обе конфликтующие стороны, выяснить взаимные интересы, научить детей общаться), классным руководителем (на что обратить внимание). Нельзя ругать  и запугивать чужого ребёнка, а нужно объяснять своему - как выйти из той или иной конфликтной ситуации и что делать, чтобы её не допустить (ругань, драки). Не забывайте, что дети только учатся общению друг с другом используя при этом не всегда приемлемые приёмы и методы коммуникации. Представлять интересы ребёнка могут только родители, которые несут ответственность за его воспитание и образование, поэтому посещение родительских собраний, где можно обсудить все интересующие вопросы о жизни классного коллектива в котором развивается ваш ребёнок обязательно для каждого заботливого родителя, понимающего, что он является образцом (в т.ч. и в модели поведения) для своего ребёнка, который старается быть похожим на своих родителей.

   Часто этот период проходит более спокойно, чем иные кризисные годы ребенка. Если ребёнок наблюдается у специалиста (особая группа здоровья), то нужно проводить своевременные реабилитационный курсы (в т.ч. медикаментозное лечение).  

 А главное:  находить время уделять ребёнку внимание, иначе он вынужден будет привлекать его (пусть даже негативное) своими поступками (сквернословие, жестокость по отношению к сверстникам).

Адаптация к школе

   

   Не всегда определенные умения, как-то умение считать, читать и писать делают ребенка абсолютно готовым к школе. Очень важно психологически быть адаптированным к тому, что теперь жизнь ребенка в корне изменилась.  

   Старайтесь делать так, чтобы ребенок с радостью шел в школу, расспрашивайте его не только об оценках, но и о его поступках, друзьях, о том, что он прочитал, что нового для себя узнал на уроках. Ребенок — это же не только школьник, это прежде всего постоянно изменяющаяся личность. Если у ребенка что-то не складывается с предметами — помогите ему сделать задачи, решить примеры. Объясните, как их делать и проконтролируйте выполнение. Такая помощь всегда будет нужна ребенку. Ребенок может плохо учиться, стать более замкнутым только по причине того, что боится допустить ошибку или неуверен в правильности своего поведения в школе. Когда ребенка постоянно критикуют из-за плохих отметок, то он еще сильнее замыкается в своей не успешности. Помогите ребенку с теми предметами, где ему труднее разобраться, и хвалите его за успешность в тех предметах, которые он знает с блеском. Похвала играет очень сильную роль в дальнейшем успешном обучении. Даже сталкиваясь с трудностями, казалось бы, неразрешимыми, малыш будет внутренне знать, что он сможет справиться с ними, потому что родители верят в него и всегда помогут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Статья "Возрастные психологические особенности пятиклассников"....

Возрастные психологические особенности

Возрастные психологические особенности пятиклассников....

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возрастные психологические особенности пятиклассников.Валентина ЗАЙЦЕВА,профессор10 советов родителям подростковСоветы  школьного психолога родителям подростка Что, в отличие от взрослых, ни...

Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.

В данном выступлении на методическом школьном объединении даются советы, как повысить коммуникативную культуру учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и фи...

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Возрастные психологические особенности пятиклассников....

"Возрастные психологические особенности подростков"

Данные материал предназначен для использования такими специалистами как социальные педагоги и педагоги-психологи для подготовки и проведения классных собраний, тематических бесед  с родителями. Т...

Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения

Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения...