Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
В данном выступлении на методическом школьном объединении даются советы, как повысить коммуникативную культуру учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
Доклад на заседании
методического объединения
учителей истории, МХК и
обществознания Туканенкова В.А.
2008-2009 учебный год.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.
Гораздо больше внимания уделяется письменным работам, нежели устным ответам.
Однако учащиеся-старшеклассники хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее внимание развитию их умения общаться в рамках урочных занятий.
Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу, потому что, по их мнению, в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования компетенции ученика.
Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают небольшие проблемы и страхи, что свидетельствует о необходимости коммуникативной тренировки в ходе учебных занятий. Учащиеся затрудняются свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно при этом сделать самостоятельный вывод.
Как изменить ситуацию? Как сделать речь ученика активной?
Для этого необходимо осознанное понимание педагогами необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной культуры учащихся.
Всю работу можно разделить на 3 этапа:
1 этап - готовность учащихся участвовать
в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом
исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием
работы над проблемой или темой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно.
2 этап - простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умения сделать свое высказывание
понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно,
ярко и кратко;
- умение использовать риторические вопросы;
- умение вступать в контакт с партнером и
собеседником;
- умение регулировать громкость и скорость
речевого высказывания.
3 этап - умение вести беседу в паре, группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести ее;
- умение участвовать в конференциях, играх и
турнирах.
Все вышеназванное помогает учащимся преодолеть проблемы в общении, с течением времени у них формируется так называемая мотивация компетенции, которая будет предшествовать учебной компетенции и учебным достижениям школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках ОБЖ
Общественная и семейная среда не всегда создают благоприятные условия для трансляции и формирования у подрастающего поколения позитивной коммуникативной культуры. Именно поэтому значительную роль в фо...

Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания
В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

Статья "Рекомендации по применению продуктивных методов работы для повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка."
В данной статье рассказывается о том, что для повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка целесообразно использовать Интернет, применять методы проектов, проводит...
Повышение вычислительной культуры учащихся на уроках математики через систему устных упражнений как средство развития математических способностей
Повышение вычислительной культуры учащихся...